Об истории и специфике работы Ситуационного центра Минприроды России рассказал Михаил Кириченко, начальник Ситуационного центра ФГБУ «РФИ Минприроды России».
– Каков «стаж» работы ситуационного центра Минприроды? Какими ресурсами и аналитическими инструментами на сегодня располагает ситцентр?
– Ситуационный центр Минприроды России (СЦ Минприроды России – СЦ) является организационно-техническим комплексом, позволяющим осуществлять мониторинг и поддержку принятия управленческих решений в сфере деятельности Минприроды России. СЦ Минприроды России располагает значительным объемом информационных ресурсов и выполняет функцию информационной поддержки на основе визуализации и аналитической обработки оперативной информации о состоянии природно-ресурсного комплекса Российской Федерации, его использовании и охране окружающей среды. Деятельность Ситуационного центра Минприроды началась с даты утверждения распоряжения Министерства природных ресурсов РФ от 30 декабря 2003 г. № 590-р «О регламенте Ситуационного центра МПР России».
Основой информационного обеспечения Ситуационного центра является система обеспечения оперативной информацией руководства Минприроды России для поддержки принятия управленческих решений в установленных сферах деятельности (СООИ Минприроды России). Система обеспечивает интеграцию информационных ресурсов нескольких десятков подведомственных информационных систем и внешних источников данных и предназначена для формирования аналитических представлений для руководства Минприроды России и лиц, принимающих решения.
Одной из наиболее востребованных информационных систем, функционирующих на базе Ситуационного центра, является автоматизированная система оперативного дистанционного распознавания вероятных очагов пожаров и пожароопасных ситуаций на особо охраняемых природных территориях федерального значения (Система детектирования пожаров Минприроды России − СДП). Система позволяет на основе данных дистанционного зондирования Земли оперативно обнаруживать вероятные очаги пожаров на территории заповедников и национальных парков и в автоматическом режиме оповещает заинтересованных должностных лиц.
В составе Ситуационного центра Минприроды России функционирует Центр Единой системы информации о Мировом океане (ЕСИМО).
Центр ЕСИМО Минприроды России обеспечивает информационное взаимодействие участников Системы (19 центров) и обмен информационными ресурсами в области осуществления морской деятельности (более 3500 информационных ресурсов и геосервисов).
Для решения задач государственного управления использованием и охраной водных объектов, развитием водохозяйственной инфраструктуры в составе СЦ Минприроды России функционирует Единая информационно-аналитическая система управления водохозяйственным комплексом (ЕИАС УВХК).
– В какой мере налажен информационный обмен с подведомственными службами Минприроды (федеральными агентствами), с министерствами республиканского и областного уровня, с другими федеральными министерствами?
– На базе СООИ Минприроды России обеспечена интеграция информационных ресурсов организаций подведомственных Минприроды (более 100 информационных ресурсов). Сбор информации осуществляется в соответствии с «Регламентом представления информации в Ситуационный центр Минприроды России в Систему обеспечения оперативной информацией руководства Минприроды России», введенным в действие приказом Минприроды России от 20.12.2013г. № 601.
Центром ЕСИМО Минприроды России успешно решаются задачи межведомственного информационного взаимодействия (более 3,5 тыс. ресурсов). С использованием данных ЕСИМО решен ряд прикладных задач информационного обеспечения управления морскими и прибрежными особо охраняемыми природными территориями. В настоящее время ведется активная работа по подготовке соглашений об информационном взаимодействии между Ситуационным центром Минприроды России и ситуационными центрами силовых ведомств.
– Как организуется работа ситуационного центра в случаях необходимости получения оперативной информации с мест (например, при чрезвычайных ситуациях)?
– Оперативная информация поступает в СЦ через службы оперативных дежурных подведомственных ФОИВ, а также в автоматическом режиме в СООИ Минприроды России.
– Как вы оцениваете качество картографического обеспечения СЦ? Какие перспективы связываются с запуском отечественных спутников ДЗЗ серий «Картограф» и «Обзор»?
– Качество картографического обеспечения Ситуационного центра Минприроды России достаточно для решения повседневных задач, стоящих перед СЦ. Но с расширением диапазона решаемых задач возникает ряд вопросов, требующих решения: регулярная актуализация картографического обеспечения, унификация базовых картографических ресурсов, определение правового статуса картографических ресурсов, дополнение картографических ресурсов данными космической съемки высокого и сверхвысокого разрешения на всю территорию РФ. В связи с запуском отечественных КА ДЗЗ ожидаем повышения доступности данных ДЗЗ, а также формирования единой инфраструктуры пространственных данных, обеспечивающей совместный доступ ФОИВ к данным космической съемки.
– Стихия не знает границ, и стихийные бедствия – всеобщая беда. Налажен ли обмен информацией прогнозного характера с ситцентрами соответствующих структур и ведомств? Каким образом осуществляется взаимодействие в случае стихийных бедствий, например пожаров?
– В ходе решения задач по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций Ситуационный центр Минприроды России активно взаимодействует с Национальным центром управления в кризисных ситуациях МЧС России, а также Ситуационным центром Росгидромета. Ярким примером такого взаимодействия являются проведенные Минприроды России совместно с МЧС России в мае нынешнего года командно-штабные учения по тушению лесных пожаров на территории национального парка «Валдайский». Учения проводились с активным привлечением информационных ресурсов и средств коммуникации Ситуационного центра Минприроды России и НЦУКС МЧС России.
– Каковы дальнейшие планы по развитию Системы обеспечения оперативной информацией руководства Минприроды России (СООИ) и совершенствованию взаимодействия СООИ с информационными системами федеральных министерств и ведомств?
– Развитие Системы обеспечения оперативной информацией руководства Минприроды России планируется по следующим направлениям: расширение номенклатуры информационных ресурсов, развитие средств моделирования и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, развитие средств ГИС-анализа, адаптация содержания аналитических отчетов, формируемых Системой, в соответствии с уровнями управления, развитие средств защиты информации и управления доступом.
По направлению совершенствования межведомственного взаимодействия планируется: совершенствование нормативно-правового обеспечения деятельности СЦ Минприроды, развитие средств информационного обмена на базе веб-сервисов, формирование на основе информационных ресурсов СООИ Минприроды наборов открытых данных и базовых государственных информационных ресурсов, интеграция СООИ Минприроды России в Систему распределенных ситуационных центров.