Интервью с начальником ФГБУ «Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России»
– Работы по созданию Системы-112 начались несколько лет назад, однако успешными они оказались лишь в отдельных регионах. Сейчас для решения этой задачи запущен механизм федеральной целевой программы. Удалось ли уже что-то сделать в рамках ФЦП «Создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» в Российской Федерации на 2013–2017 годы», утвержденной Правительством РФ в марте 2013 г.?
– При подготовке концепции ФЦП-112 просчитывались различные варианты создания Системы-112. При варианте без использования механизма ФЦП предполагалось развертывание системы в двух-трех субъектах в год. В результате для полномасштабного развертывания Системы-112 на территории Российской Федерации потребуется не менее 25 лет, т. е. к 2037 г. С учетом ФЦП-112 планируется завершить создание Системы-112 во всех субъектах РФ к 2017 г., т. е. на 20 лет быстрее. Таким образом, прогнозируемый предотвращенный ущерб от происшествий и чрезвычайных ситуаций за 20 лет превысит 400 млрд руб., что на 300 млрд руб. больше по сравнению с вариантом без применения программно-целевого метода. Поэтому принятие ФЦП-112 имеет огромное социально-экономическое значение как для страны в целом, так и непосредственно для каждого человека (сокращение сроков доступности Системы-112, уменьшение экономического ущерба, развитие ИКТ инфраструктуры регионов).
Результаты уже есть. Главное, что в настоящее время развернуты строительство и оснащение ПТК-112 основных объектов системы-112 – ЦОВ-АЦ в девяти административных центрах субъектов РФ. Это позволит обеспечить доступ к единому номеру 70% населения. Кроме того, применение программно-целевого метода обеспечивает единую научную, техническую и информационную составляющие в работах по созданию Системы-112 в субъектах Российской Федерации.
– Федеральными заказчиками по программе создания Системы-112 выступают несколько структур – МЧС, Минкомсвязи, МВД, Минздрав и ФСБ. Как разграничиваются полномочия между ними? Насколько эффективно их взаимодействие?
– Разграничение полномочий определено Постановлением Правительства РФ от 21 ноября 2011 г. № 958 «О системе обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112». В соответствии с ФЦП-112 ФОИВ, участвующим в создании Системы-112, выделяется финансирование на интеграцию их ДДС в Систему-112 (ПТК-112) и обучение персонала (диспетчеров). За исключением ДДС-03 (под Минздрав России сформировано целое направление), поскольку у них наиболее критическая ситуация с точки зрения оснащенности и автоматизации ДДС в субъектах. Как было отмечено, именно механизм ФЦП позволяет эффективно обеспечивать межведомственную координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти в рамках создания Системы-112.
– В Системе-112 должны быть шесть подсистем – телекоммуникационная, ИКТ (в том числе поддержки принятия решений), консультативного обслуживания, мониторинга, геоинформационная, информационной безопасности. На какой стадии находится их развитие?
– В настоящее время в рамках НИОКР ФЦП-112 разработаны требования к указанным подсистемам, проводится их апробация, в том числе в пилотных регионах. Именно наличие всех подсистем позволяет сократить время реагирования ЭОС.
– Предполагает ли программа развертывания Системы-112 в субъектах РФ использование облачных систем – удаленных централизованных крупных дата-центров и центров обработки вызовов? Обязательно ли наличие своих ЦОД и ЦОВ в каждом регионе?
– В методических материалах МЧС России по созданию Системы-112 учитывается возможность использования облачных технологий, т. е. услуги по представлению оператором удаленных централизованных крупных дата-центров и центров обработки вызовов субъекту в аренду. Однако в рамках ФЦП-112 финансирование предполагается по статье «Капитальные вложения» именно на строительство ЦОВ и создание ЦОД в субъекте РФ.
– Хотелось бы узнать подробности о подсистеме поддержки принятия решений. Каковы возможная и допустимая степени автоматизации запуска процесса реагирования или информирования/оповещения?
– СППР предназначена для автоматизации процесса принятия решения, позволяющей оператору за доли секунды принять решение о вызове и передаче соответствующей информации в конкретные службы.
– Расскажите о функционале Системы-112, в частности о доступных каналах связи с экстренными службами и каналах/технологиях информирования и оповещения населения.
– В пилотных регионах в рамках ФЦП-112 будет реализован полный функционал в соответствии с разработанными требованиями. Для функционирования Системы-112 создаются VPN-сети, которые объединяют в единое информационное пространство все экстренные службы субъекта, позволяя им практически мгновенно обмениваться информацией о происшествии и контролировать процесс реагирования ДДС.
– Какова, на ваш взгляд, степень готовности субъектов РФ к развертыванию Системы-112?
– Сейчас проводится серьезная работа как раз по оценке готовности субъектов РФ к развертыванию Системы-112, в том числе с точки зрения наличия нормативной и методической базы, подготовленности кадров. По результатам этой НИР и будет определена степень готовности всех субъектов.
– Применение механизма ФЦП предполагает развитие и использование научного потенциала экстренных оперативных служб при возникновении происшествий и чрезвычайных ситуаций. Какими ресурсами и наработками в этой области располагает МЧС?
– В настоящее время именно МЧС России обладает научным потенциалом, позволяющим оперативно решать задачи, сформулированные в ФЦП-112. Для усиления этого направления на базе ВНИИ ГОЧС создаются специальный Центр информационно-аналитической поддержки создания Системы-112 в России, а также стенд для апробации и развития новых технологий, применяемых в рамках Системы-112.