Хотя сегодня все большую популярность приобретают Интернет и мобильные каналы дистанционного банковского обслуживания, платежные терминалы тем не менее остаются важным способом взаимодействия клиентов с банком. Например, они широко используются клиентами в регионах, где охват интернет- и мобильным банкингом пока не так велик. В Москве терминалы особенно популярны в отделениях банка, в торговых центрах, на станциях метро и в других местах с большим потоком посетителей. В качестве основных трендов развития терминального направления ДБО можно выделить сокращение количества терминалов, а также расширение их функционала.
Развитие рынка платежных терминалов
Если проследить тенденцию развития терминального бизнеса в последние годы, можно с уверенностью сказать, что оборот рынка постепенно увеличивается. Лидирующие позиции занимали и продолжают занимать небанковские терминалы. Так, в 2011 г. совокупная доля самых известных операторов – QIWI, CyberPlat и «Элекснет» – по обороту на рынке превысила 80%.
По сравнению с показателем 2011 г. оборот рынка небанковских платежных терминалов (НПТ) в 2012 г. увеличился на 4,5% и составил 729 млрд руб. При этом доля оборота небанковских терминалов в совокупном обороте всех платежных терминалов достигла 83%.
В 2013 г. оборот рынка электронных платежных систем (ЭПС) составил 2,4 трлн руб., показав рост на 27% по сравнению с предыдущим годом. Оборот рынка платежных терминалов составил 1,1 трлн руб., или 46% оборота рынка ЭПС. По прогнозам агентства J’son & Partners Consulting, в ближайшие пять лет доля оборота платежных терминалов будет ежегодно уменьшаться и к 2018 г. составит 31%.
Если говорить о динамике доходности терминального бизнеса, то стоит отметить, что средний размер комиссии за операции в терминалах в 2008–2012 гг. также ежегодно увеличивался и в 2012 г. достиг 6,3%. Объем платежей через терминалы (БПТ) в 2013 г. составил 180 млрд руб. (плюс 16% к показателю 2012 г.), а к концу 2018 г. достигнет примерно 260 млрд руб. Однако, по мнению специалистов некоторых авторитетных консалтинговых агентств, обострение конкуренции на рынке моментальных платежей снизит средний размер комиссии. Прогнозируется, что в 2017 г. этот показатель будет составлять уже 6%.
В структуре платежей через небанковские платежные терминалы в последние годы также произошли значительные изменения: доля платежей за услуги мобильной связи заметно уменьшилась, в то время как доля переводов (включая денежные переводы, пополнения электронных кошельков, переводы на счета, в том числе кредитных организаций), наоборот, увеличилась. Структура транзакций через терминалы в пятилетней перспективе будет изменяться в сторону увеличения доли переводов и платежей за услуги ЖКХ.
Что касается количества небанковских платежных терминалов, то с начала 2014 г. оно, как и количество транзакций (минус 8% за 2014 г.), стало снижаться в связи с конкуренцией с другими способами оплаты. Подобная динамика будет прослеживаться и в дальнейшем. Тем не менее из-за изменения структуры оборота в направлении платежей размер средней транзакции постепенно увеличивается, следовательно, уменьшение количества НБТ в ближайшее время не окажет негативного влияния на оборот рынка.
По предварительным итогам 2014 г. можно выделить следующие тенденции развития рынка терминалов:
- рост активности кредитных организаций и их взаимодействия с платежными системами;
- значительное расширение перечня доступных к оплате услуг;
- расширение взаимодействия платежных сервисов с государственными структурами;
- увеличение доли региональных платежных систем в общем объеме рынка;
- рост среднего платежа за счет увеличения доли «тяжелых» платежей (погашение банковских кредитов, оплата железнодорожных и авиабилетов, услуг ЖКХ);
- появление электронных кошельков у крупных операторов моментальных платежей, связанное с их заинтересованностью в предоставлении безналичных платежных инструментов.
Распределение игроков на рынке платежных терминалов на конец 2014 г. представлено на рис. 1.
Неиссякаемые возможности
Если говорить об общих тенденциях развития функционала платежных терминалов, то можно отметить значительное увеличение количества опций и возможностей, предоставляемых устройствами. На сегодняшний день они позволяют: совершать в режиме самообслуживания платежи от физических и юридических лиц за коммунальные услуги, мобильную связь и Интернет, в счет погашения банковских кредитов; пополнять лицевые счета в платежных системах; регистрировать заявки на вклады и кредиты; предоставлять доступ к электронным сервисам (электронная очередь, личные кабинеты и т. д.) и многое другое (рис. 2).
Внешне и функционально терминалы могут отличаться друг от друга. В зависимости от выполняемых операций терминал может быть укомплектован следующими обязательными либо опциональными функциональными модулями:
- металлический или металлопластиковый корпус. Внутри устанавливается отдельный металлический ящик с замком для купюроприемника. Корпус запирается на вандалостойкий ригельный замок;
- компьютер, установленный на специальном шасси;
- TFT-монитор с сенсорным экраном;
- устройство бесперебойного питания;
- купюроприемник – для приема наличных денег. Принятые купюры хранятся в стеккере, который снимается при инкассации платежного терминала;
- принтер чеков – для печати и выдачи чека пользователю;
- кард-ридер пластиковых карт;
- PIN-клавиатура;
- сканер штрих-кодов, считывающий 1D- или 2D-код;
- монетоприемник;
- монетосдачник.
