Илья Шутов, начальник отдела решений OSS/BSS/ITSM департамента прикладных решений, компания «Техносерв»
В статье представлен обзор спроса и предложений на российском рынке OSS/BSS, рассмотрены наиболее востребованные функциональные модули, новые стандарты, проекты и продукты, очерчены перспективные технологии и направления развития продуктов данного класса.
Решения OSS/BSS относятся к сложным программным комплексам ввиду многокомпонентной и многофункциональной внутренней структуры, а также вследствие тесной интеграции этих решений в бизнес-процессы компании. Сегодня рынок OSS/BSS, как российский, так и мировой, находится в стадии кардинальной трансформации и стоит перед серьезными технологическими вызовами. В настоящей статье отражен субъективный взгляд не стороннего наблюдателя или методолога, но активного участника проектной деятельности компании – системного интегратора по направлению OSS/BSS. Надеемся, что приведенные заключения и соображения будут полезными для российских компаний, рассматривающих вопрос внедрения у себя элементов OSS/BSS как одну из приоритетных задач.
OSS\BSS рынок России: где деньги?
OSS/BSS – коммерческая область деятельности, которая относительно слабо регулируется законодательством. Спрос рождает предложение, но предложение на основе иностранного опыта далеко не всегда порождает спрос. Для оптимального вложения усилий экономически целесообразно сфокусироваться на том сегменте, где есть наибольший спрос, имеются ясные перспективы и ожидается максимальный оборот.
Итак, для простоты картины весь рынок можно сегментировать на две большие группы заказчиков: операторы связи и корпоративный сектор. Последние могут либо воспользоваться услугами операторов связи, либо иметь самостоятельные телеком-ресурсы, порою сопоставимые с масштабами среднего оператора. В результате сегментирования получаем следующую матрицу:
OSS | BSS | |
Операторы | Да | Да |
Корпоративный сектор | Может восприниматься заказчиками как часть ITSM | Скорее нет |
Рассмотрим отдельно каждый из сегментов.
Операторы
Если говорить об BSS, то срок службы биллинговых и сопутствующих решений может исчисляться десятком лет. Большинство знаковых внедрений или модернизаций были проведены операторами относительно недавно, и надеяться, что в момент стагнации рынка могут быть серьезные замены BSS-решений, чересчур оптимистично. Малая автоматизация успешно реализуется производителями ПО, в том числе российскими, самостоятельно и с точки зрения выручки погоды для интеграторов не делает.
Операторские OSS-решения глобально можно разделить на технический учет, включая процессы автоматизации, и всевозможный мониторинг. Решения по техническому учету и автоматизации процессов эксплуатации (относятся к OSS) – длительные по внедрению, слабо защищаемые, однако у многих крупных заказчиков так или иначе уже осуществлены в достаточной для бизнеса степени.
Все, что касается мониторинга, происходит гораздо динамичнее, однако базовые потребности тем или иным способом уже закрыты, остаются только нишевые задачи.
Корпоративный сектор
У корпоративных клиентов BSS-тематика в ее классическом понимании выражена слабо. В противовес ей OSS представлена очень широко: мониторинг ИКТ-инфраструктуры, целый пласт, связанный с облачными платформами (предоставление, учет, мониторинг) и процессами управления жизненным циклом разработки ПО.
Особо стоит отметить ITSM-тематику, которая как академическая дисциплина давно стала именем нарицательным. В то же время управление жизненным циклом разработки ПО придало всем известным ITSM-процессам новое звучание и новую глубину. Можно фактически констатировать, что ITSM выступает связующим звеном между OSS- и упрощенным BSS-слоем для корпоративного сегмента.
Как итог: анализ прогнозов развития ИТ-отрасли в целом, выполненных ведущими аналитическими компаниями, хорошо коррелирует с анализом продаж на российском рынке за последние несколько лет.
Неизменно востребованным в контексте OSS является мониторинг ИТ-инфраструктуры, ИТ-сервисов и приложений, а именно – создание зонтичных систем мониторинга ИТ-инфраструктуры и бизнес-операций (бизнес-процессов).
