По данным компании «Мегафона» с начала года сетевой спам-трафик увеличился на 35%. С января по август 2023 года число таких звонков с 28,5 млн в месяц увеличилось до 48,5 млн в месяц. При этом речь идет именно о спам-звонках, а не о действиях мошенников. Помимо прочего, эксперты «Мегафона» отмечают изменения в поведении спамеров, которые стремятся адаптировать собственные спам-стратегии к различным защитным механизмам мобильных операторов. Например, если раньше один и тот же номер использовался в течение месяца, то сейчас речь идет о нескольких часах.
Телефонный спам продолжается
Данные о росте спам-звонков фиксируют и другие операторы. Так, в «Тинькофф» зафиксировали двукратный рост числа спам-звонков с начала года. В МТС за период январь – июнь 2023 года заблокировали «свыше 1 млрд нежелательных вызовов, что на 28% больше, чем за первое полугодие прошлого года». Последние, однако, не уточнили, идет ли речь исключительно о спам-звонках или в эти данные входят и звонки от мошенников.
Спам-звонки с предложением тех или иных услуг уже являются повседневностью для жителей нашей страны, причем проблема приобретает серьезные масштабы. Доходит до того, что абоненты просто не отвечают на звонки с незнакомых номеров. Конечно, такая ситуация является очень нездоровой – она разрушает доверие к одной из ключевых телекоммуникационных систем телефонии. Смысл активизации со стороны рекламщиков понятен – им нужно нарастить продажи своих услуг и напомнить о своем существовании в такое неспокойное время. Однако по большей части россияне реагируют как минимум раздраженно на такие действия, поэтому результат “холодного обзвона” может оказаться отрицательным.
«В настоящий момент как государство, так и операторы, и ИТ-компании предпринимают шаги по сокращению масштабов проблемы, – пояснил ситуацию член комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Антон Немкин. – Положительная тенденция в том, что бизнес действительно включился в разрешение данного вопроса и не оставил пользователя один на один как со спам-звонками, так и телефонными мошенниками. Сюда можно отнести и разработки в сфере телефонных ассистентов, и ведение больших баз данных телефонных номеров, определённых как нежелательные, с последующей блокировкой такого звонка. Тем не менее и мошенники, и рекламщики оказываются очень гибкими и находят новые способы дозвониться до абонентов».
Эффективность спама
Следует отметить, что сейчас даже крупные компании начали обзванивать своих клиентов, чтобы напомнить о себе и предложить новые услуги. Собственно, даже “Сбербанк” недавно обзванивал клиентов, хотя именно к звонкам от “Службы безопасности Сбербанка” все относится наиболее подозрительно. Тем не менее в условиях финансовых турбуленций компаниям нужно напоминать о себе своим клиентам, чтобы подтвердить их работу и внимание. Поэтому даже если такие непрошенные звонки и раздражают людей, тем не менее они поддерживают имидж и репутацию компании.