В зависимости от своего предназначения и предлагаемых услуг терминалы бывают информационными, платежными и информационно-платежными. Информационные терминалы, или инфоматы, мгновенно предоставляют пользователю необходимую информацию в автоматическом режиме, организовывают и перераспределяют клиентские потоки. Примерами сервисов, доступных в инфоматах, может служить «Электронная очередь» и «Электронная регистратура».
Платежные терминалы, в свою очередь, являются результатом развития рынка микроплатежей, в частности, в области сотовой связи. Попросту говоря, они заменили кассира, принимающего платежи. Кроме того, поставить терминал гораздо дешевле, нежели разместить кассу и оборудовать рабочее место кассира. Если раньше платежный терминал рассматривался как дополнение к бизнесу, то сейчас он представляет собой самостоятельный бизнес.
Информационно-платежные терминалы совмещают в себе функции двух предыдущих: информирование пользователей и прием различных платежей. Начиная с 2006–2007 гг. банковский сектор проявляет особенный интерес к данному сегменту, поскольку терминалы дают банкам возможность увеличивать доступность своих услуг, сокращать временные затраты клиентов на банковские операции и трудозатраты операционистов на обслуживание клиентов, а также привлекать новых клиентов.
В последние годы перечень услуг, которые можно оплатить посредством моментальных платежей, продолжает расти. Сегодня в него входят платежи в пользу Росреестра, Федеральной службы судебных приставов и ГИБДД, налоги (транспортный, земельный, подоходный), коммунальные платежи, визовые консульские сборы, плата за детский сад и многое другое.
Сотовая связь по-прежнему занимает первое место по объему среди всех видов платежей посредством терминалов, на ее долю приходится более 50% внесенных через терминалы средств (распределение остальных назначений платежей см. рис. 2).
Региональная сеть платежных терминалов ФГ «Лайф» объединяет сегодня свыше 300 платежных терминалов, которые используются для приема платежей, пополнения счетов и пластиковых карт.
В 2005 г. в связи с ростом бизнеса и количества банков-участников возникла необходимость унифицировать программную платформу и пользовательскую интерфейсную часть терминалов в целях обеспечения единства системы управления и соблюдения сроков по запуску новых продуктов. В качестве программного решения было выбрано ПО Ingenico-Инфоточка, а стандартным терминалом для установки в офис стал продукт от компании SAGA – ТП-20.
Сегодня все терминалы связаны в единую сеть, которая управляется небольшой группой сотрудников, что позволяет быстро выводить на рынок новые банковские продукты, информировать клиентов об акциях и возможностях, устранять сбои.
Киоск и электронный кошелек вместо терминала
В последние годы особенно заметна тенденция к снижению количества транзакций через терминалы. Это связано в первую очередь с тем, что все более популярными становятся платежи посредством других дистанционных каналов. Реагируя на изменяющиеся потребности клиентов, направленные на все большую «дистанцизацию» взаимодействия, банки не только активно развивают мобильный и интернет-банкинг, но и постоянно совершенствуют платежные терминалы. В рамках этой деятельности обычный терминал постепенно превращается в универсальное многофункциональное устройство по доступу к банковским сервисам. К одним из последних нововведений ФГ «Лайф» в этом контексте можно отнести специализированные платежные киоски (их более 300) и новый платежный сервис типа «электронный кошелек» для оплаты товаров и услуг через Интернет, реализованный совместно с международной платежной системой MasterCard и предназначенный для проведения безопасных онлайн-платежей (коммунальные платежи, мобильный телефон, штрафы ГИБДД и др.). По сути, это виртуальная карта со всеми присущими ей характеристиками: номером, сроком действия (один год), CVС-кодом.
Платежные киоски помимо купюроприемника и чекового принтера оборудованы сканером штрих-кодов, кард-ридером и пин-клавиатурой, что также позволяет клиентам безопасно оплачивать услуги.
Таким образом, банковские платежные терминалы перестали быть просто машинами по проведению транзакций и по сути превратились в многофункциональные аппараты, в мини-банки, значительно упрощающие процедуру оплаты товаров и услуг и осуществления денежных переводов и предлагающие расширенный спектр возможностей. В ближайшем будущем функционал терминалов будет наращиваться, однако увеличения количества устройств и объема совершаемых с их помощью платежей ожидать не стоит в связи с растущей популярностью других, более удобных дистанционных каналов, таких как интернет- и мобильный банки. Банки будут двигаться в направлении постоянного совершенствования уже используемых клиентами каналов ДБО, а также поиска новых решений, удовлетворяющих спрос, вызванный развитием технологий и формированием у клиентов новых потребностей.