Под занавес минувшей недели на портале правовой информации была опубликована Национальная стратегия развития искусственного интеллекта на период до 2030 г. Документ утвержден Указом Президента РФ от 10.10.2019 № 490 «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации».
О подготовке программного документа в области развития искусственного интеллекта (ИИ) стало известно в конце мая, когда Владимир Путин посетил созданную «Сбербанком» для подготовки ИТ-специалистов «Школу 21». На базе этой образовательной организации прошло совещание по вопросам развития технологий в области ИИ. В своем выступлении Президент РФ назвал технологии искусственного интеллекта одним из ключевых направлений технологического развития, которые будут определять будущее мира. Механизмы искусственного интеллекта не имеют аналогов по своему влиянию на экономику и производительность труда, на эффективность управления, образования, здравоохранения и повседневную жизнь людей.
Борьба за технологическое лидерство в сфере искусственного интеллекта стала полем глобальной конкуренции. «Если кто-то сможет обеспечить монополию в сфере искусственного интеллекта – ну, последствия нам всем понятны, – тот станет властелином мира», – заявил тогда Владимир Путин. Многие развитые страны определились со своими планами действий по развитию аналогичных технологий. И Россия должна обеспечить технологический суверенитет в сфере искусственного интеллекта. По словам главы государства, речь идет не только об алгоритмах для узких специальных задач. Требуются универсальные решения, применение которых даст максимальный эффект в любой отрасли.
Справиться со столь амбициозной задачей россиянам помогут стартовые условия и конкурентные преимущества. В нашей стране высокие показатели проникновения Интернета, электронных услуг, при этом стоимость интернет-доступа – одна из самых низких по мировым меркам. Сохранились сильные образовательные школы по математике, физике. Подтверждением тому служат победы студентов из России на чемпионатах мира по программированию.
«Сильные научные и прикладные компетенции позволили создать оригинальные и, главное, коммерчески успешные отечественные разработки мирового уровня, в том числе в таких сферах, как компьютерное зрение и распознавание голоса, а также кибербезопасность. За пять лет нам нужно выйти по этим направлениям на лидирующие позиции», – поставил задачу Владимир Путин.
Тогда же, на майском совещании, глава государства назвал четыре приоритета разрабатываемой Национальной стратегии в сфере ИИ.
Первый. Создание принципиально новых фундаментальных заделов, математических методов, принципов работы искусственного интеллекта, в том числе по аналогии с человеческим мозгом. Россия должна стать одной из ключевых площадок для решения сложнейших научных задач с участием ученых всего мира.
На совещании отмечалось, что эта работа может вестись и в рамках международных математических центров, которые в 2020 г. будут открыты в двух российских столицах и Сочи. Кроме того, анонсировалось кратное увеличение финансирования исследований в области искусственного интеллекта, говорилось о необходимости создания стимулов для частных инвестиций и развития корпоративной науки, исследований, разработок.
Второй. Наращивать кадровый, интеллектуальный потенциал, сохранять свои таланты и привлекать лучших специалистов со всего мира.
Наряду с развитием программ подготовки по направлениям искусственного интеллекта в учебных заведениях следует предложить эффективные механизмы материального стимулирования, удобные условия работы, включая удаленную занятость.
Третий. Сформировать гибкую, адекватную правовую базу для разработки и использования прикладных решений на базе искусственного интеллекта, а также специальные режимы для частных инвестиций в создание прорывных решений и гарантировать защиту интеллектуальной собственности, правовые условия для регистрации патентов в национальной юрисдикции России.
На совещание отмечалась важность снятия законодательных и административных барьеров при условии обеспечения безопасности государства и общества, соблюдения прав граждан.
Четвертый. Сформировать эффективное правовое регулирование оборота данных, передовую инфраструктуру для их обработки и хранения, а также предложить взвешенные решения, которые позволят использовать данные для создания алгоритмов искусственного интеллекта.
Наряду с этом не менее важно обеспечить готовность общества, граждан к повсеместному внедрению таких технологий. Для этого предстоит реализовывать программы цифрового просвещения и переобучения по востребованным направлениям.
Национальная стратегия принята. В документе даны определения ключевых понятий, трактовка которых до недавнего времени вызывала разночтения в профессиональном сообществе. Теперь споры на сей счет можно отложить. Согласно документу под искусственным интеллектом понимается комплекс технологических решений, позволяющих имитировать когнитивные функции человека (включая самообучение и поиск решений без заранее заданного алгоритма) и получать при выполнении конкретных задач результаты, сопоставимые, как минимум, с результатами интеллектуальной деятельности человека.