Мировой рынок OSS
Если посмотреть на основные тренды глобального рынка, то актуальность средств мониторинга и обработки измеряемой информации увеличивается многократно. Этому способствует экспоненциальный рост количества «умных вещей», в частности предметов домашнего обихода, связанных в сеть (Internet of Things – IoT). Однако скорость прогресса такова, что концепция IoT начинает трансформироваться, даже не достигнув апогея. В качестве иллюстрации к этому утверждению можно взглянуть, например, на инициативы компании Apple (https://www.apple.com/watch/) и Samsung (http://www.samsung.com/us/globalinnovation/innovation_areas/), которые начали производство часов, оснащенных различными сенсорами, в постоянном режиме измеряющими биометрические показатели владельца (температура, пульс, передвижения – список этих метрик постоянно пополняется). В 2015 г. ожидается выпуск множества других подобных вещей, например рубашек (http://www.liveathos.com/) и прочих предметов одежды (http://www.sensoriafitness.com/). Генерируемый предметами непрерывный поток данных подлежит обработке и анализу. Контроль (включая элементы управления и мониторинг) за всем этим множеством предметов уже требует выработки новых подходов и создания новых систем, а значит, и серьезных финансовых вливаний.
«Второй вызов»: ПО с открытым кодом
Определившись с перспективным направлением, можно взглянуть на состояние рынка и существующих производителей. Первое, что бросается в глаза: здесь и сейчас происходит революционный перелом.
- Почему именно «второй вызов»? Конечно, это достаточно условное утверждение, поскольку ПО с открытым кодом существует практически с самого появления вычислительной техники. С точки зрения конфликта между открытыми и коммерческими закрытыми платформами важным критерием можно считать степень готовности и ориентированности ПО на решение прикладных задач не ИТ-специалистами. Первый серьезный вызов был брошен на поле операционных систем и офисного «коробочного» ПО. Финансовые итоги этого вызова начинают подводиться только сейчас, после нескольких лет эксплуатации, но точно можно сказать, что подобное соревнование придало импульс пересмотру стратегии и созданию большей открытости со стороны крупных производителей коммерческого ПО.
Важным выводом является то, что зайти в сложившуюся экосистему с новым решением, пусть и полностью открытым, но не поддерживающим необходимые форматы обмена, крайне тяжело. Поэтому «второй вызов» отмечается на фронте платформ, компонентов, средств разработки, в точке взаимодействия бизнес-заказчика и менеджера продукта с привлечением облачных предложений, мобильных устройств и созданной субкультуры ИТ-стартапов. Количество подобных решений и наличие огромного парка открытых платформ вкупе со стандартизацией множества расширяемых языков программирования (HTML, Perl, Python, PHP, Java, JavaScript, …) и браузеров (клиентских сред) привели к качественным изменениям. Сейчас ПО с открытым кодом можно сравнить с ЛЕГО для взрослых – красивые кубики со стандартным API, из которых после небольшого обучения можно собрать почти все, что пожелает бизнес. В свете этого даже Microsoft принял концептуальное решение по выводу своей платформы .NET в свободное плавание (http://www.dotnetfoundation.org/).
- Коммодитизация ИТ, консьюмеризация сервисов, экспоненциальный рост количества устройств и приложений, многоуровневые уровни абстрагирования, неявные физические связи между логически не пересекающимися компонентами требуют кардинальной смены парадигмы построения систем мониторинга. Все больше и больше устройств, при выставлении соответствующих настроек, готовы предоставлять информацию о своем состоянии практически непрерывно. Классический подход к детальному контролю всех метрик трещит по швам. Метрик много, важных чуть меньше, однако невозможно вручную уследить за миллионом показателей ежесекундно.
Унаследованный код тянет глобальных производителей систем мониторинга назад
Не является исключением и классический набор OSS-решений – унаследованный код и архитектура были созданы много лет назад в иной парадигме, в дооблачную и домобильную эпоху. Как результат:
- старые подходы и старая архитектура не работают в новых условиях – изменились требования к мониторингу (частота сбора данных, объемы метрик, скорость реакции, контролируемые уровни, способы визуализации и многое другое);
- резко модифицировать текущие продукты нельзя – существующие заказчики требуют консерватизма и проведения экспериментов на других, но не на них;
- создание нового требует концептуального переосмысления рынка и разработки решения с нуля. Далеко не каждая компания решается заниматься этим крайне трудоемким и рискованным делом.
