В концепции «Индустрии 4.0» все больше влияние получают так называемые SMART-стандарты. Правда, само слово SMART — это англоязычная аббревиатура от Standards Machine Applicable, Readable & Transferable, что на русский можно перевести как «машиночитаемые, автоматически обрабатываемые и применяемые стандарты», но по понятным причинам термин SMART традиционно переводят как «интеллектуальные стандарты». Именно им и была посвящена первая конференция «Машиночитаемые стандарты: перспективы применения в промышленности», которая была организована комитетом РСПП по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия совместно с Росстандартом и при поддержке консорциума «Кодекс». В ней приняли участие около 700 специалистов, которые могли наблюдать выступления в дистанционном режиме.
Классификация умных стандартов
Международные органы по сертификации, такие как ISO, MEC, IEEE и другие уже приступили к созданию нормативной базы для машиночитаемых стандартов. В частности, руководитель Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Антон Шалаев привел предложенную ими классификацию стандартов: 1. Бумажный документ, 2. Электронная копия бумажного документа (условно этот формат называется PDF), 3. Электронный документ с возможностью полнотекстового поиска (XML), 4. Стандарт в виде базы данных, 5. Стандарты в форматах приложений. Два последних уровня как раз и относятся к категории SMART. На вопрос журнала «Коннект» о наличии документов пятого уровня в зарубежной практике Антон Шалаев привел примеры стандартов на BIM и некоторые документы IEEE, которые уже сейчас разработают в виде электронных моделей объектов или продуктов.
Собственно, такие представления нормативных документов и требований постепенно появляются и у нас. В частности, строительная отрасль оказалась наиболее продвинутой в создании машиночитаемых стандартов, которые предполагают наличие в нормативных документах не только текстовых требований к стандартизуемой продукции, но и математических формул, изображений и даже 3D-моделей. Об этом на конференции рассказал генеральный директор, ООО «Научно-инженерный центр цифровизации и проектирования в строительстве» Владимир Волкодав, который систематизировал методы формирования машиночитаемых стандартов.
Он привел пять способов создания подобных стандартов: прямое кодирование объектов, специализированные языки программирования, семантические технологии WEB, логика первого порядка и расширяемый язык разметки. Последний путь формирования “умных стандартов” он отметил как наиболее быстрый и эффективный, поскольку уже разработано достаточно много языков разметки для описания разных объектов в рамках XML-сообщества. В частности, предложенный им стандарт описания позволял включать в документы формулы в MathML, векторные изображения в SVG, проверочные запросы на соответствие требованиям в XQuery и так далее. Собственно, в строительстве уже активно используется международный стандарт обмена данными IFC, который входит в стек технологий OpenBIM — его уже сейчас можно использовать для формирования машиночитаемых стандартов.
Понятно одно — для формирования стека «умных стандартов» в России нужно сначала принять форматы документов, баз данных и другого электронного представления информации для непосредственного ее применения в информационных системах. Предполагается, что в рамках технического комитета №22 будет сформирован подкомитет, который будет заниматься разработкой форматов для «умных стандартов».
Однако количество принятых в России стандартов очень большое. Они, естественно, находятся пока на уровне PDF, и существует большая проблема с их оцифровкой. Как отметил на конференции и.о. генерального директора ФГУП «Стандартинформ» Константин Леонидов, сейчас только 2901 стандарт переведен в машиночитаемый формат «уровня XML», это при том, что всего стандартов 21622. Из них 11738 документов (53,4% всего корпуса стандартов) вообще были приняты до 1992 года, но по прежнему являются действующими. Естественно, что просто оцифровать их будет недостаточно. Их нужно еще и актуализировать, и тогда в процессе их текущего обсуждения они естественным образом станут цифровыми.
Управление требованиями
Основная цель разработки машиночитаемых стандартов заключается в том, чтобы их можно было автоматически применять в производстве продукции. Например, если есть стандарт на колесную пару для железнодорожных вагонов, то было бы неплохо, чтобы еще на уровне изготовления металла для нее АСУ ТП могла автоматически прочитать какая марка металла и с какими присадками может быть использована для изготовления каждого элемента изделия и выполнила заказ строго в соответствии с нормами стандарта, а протокол отклонения от норм сохранила бы для дальнейшего анализа. Когда же клиент получает конкретный вагон, то у него уже будет возможность получить доступ к протоколам изготовления каждой колесной пары и проверить были ли допущены отклонения от нормы при ее изготовлении. Сейчас решения подобного типа называются системы управления требованиями — СУТр (или RMS). Было бы правильно, чтобы сами такие системы настраивали производственное оборудование в соответствии со стандартами и не давали сильно отклониться от нормы еще на уровне производства продукта.
Собственно, уже сейчас на наиболее современных производствах внедряются системы СУТр, наполнение которых производиться вручную самими сотрудниками компаний — в них созданы специальные отделы по проверке нормативной базы, выделения из нее требований и внесении их в системы управления производством. Модули СУТр есть в PLM-системах, однако наиболее остро стоит проблема наполнения их информацией по стандартам. В частности, заместитель главного конструктора — руководитель управления стандартизации АО «РАСУ» Игорь Мищенко поделился на конференции сведениями, что для внесения требований всех стандартов в СУТр их отдел должен работать непрерывно в течении четырех лет. АО «РАСУ» входит в структуру «Росатома» и является отраслевым интегратором при проектировании АЭС, который работает как на российском, так и на международном уровне, причем в самых разнообразных странах от Евросоюза до Бангладеша. Естественно, что разрабатываемые этой компанией проекты должны соответствовать всем требованиям соответствующих стран, отсюда и возникает такой объем работы. Для решения этой проблемы компания разработала специальный инструмент, основанный на искусственном интеллекте, который автоматически разбирает текст документа и выделяет из него важные для проекта требования.
Однако понятно, что если на законодательном уровне удастся создать такую систему принятия стандартов, что все требования будут автоматически считываться информационными системами и будет создана библиотека типовых моделей, то это сильно ускорит работу над проектированием новых сооружения, механизмов и просто устройств. На международном уровне работа уже началась, но и в России уже создаются основы для принятия SMART и формирования платформы машиночитаемых стандартов с возможностью обсуждения каждого отдельного требования сообществом заинтересованных экспертов. Российской промышленности важно не упустить шанс и встроить в мировые документы по SMART свои идеи и требования, чтобы обеспечить возможность продажи товаров и услуг на международных рынках.