За последнее десятилетие на российском рынке появилось немало крупных дата-центров, построенных, в частности, по заказу телеком-операторов. При этом далеко не всем компаниям удается оперативно развернуть эффективную систему эксплуатации инфраструктуры объектов. Причин несколько: сегмент специализированных сервисов в этой сфере в России только формируется, а содержание собственной службы эксплуатации обходится недешево. Насколько выгодным может быть контракт, предусматривающий эксплуатацию и обслуживание инфраструктуры дата-центра на условиях аутсорсинга? Об этом мы попросили рассказать Леонида Шишлова, руководителя направления операционных сервисов для ЦОД, компания Schneider Electric.
Трудности, с которыми сталкивается владелец дата-центра на этапе эксплуатации объекта, обусловлены тем, что для него важно не только свести к минимуму риск возможных аварий и инцидентов, но и оптимизировать издержки. Своими силами сделать это непросто, поскольку приходится нанимать специалистов и контролировать их работу, выстраивать бизнес-процесс и т. д. Услуги, которые предлагают компании, занимающиеся обслуживанием бизнес-центров или промышленных зданий, не учитывают специфики эксплуатации сложных критически важных объектов.
Как показывает зарубежный опыт, оптимальный вариант в данном случае – аутсорсинг эксплуатации инженерной инфраструктуры дата-центра. Три года назад Schneider Electric приобрела компанию Lee Technologies, которая специализируется на таких услугах на североамериканском рынке. Соответствующая экспертиза, методики и комплекс сервисов, аккумулирующий лучшие за 15 лет практики и опыт обслуживания дата-центров интернет-гигантов и телеком-операторов, теперь доступны и на российском рынке.
Schneider Electric предлагает заказчикам программу комплексной эксплуатации и обслуживания инженерной инфраструктуры дата-центров. Реализованный в ней системный подход базируется на трех слагаемых: поиск и организация работы персонала высокой квалификации, развертывание компьютеризированной системы управления техническим обслуживанием (Computerized Maintenance Management System – CMMS) и набор политик, процедур и технической документации, сопровождающей и контролирующий процесс эксплуатации.
Развертывание такой программы позволяет заказчикам рассчитывать на ряд преимуществ. Во-первых, обслуживание инженерной инфраструктуры выполняется сертифицированными специалистами. Во-вторых, сотрудники оперативно получают доступ к новым решениям и наработкам Schneider Electric. В-третьих, системный подход к эксплуатации позволяет свести к минимуму вероятность ошибок персонала и обеспечить контроль. В-четвертых, Schneider Electric постоянно совершенствует бизнес-процесс за счет внедрения новейших отраслевых решений и методик.
Еще одно бесспорное преимущество становится возможным при условии, если эксплуатация объекта поручается специалистам компании еще на этапе сдачи дата-центра, когда своевременно удается выявить и исправить дефекты строительства, которые при эксплуатации могут доставить массу хлопот, а их устранение обойдется значительно дороже. Эксплуатация инженерной инфраструктуры крупного современного дата-центра требует соответствующих экспертизы, компетенций и знаний, которыми не располагают проектировщики и строители объекта.
Для того чтобы развернуть эффективную систему эксплуатации современного крупного дата-центра, потребуется примерно год, к этому времени станут заметны первые позитивные результаты работы. Еще через год-два реализации программы заказчик может рассчитывать на значительное уменьшение расходов на эксплуатацию и обслуживание инженерных систем дата-центра.
Что касается критериев оценки результативности работы специалистов Schneider Electric на объекте, то компания предлагает гибкий подход, сочетающий традиционные требования SLA и ключевые показатели эффективности (KPI). В перечень согласованных с заказчиком параметров входят, например, уровень загруженности персонала, количество выполненных операций техобслуживания, объем сэкономленных средств и т. д. На основе промежуточных итогов комплексной оценки выполняемых работ, которые подводятся ежеквартально, разрабатывается система стимулов персонала и непрерывного совершенствования.