Компания Siemens провела в середине апреля день цифровизации, на котором представила инструменты для реализации четвертой промышленной революции. Причем, как отметил Дитрих Мюллер, президент Siemens в России, компания была организована во времена второй промышленной революции и до сих пор старается держаться в первых рядах технических революционеров. «Поезд “Сапсан” передает в центр технической поддержки огромное количество данных, что позволяет предвидеть проблемы и обеспечить надежность его функционирования на уровне 99,9%», – привел пример использующихся в России инновационных разработок Siemens Дитрих Мюллер.
Сейчас одной из наиболее перспективных цифровых разработок компании являются комплексные облачные решения для управления жизненным циклом промышленных изделий, от их электронной разработки до ремонта и списания. Естественно, что для этого нужны приложения для инженерной разработки, моделирования испытаний, верификации построенных изделий, подготовки к производству и управления самим производством, а также контроля над состоянием изделия в процессе эксплуатации и своевременного ремонта или вывода из эксплуатации. Причем все продукты должны быть интегрированы между собой для организации непрерывного процесса, затрагивающего разработчиков изделия, производителей, эксплуатирующие и обслуживающие компании, обеспечивая при этом безопасный обмен данными по всей цепочке жизненного цикла. К сожалению, полный комплекс необходимых приложений для организации подобного взаимодействия предоставляют в мире всего несколько компаний, и Siemens одна из них.
Конечно, для организации взаимодействия всех участников полного жизненного цикла можно использовать и отдельно стоящие продукты, установленные у каждого участника, а взаимодействие организовать по электронной почте, однако подобная схема плохо автоматизируется и модернизируется, что приводит в конце концов к ее деградации. Обмен данными через «облако» позволяет централизованно автоматизировать и развивать систему, обеспечивая ее актуальность и создавая различные аналитические сервисы. У Siemens в качестве такого облачного решения выступает MindSphere, на основе которого и можно строить системы полного жизненного цикла.
Однако сейчас все узлы MindSphere располагаются за пределами России. Это является серьезным ограничением для производителей, которые боятся потерять контроль над собственными разработками. Сейчас Siemens тестирует возможность создания узла MindSphere в России, но подобный проект будет реализован не ранее 2019 г. Тем не менее, у производителей есть потребность в создании цифровых «двойников» для предоставления контрактов полного жизненного цикла, поэтому движение в сторону облачных продуктов и организации доступа к электронной документации на сложные изделия продолжится.
Валерий Коржов