Связь через спутники для отдаленных регионов любой страны играет первостепенную роль. По широкому спектру вопросов использования спутниковой связи дал интервью Владимир Глебский, советник генерального директора МОКС «ИНТЕРСПУТНИК», президент «Интерспутник Холдинг ЛТД», генеральный директор ООО «Исател».
– Как вы оцениваете платежеспособный спрос на услуги широкополосной связи на Дальнем Востоке России? Насколько обширно в этом регионе пространство для коммерции? Или речь идет скорее о социальных проектах под эгидой государства?
– Спрос на любую услугу определяется сочетанием факторов, в том числе количеством потенциальных потребителей, потребностью в услуге, ее ценой (доступностью), наличием альтернативных предложений. Сдерживающих факторов всего два – доступность и стоимость. Для спутниковой связи Дальний Восток – перспективный рынок, так как там нет развитой инфраструктуры связи, которая бы обеспечивала широкий спектр альтернативных предложений. Поэтому потенциальное пространство для спутниковой связи там широкое. В то же время, чтобы обрести настоящую массовость, услуга должна быть доступной по цене. Спутник не дешев во всем мире, и практически везде удаленные районы, как и сами спутниковые проекты, получают поддержку государства. Дальний Восток не может быть исключением. Реализация там государственных социальных и инфраструктурных проектов как раз и должна подстегнуть развитие услуг связи и Интернета для всего населения, а не только для крупных городов и предприятий.
– Каким спутниковым ресурсом располагает «Исател» для обеспечения связи на Дальнем Востоке? Достаточно ли ресурса для обеспечения связью потребителей на севере региона – на Чукотке, Камчатке, в Магаданской области?
– Благодаря теснейшим связям с МОКС «ИНТЕРСПУТНИК» ООО «Исател» в целях реализации своих проектов располагает доступом к самому широкому спектру предложений спутниковой емкости как для дальневосточного, так и для других регионов. По действующим ценам спрос на него, можно сказать, уравновешен, однако дополнительный ресурс по более низким ценам тоже будет востребован, в регионе его ждут.
– С какими диапазонами (С, Ku, Ka) вы в большей степени связываете развитие услуг связи на Дальнем Востоке и почему?
– Не секрет, что для низких углов видимости спутников и климатических условий этого региона С-диапазон является предпочтительным с точки зрения обеспечения надежности и качества связи, однако ресурс его ограничен. Поэтому в С-диапазоне работают сети клиентов, наиболее требовательных к качеству. В связи с дефицитом С-диапазона и совершенствованием технологий в Кu-диапазоне развитие получили сети и в этом диапазоне. Дальнейшее движение в Ка-диапазон, скорее всего, неизбежно, когда закончатся возможности в Кu. Однако вследствие большей неустойчивости приема в более высоких частотах Ка будет использоваться под дополнительные каналы связи, а также в сетях, ориентированных на нетребовательных к качеству пользователей, прежде всего для нужд частных пользователей Интернета. Так что развитие будет идти во всех трех диапазонах, но применение каждого из них будет иметь свой акцент и свою группу потребителей.
– Современные заказчики все больше заинтересованы в получении мультисервисных услуг связи. Как эта тенденция отражается на сегменте спутниковой связи? Какие спутниковые технологии выходят на первый план?
– Основной средой развития современных мультисервисных услуг является Интернет. Услуга связи по высокоскоростному доступу в Интернет будет самой востребованной и основной для задач обеспечения мультисервисности. Серьезную нишу занимает спутниковое телевидение, которое доказало свою эффективность как надежное и высококачественное технологическое решение по сравнению с различными наземными системами вещания и доставки ТВ-сигнала, в этом секторе идет работа по решению задачи обеспечения интерактивности спутникового телевидения. Что касается телефонии, то при решении задачи мультисервисности и одновременно обеспечения надежности голосовой связи вполне вероятно разделение путей доставки голосового трафика и трафика данных. Если говорить о показателях, то наиболее активный рост будет у спутникового ШПД, но и другие направления услуг будут развиваться, как отдельно, так и в дополнение к услугам ШПД. Информация – самая востребованная услуга в современном мире.
