В начале октября в Подмосковье прошла ежегодная международная конференция SatComRus-2014, организованная ФГУП «Космическая связь (ГПКС) при поддержке Федерального агентства связи РФ. Мероприятие собрало более 300 делегатов из России, стран ЕС, США, Канады и Сингапура. Основной темой конференции стали планы по обновлению российской спутниковой группировки и программа развития ГПКС до 2025 г.
Космическая программа России
Через год заканчивается действие Федеральной космической программы России на 2006–2015 гг. Открывая конференцию, заместитель руководителя Россвязи Игорь Чурсин сообщил, что Федеральное агентство связи РФ разработало концепцию Целевой программы по развитию орбитальной группировки спутников связи и вещания гражданского назначения для обеспечения государственного управления и развития экономики Российской Федерации на период 2017–2025 гг. Ее предстоит синхронизировать с Федеральной космической программой России на 2016–2025 гг. в подготовке которой принимает участие ФГУП «Космическая связь». Результатом выполнения Целевой программы должен стать 100%-ный охват услугами связи территории России, включая районы Крайнего Севера и Арктический регион. Все население страны получит доступ к информации о ЧС, услугам ШПД, телефонии и прочим услугам связи, будут полностью удовлетворены потребности федеральных и региональных органов власти.
Федеральное агентство связи будет выступать государственным заказчиком-координатором Программы. В части формирования требований к гражданским космическим аппаратам связи и вещания и развитию наземной инфраструктуры связи заказчиками должны выступать заинтересованные федеральные органы исполнительной власти и субъекты РФ. Организация работ по созданию КА и обеспечению запусков возлагается на «Роскосмос».
Основными разработчиками Программы предлагается определить: в части системного обоснования и научно-технического сопровождения спутниковых систем, специальной аппаратуры и наземной инфраструктуры – ФГУП НИИР; в части определения требований к орбитальной группировке и обеспечения эксплуатации КА в рамках Федеральной космической программы – ФГУП «Космическая связь»; в части создания КА связи и вещания и средств их выведения на орбиту – ОАО «Объединенная ракетно-космическая корпорация».
Стратегия ГПКС
По данным аналитического отчета SIA (State of the Satellite Industry Report, сентябрь 2014), за последние десять лет мировая отрасль спутниковой связи продемонстрировала примерно трехкратное увеличение доходов. В 2013 г. этот рынок оценивался в 195,2 млрд долл. Наиболее активно растет сегмент предоставления услуг на базе спутников связи, в 2013 г. на него приходился 61% рынка. Доля доходов от производства наземного оборудования за последнее десятилетие практически не изменилась, сейчас она составляет 28%. Что касается услуг по производству спутников и услуг запуска, то их доли уменьшились – в силу снижения стоимости электроники и обострения конкуренции.
В этих условиях ГПКС как компания, работающая в сегменте организации услуг спутниковой связи, имеет хорошие перспективы развития. Как сообщил генеральный директор ГПКС Юрий Прохоров, стратегия развития компании, утвержденная «Россвязью» в ноябре 2013 г. и актуализированная летом 2014 г., ставит целью сохранить лидерство среди региональных операторов и войти в пятерку мировых лидеров фиксированной спутниковой связи к 2020 г.
Сегодня действующая орбитальная группировка ГПКС насчитывает 11 аппаратов связи и вещания на дуге геостационарной орбиты от 14º з. д. до 145º в. д. До конца 2015 г. группировка должна пополниться еще четырьмя спутниками (включая уже запущенный «Экспресс-АМ6»). К 2017 г. ГПКС планирует достичь пятого места в мире по объему орбитально-частотного ресурса. Дальнейшие планы по развитию спутниковой группировки предполагают ввод в эксплуатацию еще семи КА в период с 2018 до 2020 г. В результате реализации стратегии развития ГПКС к 2020 г. планирует располагать спутниковым ресурсом 35 ГГц (плюс 8,3 ГГц в Ka-диапазоне). Количество эквивалентных транспондеров С- и Ku-диапазона составит 970 (против 335 на сегодняшний день).
ГПКС активно расширяет географию своего присутствия. С переводом «Экспресс-АМ3» в позицию 103º в. д. появилась возможность предоставлять услуги партнеру на новой для ГПКС территории – в Австралии. Хорошие перспективы предприятие видит в регионах Африки, Латинской Америки, есть также планы возобновления работы на рынке Юго-Восточной Азии.
С 2025 г. ГПКС планирует создание группировки на высокоэллиптической орбите (ВЭО), которая полностью покроет территорию России при углах места не менее 40º. По словам Юрия Прохорова, у предприятия уже сформировалось понимание задач проекта. В его реализации наиболее сложным является наземный сегмент, в частности, разработка недорогого терминала. В этой области ГПКС ведет целый ряд совместных работ с НИИ и вузами. Группировка на ВЭО будет обеспечивать фиксированную и подвижную связь, а также радиовещание на всей территории страны.
Создание системы спутниковой связи и вещания с использованием КА на ВЭО – один из инновационных проектов ГПКС, которые предприятие выполняет в рамках Программы инновационного развития. Программа была разработана в 2011 г. по поручению Правительства РФ. По словам заместителя генерального директора ГПКС по инновационному развитию Евгения Буйдинова, при создании программы предприятию пришлось лишь систематизировать уже проводимые работы и сформулировать планы на будущее. Программа включает четыре направления: развитие технологической инфраструктуры; создание новых продуктов и услуг; участие в технологических кластерах и взаимодействие с научными и образовательными учреждениями; обеспечение инновационной деятельности. Создание группировки на ВЭО – один из инфраструктурных проектов. Другой проект – создание технологической инфраструктуры для оказания услуг в Ka-диапазоне. Эта сеть должна быть введена в эксплуатацию в начале 2015 г.
