17–18 сентября компания IC|ENERGY провела в Москве II международную конференцию «Информационные технологии в финансовых институтах». Основными темами в этом году стали взаимодействие ИТ с бизнесом и поставщиками, ИТ-стратегии, ИТ-дивизион как разработчик инноваций, оптимизация затрат, методология Big data, успешные проекты и инновационные решения для продвижения новых банковских продуктов, мобильные и облачные технологии, управление рисками, безопасность и антифрод, а также другие актуальные вопросы развития ИТ-сектора в России.
Сессии чередовались короткими, но весьма насыщенными панельными дискуссиями, в ходе которых докладчики и участники конференции, как со стороны банковского сектора, так и со стороны ИТ, получили возможность обменяться опытом успешных проектов и представить на суд экспертного сообщества свои оригинальные идеи.
Вице-президент, заместитель директора департамента информационных и банковских технологий ВТБ24 Денис Гузовский отметил в своем докладе, что сейчас внимание банков все больше смещается в сторону Интернета. Это вовсе не означает «отмирания» физических отделений, однако старые экстенсивные подходы, предполагающие простое количественное наращивание клиентской базы, больше не действуют. Так что банкам, которые хотят не просто выжить в новой экономической реальности, а получить импульс развития, приходится думать о том, как предложить клиентам самый широкий спектр услуг при максимально возможном качестве и по минимальной цене. Для этого необходимо наладить тесное взаимодействие различных подразделений банка в режиме онлайн, а это, естественно, достижимо только с помощью современных ИТ-технологий.
Отвечая на вопрос корреспондента ИД Connect относительно имеющихся возможностей импортозамещения, Денис Гузовский подчеркнул, что российское ПО предпочтительнее для наших банковских структур, поскольку оно учитывает местные реалии. В то же время он посетовал на неразвитость данного сектора, объяснив, что для крупных финансовых структур, таких как ВТБ24, сейчас просто нет отечественных решений соответствующего масштаба, поэтому банкам приходится применять западный софт. Что же касается «железа», то в данной области, на его взгляд, импортозамещение вообще вряд ли возможно.
Весьма оригинальное видение места ИТ в банковском секторе предложил управляющий продажами NetApp Роман Князев. Он напомнил о том, что за последний год, например, государственный департамент США на треть урезал свои расходы на ИТ. Американские эксперты считают, что излишнее насыщение производства ИТ-мощностями на самом деле снижает конкурентоспособность бизнеса, а их грамотное урезание, напротив, повышает эффективность работы. Говоря о ключевых тенденциях сегодняшнего дня, Роман Князев особый упор сделал на фактор времени: ИТ должны быстро отвечать на потребности банковского сектора. Эта идея находит свое выражение в новой методологии разработки программного обеспечения DevOps, которая предполагает ускоренное создание нового ПО и сервисов.
Рассуждая о возможностях экономии ресурсов, Роман Князев призвал представителей банковского сектора с большей толерантностью воспринимать идею перевода ИТ в облако, поскольку современные технологии, а главное, уже наработанный западным сообществом опыт позволяют учитывать все возможные при этом риски. Отвечая на вопрос журнала Connect о соответствии облачных технологий новому российскому законодательству, Роман Князев отметил, что банк может легко решить эту проблему, путем размещения в РФ сервера, на котором будут храниться пользовательские данные, держать копии этих записей в облаке (на зарубежных серверах) не нужно.
Искусство работы с данными – это ключ к монетизации, заявил в своем докладе менеджер по развитию бизнеса в финансовом и розничном секторе Teradata Данил Левенстам. Он отметил, что сегодня в банковском уже невозможно конкурировать на рынке стандартных классических продуктов. Необходимо предлагать пользователям новые сервисы, в первую очередь, связанные с Интернетом. Вступив в заочную дискуссию с некоторыми из участников конференции, Данил Левенстам предложил отказаться от устаревшего взгляда на пользователей, которых многие банковские работники до сих пор делят на молодежь, готовую работать с онлайновыми сервисами, и пенсионеров, не подозревающих о Вебе. На самом деле, по динамике развития Интернета Россия занимает одно из первых мест в мире, и это касается не только столичных тинейджеров. За МКАДом «жизнь» не только есть, но она есть и в плане проникновения коммуникационных технологий.
Аналогичные идеи высказал и заместитель директора департамента ИТ «Ингосстраха» Артем Литвин. В частности, он отметил, что уже в этом году онлайновые продажи туристических страховок превысили физические продажи в офисах. Предубеждение, что со страховой компанией клиент готов работать только в реальности, не подтверждается статистикой. Напротив, люди уже готовы использовать онлайн-технологии и с удовольствием делают это, если финансовая организация предлагает такую возможность. Артем Литвин также подчеркнул, что инвестиции, которые были вложены «Ингосстрахом» в разработку и запуск веб-портала и мобильных сервисов, уже полностью окупили себя.
Большое внимание в ходе конференции было уделено вопросам аутсорсинга. Эта идея, как оказалось, имеет в России большое количество сторонников, причем как со стороны ИТ-компаний, так и в банковской сфере. Так, исполнительный директор ICL Services Руслан Вагизов проанализировал, как передача непрофильных функций на аутсорсинг дает возможность руководству банков переключаться на стратегические задачи бизнеса. Для «пугливых» российских банков ICL Services предлагает удобную стратегию Try & Buy, которая позволяет осуществлять поэтапный переход на аутсорсинг.
ИТ-директор «Мираф-банка» Ярослав Медокс рассказал об особенностях удачного перехода среднего (по российским меркам) банка на аутсорсинг. При этом он заострил внимание на следующих выводах. Во-первых, переход на полный аутсорсинг выгоден лишь тем банкам, которые предлагают стандартный набор услуг. Во-вторых, при таком переходе целесообразно применять современные Agile-методики, а не следовать жесткому формальному планированию. Что же касается традиционных страхов банкиров по поводу возможной кражи данных, то Ярослав Медокс напомнил, что по статистике до 80% подобных случаев связаны с «работой» инсайдеров, а значит, место расположения базы данных клиентов, по большому счету, не влияет на их сохранность – украсть клиентскую базу может и «ответственный» служащий банка, и работник облачного сервиса.
Банки США сокращают свои ИТ-отделы – годовые затраты на аутсорсинг в Америке за последний год превысили 1 трлн долл., отметил в своем докладе заместитель председателя РФИ Банка Заур Бесолов. Он предложил в качестве лозунга текущего дня следующее: добиваться максимального результата при минимальных затратах. А это возможно только при грамотном развитии аутсорсинга в банковском секторе.
Несмотря на разницу во взглядах по многим проблемам развития ИТ, большинство участников конференции в ходе панельной дискуссии «Что ждет финансовый сектор рынка?» согласились с тем, что сегодня «закончилось время разгильдяев», банковский сектор получил уникальную возможность «очиститься от шлаков» и оставить у руля менеджеров, способных принимать грамотные решения в кризисной ситуации.
Дмитрий Шульгин