В Москве уже в 24-й раз прошел форум CSTB.PRO.MEDIA, который традиционно посвящен вопросам доставки мультимедийного контента самым широким массам потребителей. В этом году форум проходил в совершенно новом формате – классическую стендовую застройку заменили переговорные и дискуссионные пространства в стильных интерьерах старинного особняка LOFT HALL. Упор в программе CSTB.PRO.MEDIA 2022 был сделан на новых условиях работы видеорынка и антикризисных стратегиях операторов платного ТВ и вещателей.
Домашние кинотеатры — двигатель Интернет
За два прошедших года пандемии, пользователи привыкли работать, учиться и развлекаться у себя дома. Основу для этого создают широкополосные операторы доступа, которые уже достаточно давно предлагают не только подключение к Интернет, но и дополнительные услуги, такие как телефония, телевидение и даже различные домашние устройства. Причем выработаны решения по подключению пользователей не только в массовой застройке, но и коттеджных поселках и практически в любых других видвх проживания. Собственно, о технологиях доступа на форуме уже практически не говорили — основное обсуждение было вокруг контента и его потребления.
Как отметил операционный директор «МТС Медиа» и генеральный директор «Спутникового ТВ МТС» Алексей Иванов сейчас признаком времени является трансформация телесмотрения – зрители традиционного телевидения (линейного) все чаще переходят в категорию так называемых «ситуационных потребителей услуг по запросу». Грань между типами смотрения стирается, зрители голосуют за гибридную модель потребления из различных видов контента: традиционных телепрограмм и «Видео-по-запросу» (VoD). По словам директора департамента ТВ и контента J’son and Partners Consulting Cергея Исакова практически все крупные игроки на текущий момент создали собственные онлайн-кинотеатры (наиболее популярный формат VoD), поскольку видят в этом способ привязать к себе абонента. Рынок платного ТВ заработал в 2021 году почти 100 млрд рублей. АРПУ растет. Однако VoD-сервисы практически не влияют на показатели классического платного ТВ, аудитория которого сохраняется на стабильном уровне.
На сессии «Онлайн-кинотеатры: как перестраивается бизнес видеосервисов» свою аналитику по рынку VoD-сервисов представил генеральный директор ИАА TelecomDaily Денис Кусков. По данным его агентства за 2021 год рынок онлайн-кинотеатров составил 55 млрд руб., причем около половины всего рынка платного ТВ в России. Прирост рынка VoD-сервисов за год зафиксирован аналитиками на уровне 40% — это самый быстроразвивающийся сегмент рынка платного ТВ. Проникновение Smart TV достигло 25% и продолжает активно расти. Рынок производства оригинального контента за 2021 год вырос втрое. По итогам 2022 ожидается падение рынка в деньгах на 20%. Причина этого — уход с рынка наиболее привлекательного контента, который предлагали иностранные производители.
Интеллектуальные устройства
Развитие широкополосного доступа подхлестнуло и «интеллектуализацию» бытовой техники, правда такие устройства в первую очередь использует бизнес для решения своих задач. В частности, в рамках технологической сессия CASE STUDY, где разработчики технических решений поделились опытом внедрения своих интеллектуальных продуктов, речь шла в основном предоставления интеллектуального оборудования для коммерческого использования. Так директор по B2B-продуктам «Яндекс» Антон Горбунов рассказал как операторы могут использовать «Яндекс ТВ», «Алису» и умные девайсы в своем бизнесе. Аналогичный доклад прочитал и Сергей Астахов из SberDevices — его компания также подготовила ряд совместных решений от операторов связи для рынка B2B. В целом же можно отметить, что широкополосный доступ фактически стал ещё одним коммунальным сервисом, который необходим