На вопросы Connect отвечает советник генерального директора компании «Прогноз» Сергей Танков
– По мере создания ситуационных центров (СЦ) разных уровней (федеральных, региональных, ведомственных, корпоративных) менялась трактовка термина СЦ. Что сегодня входит в набор обязательных компонентов СЦ, необходимых для обеспечения оперативного решения управленческих задач?
– Дело не только в изменении трактовки термина. Скорее, возобладал ограниченно функциональный подход к созданию ситуационных центров. Это означает, что из потенциально широкого набора инструментов для оснащения СЦ выбираются лишь те, которые без труда вписываются в существующие традиционные схемы поддержки управления. В первую очередь это коснулось аналитического инструментария. Но в целом в число компонентов, необходимых для эффективной работы СЦ, мы включаем интеллектуальные технологии, обеспечивающие полный цикл обработки данных, включая их сбор, хранение, визуализацию, моделирование и прогнозирование. Отметим, что сегодня такая точка зрения сложилась среди не только разработчиков, но и заказчиков. Поэтому сейчас проектированию ситуационного центра, как правило, предшествует консолидация имеющихся информационно-аналитических ресурсов.
– Специальные информационно-аналитические системы – один из основных элементов современного ситуационного центра. Какие требования в части функционала предъявляются к этому программному обеспечению класса «бизнес-аналитика»?
– Да, безусловно, оснащение ситуационных центров современными информационно-аналитическими системами (ИАС) остается очень актуальной задачей. К сожалению, в нашей стране уровень развития такого ПО невысокий. Но многие российские ИТ-компании, в том числе «Прогноз», активно работают над созданием систем для ситуационных центров. Уже сегодня в составе специальных ИАС можно выделить ряд типовых базовых блоков. Их функционал обеспечивает решение задач мониторинга, контроля и прогнозирования достижения целевых показателей, оценки рисков бизнес-процессов, контроля хода реализации проектов и программ, исполнения поручений. Если говорить об общих тенденциях поддержки управления, то сегодня в процессе подготовки к принятию решений руководители хотят иметь доступ к разнообразной информации – как к фото-, видео-, аудиоматериалам, геопространственным данным, так и к статистическим и аналитическим отчетам, полученным из различных источников. Это во многом способствует всестороннему анализу ситуации и становится необходимым условием для принятия обоснованных решений. Как следствие, важной задачей разработчика информационных систем является обеспечение заказчика информацией и функционалом для ее обработки.
– Какие меры, принятые на государственном уровне, могут стимулировать развитие отечественного программного обеспечения класса «бизнес-аналитика»?
– Мы считаем, что на данный момент уже сложились условия и предпосылки для формирования государственных приоритетов для развития в этой сфере и, самое главное, для эффективного сотрудничества государства и бизнеса. Для дальнейшего развития российской бизнес-аналитики государство должно способствовать созданию эффективных компаний в целях реализации наукоемких стратегических проектов. В первую очередь это касается отраслей, где существует тенденция к импортозамещению, особо отметим сферу обеспечения национальной безопасности.
– Какие приоритетные задачи требуют решения в рамках построения системы распределенных ситуационных центров, функционирующих по единому регламенту?
– Создание системы распределенных ситуационных центров (СРСЦ), объединяющей СЦ федеральных и региональных органов власти, представляет собой масштабную и сложную задачу, требующую максимальной кооперации и эффективного взаимодействия всех ее участников – от госорганов до коммерческих организаций, создающих отдельные компоненты и интегрирующих их в единое целое. Внедрение СРСЦ позволит создать условия для реализации новых подходов в госуправлении, включая стратегическое планирование в социально-экономической сфере и сфере национальной безопасности.
На данном этапе наиболее важной целью является постановка и формализация первоочередных функциональных задач для СРСЦ по проектированию специальных информационно-аналитических систем. Кроме того, перед государством и разработчиками стоит масштабная задача по интеграции существующих государственных ресурсов, без которой невозможна эффективная работа системы.
– Получила ли развитие идея о распределенной сетевой экспертизе как инструменте оперативной поддержки принятия решений? Есть ли примеры использования методов организации групповых экспертных процедур с привлечением сетевых экспертов в регионах?
– Сегодня можно говорить об экспериментальных работах в этой области. Хотя, на наш взгляд, именно работа экспертов позволит максимально эффективно использовать все ресурсы ситуационного центра. Основная причина медленного развития направления – невостребованность этих процедур в госуправлении и, как следствие, непроработанность ряда организационных и методических вопросов.
– Какой вклад в создание интеллектуальных программных продуктов для ситуационных центров вносит компания «Прогноз»? Какие новые разработки появились за минувший год?
– Компания «Прогноз» продолжает активную работу сразу по двум основным направлениям. Первое – реализация программных комплексов для отдельных ситуационных центров в интересах государственных органов и организаций. Второе – работа над системными вопросами проектирования для федеральных органов власти, в которой очень помогают большой практический опыт «Прогноза» в сфере создания информационно-аналитических систем для СЦ и серьезная научная основа, отличающая разработки компании.
– Какие направления развития аналитического инструментария, методик сценарного анализа развития ситуации и т. п. можно считать перспективными, по мнению специалистов компании «Прогноз»? В каких приоритетных направлениях ведутся работы?
– Одним из самых перспективных направлений развития инструментов BI, на наш взгляд и по оценке экспертов, является прогнозная аналитика. Это направление активно развивается «Прогнозом» с момента основания и в рамках нашей платформы Prognoz Platform аккумулирует многолетние научные исследования и последние технологические разработки. Стоит отметить, что при общем усложнении задач, решаемых при помощи BI-инструментов, на ИТ-рынке уже несколько лет доминирует тенденция к упрощению, что находит свое отражение и в разработках «Прогноза». Все чаще пользователями систем становятся не ИТ-специалисты, а менеджеры и аналитики. Отсюда и требования к инструментарию BI-приложений: это должны быть интуитивно понятные в использовании средства анализа данных, механизмы для легкого импорта данных и удобного поиска показателей, все более востребованы интерактивные решения с разнообразными средствами визуализации. По-прежнему актуальны мобильные приложения, позволяющие оперативно получить необходимую информацию, находясь в любой точке планеты. Активно развивается и направление Big Data – инструменты для быстрой обработки огромных объемов данных. Отмечу, что Prognoz Platform включает в себя весь спектр перечисленных инструментов.
В части методологии наша компания продолжает работу над уникальными инструментами для оценки последствий принимаемых решений, в том числе при помощи средств моделирования (они включают в себя моделирование принятия решений, развития чрезвычайных ситуаций, комплексной безопасности).
Кроме того, мы работаем над созданием единого пространства регламентов. При этом все информационные потоки региона замыкаются в СЦ, что дает возможность упорядочить процесс сбора данных и аккумулировать их все в одном месте. Таким образом, лица, принимающие решения, получают оперативный доступ к любым данным, в том числе с мобильных устройств. Единое пространство также позволяет формировать максимально объективную аналитическую отчетность, основанную на разнообразных источниках информации, автоматически контролировать выполнение поручений и открывает широкие возможности для оценки последствий принимаемых решений и прогнозирования развития кризисных ситуации.