Олег Пьянков, заместитель начальника кафедры инфокоммуникационных систем и технологий, Воронежский институт МВД России
Введение
В настоящее время особое значение имеет повышение профессиональной подготовленности сотрудников ОВД к действиям в повседневной и нештатной ситуациях. Высокие показатели в служебно-боевой подготовке не являются гарантией эффективности действий личного состава подразделений ОВД, так как эта эффективность во многом обусловливается оптимальностью управленческих решений. Принятие управленческих решений происходит в условиях значительной неопределенности и зависит от множества факторов. Все ситуации, возникающие в ходе служебной деятельности, уникальны, и следовательно, опыт действий в одной ситуации не может механически переноситься на новые условия.
Недостаток опыта принятия управленческих решений в этих условиях может быть восполнен в ходе проведения практических занятий в форме деловых игр в образовательных учреждениях МВД России (например, при обучении на курсах повышения квалификации) или командно-штабных учений в подразделениях ОВД с использованием современных информационных технологий. Одним из перспективных направлений применения современных информационных технологий является создание ситуационных центров (СЦ) [1].
Ситуационные центры разворачиваются в главных управлениях МВД России по субъектам Российской Федерации. С их помощью проводятся совещания, подводятся итоги, разбираются сложные ситуации в целях принятия коллективного, наиболее правильного решения.
В сфере образовательной деятельности нашли применение учебные ситуационные центры [2]. В них проводятся обучение и тренировки обслуживающего и оперативного состава, в который входят аналитики и лица, ответственные за принятие решений. Не каждый вуз на сегодняшний день может похвастаться наличием у себя учебного ситуационного центра. Такие центры уже действуют в Российской академии государственной службы при Президенте РФ, Московском государственном институте международных отношений и др. Они могут носить универсальный и направленный характер. В первом случае деятельность центров направлена на получение общих навыков работы с технологиями, программным и аппаратным обеспечением. Во втором случае центры либо дублируют существующий рабочий аналог, либо позволяют изучить отдельные транспортируемые компоненты (например, программное обеспечение). Кроме того, действующие ситуационные центры могут выступать в качестве учебных – за счет использования специального «холостого» тренировочного режима.
Ресурсы и средства центра также могут использоваться: для поддержки разнообразных активных форм проведения занятий с курсантами и слушателями всех видов и форм обучения; для обучения применению современных информационных, аналитических и технологических средств; для проведения деловых игр и стендовой отработки интеллектуальных информационных технологий, создания рабочих прототипов технологий органов внутренних дел.
Создание учебного ситуационного центра предполагает и создание специального математического и программного обеспечения, позволяющего решать задачи подготовки к выработке управленческих решений на основе моделирования кризисных ситуаций.
Виды занятий и режимы работы учебных ситуационных центров
На базе ситуационного центра возможно проведение занятий следующих видов:
- лекции-демонстрации;
- лекции-дискуссии;
- анализ конкретных ситуаций;
- командно-штабные учения;
- деловые игры.
Методическим обеспечением учебного ситуационного центра (УСЦ) могут являться:
- постановка проблем и сценарии проведения конкретных занятий, описания используемых методов, моделей, алгоритмов и программ;
- режиссерские сценарии проведения конкретных занятий;
- типовые сценарии проведения активных видов занятий;
- типовые сценарии поддержки коллективных действий на этапах решения проблем;
- модели проблемных ситуаций и сценариев проведения конкретных занятий для отображения в метабазе учебного контента.
Методические и дидактические трудности в организации деятельности УСЦ могут быть если не устранены, то значительно упрощены при использовании сценарного подхода к организации и проведению учебных занятий.
Опыт эксплуатации существующих ситуационных центров в мире и России позволяет выделить следующие типовые режимы работы УСЦ [3]:
- режим экспромта;
- сценарный режим разрешения проблемных ситуаций, не относящихся к экстремальным;
- сценарный режим разрешения чрезвычайных проблемных ситуаций;
- режим повседневной деятельности.
Режим экспромта – произвольная последовательность этапов работы участников, характерная для их коллективной деятельности (прежде всего мозгового штурма).
Сценарный режим разрешения проблемных ситуаций, не относящихся к экстремальным, – априори заданная и организованная последовательность этапов работы участников, причем для каждого этапа определены последовательность, содержание, формы представления данных на коллективных и индивидуальных средства отображения. Обеспечивающими сценарный режим действиями можно считать:
- формирование рабочих баз данных (РБД) участников;
- проведение расчетов, консультаций, предварительных совещаний (телеконференций) для подготовки данных и знаний, подлежащих включению в РБД участников;
- разработку последовательности (временнóго графика или стохастической сетевой модели) представления сведений из РБД на средствах отображения; к этим сведениям относятся, в частности, иллюстративные материалы аналитического доклада по поводу выносимой на сеанс проблемной ситуации.
