Система-112 Российской Федерации: современное состояние

Олег Ковтун, Ирина Беляева, ВНИИ ГОЧС (ФЦ)

Как известно, служба реагирования в чрезвычайных ситуациях начала создаваться в Российской Федерации еще в середине 1990-х годов. В 1998 г. в целях создания единых дежурно-диспетчерских служб территориального уровня (городов и районов) был разработан пакет документов, согласованный с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, а также с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Проблема оперативного и эффективного реагирования на поступающие от населения вызовы приобрела особую остроту в связи с несоответствием существующей системы реагирования потребностям общества и государства, недостаточной эффективностью ее функционирования, низким уровнем подготовки персонала экстренных оперативных служб, слабой информированностью населения о порядке действий при происшествиях и в чрезвычайных ситуациях.

Актуальность этой проблемы обусловливается остающимся значительным количеством погибших и пострадавших людей, а также высокими показателями прямого и косвенного ущерба от происшествий и чрезвычайных ситуаций.

Назначение, функциональная структура

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. № 958 Система-112 предназначена для решения следующих основных задач:

  • прием по номеру «112» вызовов (сообщений о происшествиях);
  • получение от оператора связи сведений о местонахождении лица, обратившегося по номеру «112», и (или) абонентского устройства, с которого был осуществлен вызов (сообщение о происшествии), а также иных данных, необходимых для обеспечения реагирования по вызову (сообщению о происшествии);
  • анализ поступающей информации о происшествиях;
  • направление информации о происшествиях, в том числе вызовов (сообщений о происшествиях), в дежурно-диспетчерские службы экстренных оперативных служб в соответствии с их компетенцией для организации экстренного реагирования;
  • ряд других (в частности, обеспечение дистанционной психологической поддержки, автоматизированное восстановление соединения в случае внезапного прерывания соединения с абонентским устройством, регистрация всех входящих и исходящих вызовов, ведение базы данных об основных характеристиках происшествий, возможность приема вызовов на иностранных языках).

Функционально структура Системы-112 состоит из следующих основных подсистем:

  • информационно-коммуникационная подсистема, обеспечивающая прием и обработку вызовов (сообщений о происшествиях), хранение и актуализацию баз данных, обработку информации о полученных вызовах (сообщениях о происшествиях) и возможность получения информации о происшествии из архива в оперативном режиме, а также информационно-аналитическую поддержку принятия решений по экстренному реагированию на принятые вызовы (сообщения о происшествиях) и планированию мер реагирования, в том числе с использованием распределенной информационно-вычислительной платформы;
  • телекоммуникационная подсистема, обеспечивающая прохождение вызовов (сообщений о происшествиях), включая телефонные вызовы и короткие текстовые сообщения (SMS) от пользователей (абонентов) сетей фиксированной или подвижной радиотелефонной связи в Систему-112, а также прохождение вызова (сообщения о происшествии) от Системы-112 в дежурно-диспетчерские службы соответствующих экстренных оперативных служб и связь с технологическими площадками распределенной информационно-вычислительной платформы;
  • подсистема консультативного обслуживания, предназначенная для оказания информационно-справочной помощи лицам, обратившимся по номеру «112» по вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности;
  • геоинформационная подсистема, отображающая на основе электронных карт природно-географические, социально-демографические, экономические и другие характеристики территории, местонахождение лица, обратившегося по номеру «112», и (или) абонентского устройства, с которого осуществлен вызов (сообщение о происшествии), место происшествия, а также местонахождение транспортных средств экстренных оперативных служб, привлеченных к реагированию на происшествие;
  • подсистема мониторинга, предназначенная для приема и обработки информации и сигналов, поступающих от датчиков, установленных на контролируемых стационарных и подвижных объектах, в том числе от автомобильных терминалов системы экстренного реагирования при авариях «ЭРА-ГЛОНАСС» и терминалов ГЛОНАСС/GPS, установленных на транспортных средствах экстренных оперативных служб, привлеченных к реагированию на происшествие, и транспортных средствах, перевозящих опасные грузы;
  • подсистема обеспечения информационной безопасности, предназначенная для защиты информации и средств ее обработки в Системе-112.