– В перечне услуг вашей компании есть предоставление спутникового ресурса по требованию. Какими категориями заказчиков и для каких целей востребована эта услуга? Какова схема ее организации? Насколько оперативно может быть выделен нужный заказчику ресурс?
– Эта услуга существует давно и, по сути, является комплементарной к основному набору услуг ООО «Исател». Потребители услуги по требованию – это телевизионные компании, военные, МЧС, различные оперативные службы, экспедиции и т. п. Основная цель – оперативная доставка различных видов информации и организация связи на время проведения различных мероприятий. Организацию услуги мы осуществляем через центральные станции в Москве или Хабаровске с использованием приемных терминалов заказчика либо предоставляем свои. Оперативность нашей работы самая высокая в отрасли, услуга может быть организована за считаные часы.
– Насколько часто приходится выполнять проекты по организации связи в труднодоступных местах? Каковы особенности подготовки таких проектов? Есть ли специфические требования к оборудованию земных станций? Какие вопросы приходится решать в таких проектах помимо собственно монтажа станций?
– Удаленные и труднодоступные места – это специфика деятельности спутниковой связи. Там сосредоточено большинство наших клиентов. И конечно, у таких проектов есть своя специфика и в части разработки проектов и требований к оборудованию и условиям проведения работ. Эти знания и умения как раз и составляют наше ноу-хау.
– Особый вопрос – техническое обслуживание станций, установленных в труднодоступных местах. Как этот вопрос решается в вашей организации? Каким ресурсом (технологическим, человеческим) обладает компания?
– Обслуживание осуществляется разными способами и в зависимости от требований заказчика, как нашими собственными силами, так и с привлечением партнеров, с которыми у нас давние и налаженные связи.
– В каких сферах компании удалось реализовать проекты в текущем году? Какие из них были особенно сложными и интересными?
– Текущий год оказался сложным для бизнеса в России в силу известных политических и экономических проблем. Многие операторы спутниковой связи столкнулись с падением деловой активности в целом, а также с проблемами, вызванными снижением курса национальной валюты. Тем не менее, несмотря на тяжелые для бизнеса условия, силами нашей компании на Дальнем Востоке был реализован ряд проектов, среди которых я бы выделил организацию двух высокоскоростных симметричных спутниковых каналов связи в интересах потребителей сектора добывающей промышленности. И условия работы, и сроки по данному проекту были экстремальными, и мы гордимся тем, что наши специалисты достойно справились с этой весьма непростой задачей. Перспективным, с нашей точки зрения, является реализованный в этом году проект по организации канала передачи данных, доступа в Интернет и голосовых услуг в стратегически важном порту Сабетта. Интересным был также проект по организации видеотрансляции в режиме 24×7×365 с мест строительства новых домов для жителей Приамурья, серьезно пострадавших от наводнения в прошлом году. Отмечу, что новостные видеотрансляции одного из телевизионных каналов об известных событиях в Крыму и ряде других горячих точек, которые вы регулярно могли смотреть по телевидению, передавались через нашу спутниковую сеть. Успешная работа с этим каналом продолжается, что тоже составляет предмет нашей гордости и особой заботы.
– Каковы планы компании по развитию своего бизнеса и спутниковой связи на Дальнем Востоке на ближайшие год-два?
– «Исател» опирается на принцип оптимизации технико-экономических показателей проектов, выполняемых в интересах заказчиков. Стратегией компании является гибкий подход при реализации самых сложных проектов под ключ. Мы планируем за счет внедрения новых технологий, более низкой себестоимости и наилучшего качества продукции и услуг увеличить свою долю рынка и в ближайшие три года стать лидером в предоставлении современных инфокоммуникационных услуг коммерческим, государственным и частным потребителям Дальнего Востока.