Сценарный режим разрешения чрезвычайных проблемных ситуаций в среде УСЦ должен быть ориентирован прежде всего на имитацию деятельности некоторого органа власти в чрезвычайных ситуациях. В этом случае решения принимаются иерархически организованным коллективом участников. Таким образом, в условиях сеанса требуется воссоздать многоуровневую систему управления со специфическим разделением и специализацией труда участников. При этом ужесточаются требования к оперативности представления информации на средствах отображения, обеспечения потоков информационного взаимодействия между участниками.
Режим повседневной деятельности включает работы по поддержанию готовности УСЦ к выполнению им генеральных функций (профилактика, тренировка и повышение квалификации обслуживающего персонала, применение новых средств поддержки и т. д.).
Введение сценарных режимов работы УСЦ абсолютно оправдано, поскольку исследование форм организации оперативных совещаний, способов их подготовки и проведения в ситуационных центрах показывает, что успех этих совещаний во многом определяется использованием типовых сценариев, которые легко алгоритмизируются и могут иметь поддержку в виде программных средств. К тому же нет смысла создавать отдельные программные приложения под каждую задачу – необходимо стремиться к универсальности (например, по принципу схожести достижения поставленной цели в деятельности участников) и тем самым реализовывать сценарный подход.
Однако следует подчеркнуть, что не сценарные режимы, а именно режим экспромта определяет «лицо» УСЦ: от того, насколько участники коллективных действий будут обеспечены информационными и коммуникационными услугами в случае их произвольного (незапланированного, стохастического) обращения к средствам автоматизации УСЦ, зависит мнение участников мозгового штурма (а они, как правило, не являются специалистами в области автоматизации) о полезности УСЦ.
При описании учебных (учебно-аналитических) задач, решаемых в среде УСЦ (особенно в сценарных режимах), удобно использовать сценарный подход, построенный на особенностях использования автоматизированных рабочих мест учебного назначения. Такой подход унифицирует методику описания задачи и учитывает наличие разнообразных типов АРМ, а также широкого спектра индивидуальных особенностей преподавания в разных учебных заведениях. Сценарий учебной (учебно-аналитической) задачи позволяет:
- последовательно осуществлять технологический подход к проведению занятий с использованием данной задачи;
- сочетать полноту и лаконичность описания каждой части задачи;
- рассматривать практическое занятие в УСЦ с учетом ролей участников (обучающихся или групп обучающихся, преподавателей или групп преподавателей, обеспечивающего персонала и т. п.);
- планировать использование соответствующих наглядных пособий, технических средств, дополнительных источников информации в ходе занятия.
С учетом специфики проведения занятий в среде УСЦ в некоторых случаях в сценарии целесообразно выделить специальные роли организатора занятия (игротехника), отвечающего за содержательную часть сценария и получающего от группы участников занятия соответствующие полномочия, и режиссера сеанса работы УСЦ, отвечающего за технико-технологические аспекты поддержки сеанса. Логическая схема технологической системы обучения приведена на рис. 1.
Группа подыгрыша имитирует действия элементов, вовлеченных в кризисную ситуацию, доводит до оперативного штаба информацию об обстановке и ее последующих изменениях.
Группа принятия решений выдает задания группам по направлениям деятельности на проведение расчетов и подготовку проектов документов, принимает управленческие решения и сообщает о них группе подыгрыша.
Группы по направлениям деятельности осуществляют расчетно-аналитическую работу по подготовке управленческих решений.