Для поддержания бесперебойного функционирования информационно-коммуникационной инфраструктуры системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» создается оперативно-техническая служба Системы-112 субъекта РФ.

Объекты и архитектура Системы-112

В состав Системы-112 в качестве структурных объектов входят основной центр обработки вызовов (ОЦОВ), Единая дежурно-диспетчерская служба (ЕДДС), дежурно-диспетчерские службы (ДДС) экстренных оперативных и других служб (автоматизированные рабочие места на объектах ДДС). При развертывании Системы-112 в субъекте Российской Федерации должно быть предусмотрено резервирование функций ОЦОВ, которое может осуществляться ОЦОВ соседнего субъекта РФ или центрами обработки вызовов ЕДДС или созданием отдельного объекта – резервного центра обработки вызовов.

Все указанные объекты связаны единой цифровой сетью связи и передачи данных с интеграцией услуг.

ОЦОВ создается, как правило, на территории административного центра субъекта РФ, предназначен для обеспечения приема и обработки вызовов от населения административного центра субъекта Российской Федерации и передачи их для реагирования в соответствующие ДДС, взаимодействия с региональным центром управления в кризисных ситуациях (ЦУКС) МЧС России, ЕДДС, ДДС, навигационно-информационным центром системы экстренного реагирования при авариях ЭРА-ГЛОНАСС, а в случае необходимости приема и обработки вызовов – со всей территории субъекта Российской Федерации.

ЕДДС осуществляет контроль за реагированием на происшествие, анализ и ввод в базу данных информации, полученной по результатам реагирования, уточнение и корректировку действий привлекаемых дежурно-диспетчерских служб экстренных оперативных служб, информирование взаимодействующих дежурно-диспетчерских служб экстренных оперативных служб об оперативной обстановке, о принятых и реализуемых мерах. На базе существующих ЕДДС могут создаваться центры обработки вызовов (ЦОВ-ЕДДС) муниципальных образований, предназначенные для приема и обработки вызовов от населения, проживающего в зоне обслуживания ЕДДС, а также для взаимодействия с ОЦОВ, ДДС (в рамках Системы-112) и ЦОВ-ЕДДС соседних муниципальных образований.

ДДС в рамках своей компетенции принимает вызовы, поступившие из Системы-112, и организует реагирование на них.

Под архитектурой Системы-112 понимается совокупность моделей и возможных вариантов ее построения. Система-112 как автоматизированная система может быть создана путем развертывания необходимого оборудования только на объектах Системы-112 (модель локальной обработки и хранения данных) либо с использованием инфокоммуникационных услуг по предоставлению внешней организацией требуемых удаленных вычислительных ресурсов для обеспечения функциональности Системы-112 (модель удаленной обработки и хранения данных).

Модель локальной обработки и хранения данных предполагает развертывание автоматизированных рабочих мест (АРМ) персонала Системы-112, серверов, систем хранения данных и прочего необходимого оборудования и программного обеспечения в помещениях ОЦОВ, ЕДДС и ДДС.

Модель удаленной обработки и хранения данных подразумевает, что в помещениях ОЦОВ, ЕДДС и ДДС размещаются только АРМ персонала Системы-112 и вспомогательное оборудование, а серверное оборудование, системы хранения данных и программное обеспечение принадлежат сторонней организации и располагаются на принадлежащих ей же технологических площадках распределенной информационно-вычислительной платформы (далее – РИВП). Функциональность Системы-112 обеспечивается предоставлением комплексной инфокоммуникационной услуги со стороны оператора РИВП.

Любая из моделей может быть реализована с помощью:

а) централизованной схемы приема и обработки вызовов (АРМ операторов, осуществляющих прием вызовов, развертываются в ОЦОВ; в ЕДДС муниципальных образований и ДДС ЭОС размещаются только АРМ диспетчерского персонала);

б) децентрализованной (распределенной) схемы приема и обработки вызовов (АРМ операторов, осуществляющих прием вызовов, развертываются как в ОЦОВ, так и в ЦОВ-ЕДДС муниципальных образований, а АРМ диспетчерского персонала размещаются в ЕДДС муниципальных образований и ДДС ЭОС).