Большинство пытается сохранить инвестиции и так или иначе планомерно модифицировать существующие продукты и код. Однако подобным образом можно внести только косметические изменения. Конструктивные недостатки исправить все равно не получится. В результате ранее ведущие позиции сдаются новым игрокам, не обремененным старыми обязательствами.
Информация: проблематика стоимости разработки хорошо изложена в классическом труде (перевод) «Сколько стоит программный проект» Стива Макконнелла (ISBN: 978-5-91180-090-1). В сжатом виде представлена в эссе «Сколько работников Microsoft нужно для того, чтобы сменить лампочку?» из книги «Лучшие примеры разработки ПО» Джоэла Х. Спольски (ISBN: 5-469-01291-3).
Краткий субъективный обзор состояния западного рынка систем мониторинга
Для подтверждения вышесказанного обратимся к последним новостям:
- команды из классических производителей-поставщиков уходят в свободное плавание и создают свои продукты, не отягощенные артефактами 20-летней давности. Достаточно посмотреть отчеты Gartner «Cool Vendors in Application Performance Monitoring and IT Operations Analytics» за 2012–2014 гг. и изучить продукты, которые предлагают компании, упомянутые в отчетах;
- крупные западные компании-заказчики разрабатывают подходы и строят собственные системы. Например, Netflix (поставщик потокового мультимедиа, свыше 50 млн клиентов в 41 стране): «кубики» с открытым кодом + разработчики + методика + математики = собственная система мониторинга/автоматизации. Все наработки доступны в открытом блоге и открытом репозитории GitHub (http://netflix.github.io/);
- классические производители систем мониторинга всяческими способами пытаются реструктурировать имеющиеся у них линейки продуктов, в том числе путем поглощения перспективных наработок новых компаний.
Кстати, не стоит забывать об очередной технической революции, которая ждет нас в ближайшее время, – переход к программно-определяемой (Software-Defined) архитектуре, а именно к концепциям программно-определяемой сети (Software-Defined Network) и программно-определяемых ресурсов хранения данных (Software-Defined Storages). А что еще скрыто за горизонтом?
Большие данные и мониторинг: очередная техническая революция здесь и сейчас
Ключевой особенностью большинства систем мониторинга (и не только) последнего поколения является оперирование большими данными (Big Data), поступающими от огромного количества контролируемых ИТ-устройств. Человеческий мозг не способен обработать такой поток данных и вычленить из него информацию, необходимую для принятия решения. Основным требованием, предъявляемым к системам мониторинга последнего поколения, становится формирование сводной («одноэкранной») информации, содержащей только сведения, важные для пользователя.
В силу множественности этих устройств, динамичности связей между ними, наличия многослойных уровней абстрагирования невозможно вручную указать связи между данными устройствами и статически зафиксировать определенные зависимости между получаемыми метриками. Здесь на помощь приходят технологические платформы BigData и аналитики, позволяющие накапливать весь поток данных и предоставлять к ним оперативный доступ. Именно появление таких платформ дало мощный импульс повсеместному внедрению систем машинного обучения, основанных на статистическом анализе, теории вероятности и элементах нейронных сетей.
Таким образом, основным трендом трансформации систем мониторинга является их превращение в аналитические системы, ориентированные на анализ «огромных телеметрических данных», поступающих от контролируемых устройств.
Обоснованные требования и ожидания относительно современных систем мониторинга
Большая часть требований в основном уже была описана выше, поэтому приведем только краткую сводку ключевых моментов:
- возможность снимать большие объемы данных с любых источников информации с использованием любого протокола;
- аналитическая обработка и вычленение из всего объема накопленных данных минимального количества показателей (максимум несколько десятков), действительно требующих человеческого внимания;
- фокус на раннем предупреждении (прогнозирование) о возможных проблемах, а не на констатации факта сбоя;
- конкурентная стоимость, адекватная вызову ПО с открытым кодом.
В нынешнем динамичном и конкурентном мире задача достижения совершенства становится тождественной задаче дойти до горизонта. Залогом востребованности и успешного жизненного цикла продукта являются итеративность развития, достаточность функционала для решения бизнес-задач настоящего дня, возможность самостоятельной оперативной адаптации персоналом заказчика под меняющееся окружение и задачи, доступность системы в любой точке и с любого устройства.