Комплекс технологических решений включает в себя информационно-коммуникационную инфраструктуру, программное обеспечение (в том числе то, где используются методы машинного обучения), процессы и сервисы по обработке данных и поиску решений.
К технологиям искусственного интеллекта относятся технологии, основанные на использовании ИИ, включая компьютерное зрение, обработку естественного языка, распознавание и синтез речи, интеллектуальную поддержку принятия решений и перспективные методы искусственного интеллекта.
В данном контексте любопытна трактовка перспективных методов ИИ. Это методы, направленные на создание принципиально новой научно-технической продукции, в частности, для разработки универсального (сильного) искусственного интеллекта (автономное решение различных задач, автоматический дизайн физических объектов, автоматическое машинное обучение, алгоритмы решения задач на основе данных с частичной разметкой и (или) незначительных объемов данных, обработка информации на основе новых типов вычислительных систем, интерпретируемая обработка данных и другие методы).
В целом опубликованный документ нельзя назвать подробным планом действий в заявленной сфере. Стратегия определяет лишь общие ориентиры и ряд показателей, которых следует придерживаться. Так, применение искусственного интеллекта должно создать условия для формирования принципиально новых направлений деятельности хозяйствующих субъектов, повысить эффективность процессов планирования, автоматизации рутинных операций, в частности благодаря прогнозированию отказов оборудования и его превентивному техобслуживанию, повышению безопасности сотрудников при выполнении бизнес-процессов, оптимизации подбора и обучения кадров.
По мере решения поставленных стратегией задач к 2024 г. основным показателем, характеризующим успешную реализацию мер поддержки научных исследований в области искусственного интеллекта, должен стать существенный рост количества и индекса цитируемости в ведущих мировых научных изданиях научных статей российских ученых на тему, посвященную ИИ, количества зарегистрированных результатов интеллектуальной деятельности в данной области, а также количества прикладных технологических решений, используемых в практической деятельности. Кроме того, к указанному сроку должен значительно увеличиться вклад российских специалистов в создание открытых библиотек искусственного интеллекта, а российским организациям должны быть доступны наборы данных, которые соответствуют методологиям их сбора и разметки и хранятся на общедоступных платформах.
На 2024 г. намечено создание инфраструктуры, которая поможет российским организациям в создании ИИ, включая центры обработки данных. А разрабатываемые в нашей стране микропроцессоры не должны уступать мировым образцам.
К 2030 г. следует разработать программное обеспечение, в котором используются технологии искусственного интеллекта, для решения задач в различных сферах деятельности. Российские разработчики такого ПО должны войти в группу лидеров на мировом рынке. Наряду с этим объем опубликованных на общедоступных платформах наборов данных должен быть достаточным для решения актуальных задач в области ИИ, в том числе за счет публикации звуковых, речевых, медицинских, метеорологических, промышленных данных и данных систем видеонаблюдения.
Сказано в стратегии и про обучающие программы мирового уровня. К 2030 г. российские вузы должны занимать лидирующие позиции в мире в сфере ИИ.
Указом Президента РФ не только утверждена Национальная стратегия развития до 2030 г., но и поручено создать седьмой федеральный проект национальной программы «Цифровая экономика». Проект будет называться «Искусственный интеллект». Соответствующие изменения в программу «Цифровая экономика» должны быть внесены до 15 декабря Правительством, которому также предстоит разработать и утвердить седьмой федеральный проект. Кабинет министров обязан будет ежегодно докладывать главе государства о ходе реализации стратегии.
Стоит напомнить, что за последние два года почти три десятка стран приняли национальные стратегии искусственного интеллекта. США и Китай преследуют универсальные цели, претендуя на удержание лидерства в этой области к 2030 г. Амбиции других государств скромнее – войти в число технологических лидеров или занять первые строчки в рейтингах по определенным направлениям в сфере ИИ. Заявленные в российской стратегии развития искусственного интеллекта цели означают, что начинается конкурентная интеллектуальная гонка. В таком соревновании спортивная удача – дело второстепенное, если не последнее. А в битве интеллектов российские ресурсы и потенциал не раз оказывались на высоте. Хотелось бы верить, что она окажется досягаемой для россиян в предстоящие 11 лет.
www.connect-wit.ru