Современное состояние Системы-112

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2014 г. № 129-р (далее – распоряжение Правительства) утверждено распределение субсидий девяти субъектам Российской Федерации (Республика Коми, Астраханская, Калининградская Калужская, Московская, Новосибирская, Орловская, Тульская области, г. Санкт-Петербург), которым в 2014 г. из федерального бюджета предоставляются субсидии на реализацию мероприятий Программы (далее – субсидии).

Условием выделения субсидии субъектам Российской Федерации является принятие региональных целевых программ по созданию Системы-112 или внесение соответствующих корректировок в существующие программы в части мероприятий по созданию Системы-112.

В каждом субъекте решением органа исполнительной власти созданы межведомственные рабочие группы по координации работ по созданию Системы-112 на территории субъекта Российской Федерации.

Во всех субъектах Российской Федерации разработаны, утверждены и согласованы с МЧС России технические задания на проектирование Системы-112.

В 68 субъектах РФ разработаны, утверждены и согласованы с МЧС России технические проекты на создание Системы-112. Для 15 субъектов в Минкомсвязи России разработаны системные проекты телекоммуникационной подсистемы Системы-112. В Республике Татарстан и Курской области проведены государственные испытания и ввод в эксплуатацию Системы-112. В настоящее время в семи субъектах Российской Федерации (Республика Коми, г. Санкт-Петербург, Астраханская, Калужская, Тульская, Московская, Новосибирская области) проходит подготовка к проведению приемочных государственных испытаний созданной Системы-112.

Для реализации единой технической политики и оказания методической помощи субъектам Российской Федерации в создании Системы-112 МЧС России ежегодно актуализируются методические материалы по созданию на территории субъекта Российской Федерации Системы-112, по обучению персонала, а также методические рекомендации для получению субсидии из федерального бюджета на софинансирование мероприятий по созданию Системы-112 (все методические материалы размещены на сайте МЧС России).

В целях реализации мероприятий федеральной целевой программы развернуто 7 центров обучения персонала Системы-112 на базе образовательных учреждений высшего профессионального образования МЧС России, с октября 2014 г. организовано обучение персонала федеральных органов исполнительной власти по 36-часовой учебной программе на базе образовательных организаций высшего образования МЧС России в количестве 682 человек.

В 2014 г. специалистами Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации совместно со специалистами ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) и ГБУ «Система 112» подготовлен проект профессионального стандарта «Специалист по приему экстренных вызовов».

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.03.2013 г. № 223 «О федеральной целевой программе «Создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» в Российской Федерации на 2013–2017 годы» в ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) организован Центр информационно-аналитической поддержки создания системы обеспечения вызовов экстренных оперативных служб по единому номеру «112» (ЦИАП). В числе основных задач ЦИАП помимо обеспечения информационно-аналитической поддержки создания, внедрения и развития Системы-112 на территории РФ входит мониторинг создания Системы-112, апробация программно-информационного обеспечения, разрабатываемого в интересах Системы-112 и взаимодействующих систем, организация обучения персонала Системы-112.

Заключение

Создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб через единый номер «112» является сложной многопрофильной задачей, решать которую необходимо комплексно, с привлечением ресурсов федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, операторов связи, предприятий и организаций различных форм собственности. Особого внимания требует решение проблем межведомственного взаимодействия и организации взаимодействия существующих автоматизированных систем экстренных оперативных служб с Системой-112.

При создании Системы-112 в субъектах РФ необходимо учитывать постоянно накапливаемый опыт создания, проведения государственных испытаний и эксплуатации Системы-112 на всей территории страны.

Значительный интерес в плане создания Системы-112 представляют вопросы организации функционирования ЦИАП, обучения персонала, организации и проведения государственных испытаний, разработка проекта соответствующего федерального закона, обзор основных существующих на рынке решений по Системе-112. Эти вопросы выходят за рамки настоящей статьи и являются объектом отдельного рассмотрения.

Следите за нашими новостями в Телеграм-канале Connect


Поделиться:



Следите за нашими новостями в
Телеграм-канале Connect

Спецпроект

Цифровой девелопмент

Подробнее
Спецпроект

Машиностроительные предприятия инвестируют в ПО

Подробнее


Подпишитесь
на нашу рассылку