Рис. 1. Логическая схема технологической системы обучения
Типовой сценарий учебной (учебно-аналитической) задачи включает следующие части:
а) введение, содержащее общие характеристики занятия:
- тип и продолжительность занятия;
- цели и задачи занятия;
- перечень частей группы, или малых групп (микрогрупп) участников занятия (как обучающихся, так и преподавателей), с указанием их ролей (частных задач) в занятии;
- последовательность и ориентировочная продолжительность основных этапов проведения занятия, определяющая точки синхронизации работы микрогрупп;
б) теоретические основы решения задачи, поставленной на занятии:
- понятийный аппарат, связанный с задачей и ее решением;
- краткое описание математической модели;
- методы решения задачи (как для всего занятия, так и для работы микрогрупп);
в) характеристики АРМ, используемых в ходе занятия для работы микрогрупп (по каждому АРМ приводится используемое программное и информационное обеспечение);
г) описание принципов работы с АРМ при решении проблемы; для этого описания удобно использовать модульный подход (см. ниже);
д) методы работы участников занятия в ходе решения задачи; суть этих методов сводится к планированию времени и других учебных ресурсов и привлекают следующие средства:
- сетевой график работ всех микрогрупп для каждого этапа занятия (при необходимости);
- тактовые временные диаграммы выполнения каждого этапа на уровне работ, где каждый такт соответствует завершению по крайней мере одной работы (при необходимости);
- частные тактовые временные диаграммы всего занятия для каждой микрогруппы с указанием для каждого такта информации, отображаемой на видеостене (при необходимости);
- объединенные частные тактовые временные диаграммы всех микрогрупп с указанием только наличия или отсутствия отображения информации на видеостене с АРМ каждой микрогруппы (режиссерский сценарий);
- регламент работы руководителя занятия (игротехника) и режиссера, правила действий в ситуациях, не предусмотренных сценарием (при необходимости).
Первые четыре части сценария используются преподавателями при проведении теоретической части занятия или обучающимися в режиме самообучения (самоподготовки к занятию); последняя – в практической части занятия. Кроме того, в любой части сценария может возникнуть необходимость использования того или иного наглядного пособия, заранее подготовленной компьютерной презентации, текстового документа и т. п.
В процессе обучения руководитель занятия распределяет роли среди обучаемых, ставит задачи, следит за ходом их выполнения и вносит коррективы в действия обучаемых. Обучаемые решают поставленные задачи, обусловленные их учебными ролями с фиксацией в имитационной среде, используют данные справочной системы и средств визуализации, отображающих текущее состояние решения задач. Следует отметить, что время на принятие решения ограничено и среда имитации реализует модель решаемой задачи поливариантно на основе принимаемых или не принимаемых решений. Таким образом, обучаемые действуют в реальном масштабе времени или вне реального.
Техническое оснащение центров
Основными элементами технического оснащения таких центров являются:
- экран коллективного пользования, предназначенный для мультиэкранного отображения данных различного вида (видеоизображений, электронных карт, графиков, диаграмм, текстовой информации и др.);
- средства видеоконференцсвязи, обеспечивающие проведение коллективных совещаний между удаленными участниками обсуждения;
- система звуковой связи, предназначенная для проведения групповых обсуждений;
- вспомогательное оборудование ввода и отображения графических данных (интерактивные доски, документ-камеры);
- интегрированная система управления, обеспечивающая взаимодействие всех элементов технического оснащения.
Будем считать, что оборудование обеспечивает возможность:
- организации нескольких специализированных автоматизированных рабочих мест (АРМ);
- организации обмена информацией и передачи команд управления между АРМ с использованием различных инфокоммуникационных технологий;
- оперативного доступа к информационным ресурсам.
Размещать специализированные АРМ следует в соответствии с описанной технологической системой обучения (рис. 2).
Рис. 2. Структура учебного ситуационного центра
Группы в структуре УСЦ могут находиться в различных удаленных помещениях или в одном зале, но с обязательным ограничением «территорий» групп.
Практика использования УСЦ
Логическая схема технологической системы обучения, согласованная со структурой УСЦ, использовалась при создании в Воронежском институте МВД России учебного ситуационного центра. На его базе проводятся межкафедральные оперативно-тактические учения, направленные на отработку ситуаций, возникающих в ходе служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел. Так, 29 мая 2013 г. было проведено тактико-специальное учение на территории института с задействованием возможностей ситуационного центра, что позволило поддерживать в режиме реального времени непрерывную видео- и аудиосвязь между учебными площадками и обеспечивать слаженные действия игровых коллективов [4].
При этом были смоделированы игровые ситуации, связанные с совершением футбольными болельщиками административных правонарушений, а также с чрезвычайными ситуациями (проникновением на территорию спортивного объекта лиц с огнестрельным оружием, групповыми нарушениями общественного порядка во время футбольного матча, возгоранием на трибуне стадиона).
Рис. 3. Работа курсантов в ситуационном центре института:
а – группа принятия решений; б – группы «подыгрыша»
Во время учения в рамках указанных игровых ситуаций курсантами и слушателями отрабатывались вопросы управления подразделениями органов внутренних дел, совершенствовались практические навыки административно-юрисдикционной и оперативно-розыскной деятельности.
Немаловажной особенностью проведения учения было осуществление технического обеспечения, что позволило привлечь к нему курсантов и слушателей, обучающихся в институте по техническим специальностям, и привить навыки организации связи в меняющихся условиях.
