Соглашение без согласия

В Роскомнадзоре призвали внести изменения в закон о персональных данных. В ведомстве отметили необходимость исключения из законодательства пункта о предоставлении согласия на обработку персональных данных (ПД) либо более детального определения условий, когда операторы могут брать согласие на обработку ПД.

В Роскомнадзоре считают, что нужно исключить пункт о согласии на обработку персональных данных для дальнейшего посещения сайтов для того, чтобы пользователь не принимал решение об оценке последствий предоставления своих данных.

Альтернативный вариант – определить порядок предоставления такого согласия. Об этом заявил заместитель руководителя Роскомнадзора Милош Вагнер в ходе Петербургского международного юридического форума (ПМЮФ).

Бремя принятия решений

«Есть 13 правовых оснований для обработки данных. Первое в списке, и многие интерпретируют его как основное – это согласие на обработку персональных данных… Надо либо вообще отказаться от согласия на обработку данных, снять с человека бремя принятия решений об оценке последствий предоставления этих данных, либо четко в законе определить, когда это согласие операторы имеют право брать», – сказал Вагнер, его цитируют РИА Новости.

Регулятор видит, что большинство этих согласий далеко не в интересах человека. «Вряд ли кто-то читает пользовательские соглашения или согласия, которые за ними спрятаны. Видим совершено безобразный случай, когда человек в течение секунды соглашается на обработку данных, а по ссылке многостраничный документ на 80 листах», – добавил он.

По словам Вагнера, россиянину необходимо дать понятные механизмы для возражения против обработки персональных данных или дать возможность возражать против такой обработки, которая имеет непосредственное отношение к пользователю. Он подчеркнул, что в стране уже существует практика запрета обработки ПД, например, Единая биометрическая система (ЕБС). По его мнению, нужно развивать такие системы на законодательном уровне. «Человек должен перестать быть слабым звеном в отношениях с организацией», –­ подчеркнул Вагнер.

Условия по умолчанию

Данный вопрос уже не раз был в центре внимания различных экспертных площадок.

«Сегодня пользователи действительно находятся в несправедливом положении. Гражданин, единожды посетив сайт, уведомляется его владельцем о том, что он принимает условия пользовательского соглашения, в котором автоматически заложено согласие на обработку персональных данных. При этом, нажимая на кнопку согласия с пользовательским соглашением, люди могут и не подозревать, что в такое соглашение заложен пункт про предоставление персональных данных и более того – сбор информации об активности человека на других интернет-ресурсах. Еще одна проблема – закрепившийся в России принцип согласия по умолчанию, при котором «галочка» в согласии на обработку данных уже проставлена, а пользователь эту «галочку» может даже не заметить», – сказал член комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Антон Немкин.

По данным Главного радиочастотного центра, до 95% российских граждан не читают пользовательские соглашения. «На это есть вполне объективные причины – у граждан нет возможности читать многострочные документы, которые без юридического бэкграунда и не всегда сразу поймешь. Но это не значит, что мы должны перекидывать ответственность на пользователя. Сегодня есть существенный правовой перекос в сторону компаний, а нам важно добиться баланса и защиты, прежде всего, интересов людей. В условиях, когда граждане сталкиваются с ежедневными звонками от мошенников, вопрос сохранности персданных должен стоять особенно остро», – считает парламентарий.

 Избирательный подход

Граждане могут отозвать согласие на обработку персональных данных. «Для этого необходимо написать заявление в свободной форме, адресованное организации. Заявление можно подать как в письменном виде, так и в электронном, а образец обращения можно найти на сайте Роскомнадзора. Напомню, что у оператора ПД будет 30 дней для уничтожения информации», – рассказал депутат.

Тем не менее, считает Немкин, необходимо внимательно относиться к защите своей личной информации и предоставлять ее только тем сервисам, которыми человек пользуется постоянно: «Нужно быть избирательным и без крайней необходимости не указывать личную информацию о себе. Впоследствии такой подход может избавить как от спам-звонков, так и от встречи с телефонными мошенниками».

Следите за нашими новостями в Телеграм-канале Connect


Поделиться:



Следите за нашими новостями в
Телеграм-канале Connect

Спецпроект

Цифровой девелопмент

Подробнее
Спецпроект

Машиностроительные предприятия инвестируют в ПО

Подробнее


Подпишитесь
на нашу рассылку