В числе новых продуктов и услуг – услуги спутниковой связи на подвижных объектах: обеспечение связи для научно-исследовательских судов на Северном морском пути; проект по оказанию услуг связи рыболовецким судам «Южморрыбфлота». Еще один новый продукт ГПКС адресован ТВ-компаниям – это передача прямых трансляций в Ka-диапазоне. Стоимость такой трансляции почти в десять раз ниже, чем в диапазоне Ku.
Что касается направления «Обеспечение инновационной деятельности», то в его рамках ГПКС совершенствует свою организационно-штатную структуру и переходит на ЭДО; модернизирует систему управления производственными и бизнес-процессами (модернизация началась с процессов продажи услуг); обеспечивает повышение квалификации персонала. В настоящее время ГПКС тратит на инновации около 2% своего дохода.
Курс на конвергентные решения
Лейтмотивом сессий, посвященных актуальным вопросам развития рынков спутникового телевещания и широкополосного доступа, стала конвергенция мультимедийных и телекоммуникационных сред – на уровне технологий и бизнеса. Стимулом такой конвергенции является выдвигаемое пользователями требование интерактивности мультимедийных услуг и возможности индивидуального выбора контента. В связи с этим аналитики предсказывали уменьшение доли линейного телесмотрения в пользу мультимедийных интернет-сервисов, в том числе со стороны провайдеров ОТТ.
Однако в реальности ситуация выглядит иной. Как сообщил первый заместитель генерального директора РТРС Виктор Пинчук, за последние десять лет средняя продолжительность ежедневного линейного просмотра в нашей стране увеличилась на десять минут, т. е. появление нелинейных форматов не влияет на объемы традиционных форм потребления ТВ-контента. Но при этом более половины зрителей смотрят телевизор параллельно с использованием гаджетов, примерно треть из них ищут в Интернете дополнительную информацию о телепрограммах и обсуждают их в социальных сетях. В США, например, уже пытаются подсчитывать аудиторию с такой моделью телесмотрения, чтобы использовать эту информацию для формирования рекламных моделей.
РТРС приветствует развитие модели, в которой доставка ТВ-программ происходит через эфирную сеть, а нелинейная «обвязка» (интерактив, дополнительная информация и пр.) – через сети ШПД, и работает в этом направлении с вещателями. Степень дальнейшего развития и успех такой модели во многом будут зависеть от того, сумеют ли вещатели договориться об унификации нелинейной составляющей ТВ-контента. Попытки создания «уникальных» предложений здесь бесперспективны.
Технический директор «НТВ-ПЛЮС» Олег Колесников также не наблюдает оттока абонентов непосредственного телевещания в другие среды, в том числе к ОТТ-провайдерам. Другое дело, что пользователи, которые уже приобщились к иным средам, идут к СНТВ-операторам неохотно. На данный момент рынок альтернативных сред еще очень мал, но в перспективе трех-четырех лет его влияние на позиции платформ спутникового ТВ станет ощутимым. Впрочем, нелинейное смотрение и сервисы ОТТ подразумевают предложения типа a la carte (возможность индивидуального выбора), а по мнению г-на Колесникова, чаще выживают на рынке пакетные предложения.
Тенденция конвергенции бизнесов СНТВ и ШПД прослеживается как в мире, так и в России. Яркие зарубежные примеры – один из крупнейших операторов СНТВ в США Dish Network, который одновременно является оператором сети ШПД HughesNet, или оператор AT&T, купивший недавно бизнес СНТВ.
В России по такому пути пошел «Орион-Экспресс»: весной 2014 г. этот оператор СНТВ объявил о выходе на рынок VSAT-услуг. Услуги предоставляются на базе технических решений Hughes. Сама компания Hughes как производитель и оператор одновременно настроена на применение комбинированных систем Ka- и Ku-диапазонов для предоставления услуг СНТВ и ШПД с одной антенны. Но в «Орион-Экспресс» конвергенцию пока видят как параллельное использование ТВ-приставок и VSAT-терминалов. Говорить о конвергентных устройствах еще рано – они должны специально разрабатываться под конкретного оператора (поскольку каждый располагает своим спутниковым ресурсом), и поставить их производство на поток может только оператор с очень большими объемами продаж.
Еще одна тенденция, отмеченная в ходе обсуждений, – выход операторов, традиционно работавших на рынке В2С, на рынок В2В и наоборот. Так, в компании Hughes считают, что те емкости, которые обеспечат существующие и будущие спутники высокой пропускной способности (HTS), слишком велики для потребительского рынка, а скорости уровня 100/20 Мбит/с востребованы в первую очередь бизнес-сектором. Поэтому в платформу Jupiter включается функция B2B. В то же время компания iDirect, традиционно ориентировавшаяся на бизнес-заказчиков, сейчас движется в сторону консьюмерского рынка. В следующем году должна выйти новая платформа Velocity, в которой будут предусмотрены не только «продвинутые» бизнес-возможности, но и потребности обычных пользователей.