Кроме того, была создана обучающе-тестирующая программа «Управление силами и средствами при выполнении оперативно-служебных задач», обыгрывающая кризисную ситуацию по захвату заложников, что позволило использовать возможности информационных технологий на учебных занятиях по дисциплине «Тактико-специальная подготовка» [5]. По опыту реализации данной программы можно сформулировать ряд особенностей ее применения.
- Обучаемых необходимо предварительно проинструктировать относительно особенностей работы с программным средством, при этом интерфейс программы должен быть максимально упрощен путем устранения избыточной информации.
- Время на выполнение этапов ситуационной модели должно быть ограничено. Такой подход выводит обучаемого из штатного обыденного состояния, приближая к условиям экстремальной чрезвычайной ситуации, что активизирует его умственную деятельность.
- Индивидуальность принятия решения. Процесс использования программного средства позволяет избежать коллективного принятия решения, тем самым способствуя развитию лидерских качеств и чувства персональной ответственности.
- Процесс тестирования должен выполняться с использованием вопросов разных типов: «один из многих», «многие из многих», «свой вариант решения задачи» и др.
- Ситуационные модели имеют дискретный характер развития и требуют принятия решений на каждом этапе. В случае применения линейных моделей обучаемому после выполнения задания предоставляется возможность ознакомиться с правильным ответом и обоснованием его оптимальности, после чего обучаемый переходит к решению следующей задачи. В случае использования разветвляющегося алгоритма ознакомление с оптимальными вариантами решений осуществляется после выполнения всех заданий.
- Результаты выполнения заданий могут быть сохранены и использованы в дальнейшем для анализа принимаемых решений, получения экспертных оценок.
Анализ проведенных учебных занятий с использованием разработанного программного средства показал заинтересованность обучаемых в усвоении материала, их активность при выполнении заданий.
Дальнейшее применение современных информационных технологий при подготовке сотрудников ОВД может состоять в следующем:
- расширение перечня рассматриваемых задач по действиям в кризисных ситуациях;
- увеличение количества параметров, влияющих на принятие решения;
- переход от линейных моделей к разветвляющимся ситуационным;
- совершенствование математического и алгоритмического обеспечения.
Заключение
Современные информационные технологии позволяют реализовывать динамические модели конкретных кризисных ситуаций, включающих описания элементов, вовлеченных в эти ситуации, а также воздействий, изменяющих состояние элементов.
Современное инфокоммуникационное оборудование обеспечивает возможность создания ситуационных центров с автоматизированными рабочими местами должностных лиц оперативного штаба, создаваемого при возникновении проблемных ситуаций.
На основе использования ситуационного центра возможна такая организация обучения действиям, когда представленная модель обеспечивает имитацию ситуации и в реальном масштабе времени, и вне реального масштаба времени.
Ситуационный центр может быть использован в ходе проведения практических занятий в форме деловых игр в образовательных учреждениях МВД России (например, при обучении на курсах повышения квалификации) или командно-штабных учений в подразделениях ОВД. Это обеспечит более эффективное закрепление знаний, формирование умений и навыков, необходимых для профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел.
ЛИТЕРАТУРА
- Меньших В.В. Использование ситуационных центров для обучения действиям в кризисных ситуациях / В.В. Меньших, А.Ф. Самороковский, О.В. Пьянков // Информационная безопасность регионов, СГСЭУ. 2011. № 2. С. 104–107.
- Бокова О.И. Применение центров ситуационного управления как инновационных образовательных технологий / О.И. Бокова, А.Н. Глушков, О.В. Пьянков // Тематический сборник «Информационные технологии, связь и защита информации – 2012». М.: Информационный мост, 2012. С. 75–77.
- Учебный ситуационный центр как среда обучения групповому принятию решений: Методические рекомендации для системы повышения квалификации и переподготовки управленческих кадров. М.: Российская академия образования Институт информатизации образования, 2006.
- Оперативно-тактическое учение «Действия подразделений органов внутренних дел в ходе несения службы по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности при проведении массовых спортивных мероприятий» [Электронный ресурс] // http://www.vimvd.ru/news/news_detail.php?ID=5840 – дата обращения 25.12.2013 г.
- Пьянков О.В. Обучающе-тестирующая программа «Управление силами и средствами при возникновении чрезвычайных обстоятельств» / О.В. Пьянков, А.Ф. Самороковский // Государственный информационный фонд неопубликованных документов ФГАНУ «Центр информационных технологий и систем органов исполнительной власти» (г. Москва) № 50201251373 от 21.11.2012 г.