На вопросы Connect отвечает Александр Евсин, начальник Ситуационного центра организации дорожного движения (ЦОДД)
– Насколько близка вам концепция «умного города», эффективно управляемого на базе достижений современных ИТ? Применима ли она в российских условиях?
– Основная проблема городской транспортной системы – несоответствие пропускной способности улично-дорожной сети реальному спросу на транспортные услуги. Все города мира решают проблему достижения транспортного баланса между спросом на движение и реальной пропускной способностью улично-дорожной сети сочетанием мер по совершенствованию управления движением с мерам по созданию приоритета движению общественного транспорта над личным. В настоящее время проводятся работы по созданию Интеллектуальной транспортной системы (ИТС): вводятся платные парковки, формируются полосы для приоритетного движения общественного транспорта, оптимизируются алгоритмы управления светофорной сигнализацией, вводятся средства автоматической фиксации нарушения ПДД, осуществляется мониторинг условий движения в реальном времени, развиваются функции информирования участников движения о дорожных условиях, о графиках движения общественного транспорта.
– Возможно ли решить в мегаполисе проблему пробок на базе современных подходов к управлению движением на базе ИТ − о чем говорит российский опыт, зарубежный?
– Полностью решить проблему пробок невозможно, в любом мегаполисе существует эта проблема. Тем не менее с помощью внедрения и развития интеллектуальной транспортной системы мы хотим сделать передвижение по городу более комфортным и удобным.
– Существует ли в составе ЦОДД ситуационный центр как структурное подразделение? Каковы его основные функции?
– Вычислительный центр ЦОДД является техническим центром всей интеллектуальной транспортной системы Москвы. По всему городу установлено большое количество оборудования, а получаемая с него информация обрабатывается здесь на серверах. Интеллектуально-транспортная система выполняет функции мониторинга, управления, информирования и контроля.
Ситуационный центр работает с декабря прошлого года, сейчас мы увеличиваем количество оборудования на улицах и совершенствуем программное обеспечение. Сегодня регулирование дорожного движения осуществляется органами ГИБДД, а ЦОДД выполняет функцию планирования. Но в данный момент идет организационный процесс передачи полномочий городским службам. В дальнейшем ГИБДД будет сосредоточена на вопросах инспектирования, безопасности дорожного движения и выполнении полицейских функций.
– Имеется ли возможность визуализации текущей загрузки на дорогах Москвы?
– Безусловно, мы имеем такие возможности и уже используем систему информирования. Стараемся получать данные от любых компаний, которые ведут работу в этом направлении. Сейчас идет постоянный обмен информацией с сервисом Яндекс-пробки и со всеми сотовыми операторами. У нас совершенно разные методики сбора информации. У Яндекса данные поступают с мобильных приложений, у мобильных операторов данные треков передвижений, а у нас это сеть детекторов. Плюс использование сторонних сервисов огромного количества пользователей, их сотни тысяч, но тяжело интерпретировать и классифицировать эту информацию. У нас показания гораздо точнее. Объединяя информацию, мы получаем полную картину движения, которую уже в виде мнемосхем выводим на информационные табло для водителей. По городу размещены 144 информационных табло, которые информируют о пробках и прочих важных вещах.
– Какую роль играет в системе оперативного управления московским транспортом система видеонаблюдения? Существует ли сегодня видеонаблюдение именно как система, управляемая из единого центра мониторинга ситуации на дорогах?
– В городе установлено 817 камер фотовидеофиксации, которые администрируют скоростной режим и режим выделенной полосы. Кроме того, они используются для администрирования режима проезда грузовиков по МКАД и Садовому кольцу.
До недавнего времени эти камеры выполняли только функцию контроля нарушений, но сейчас принято решение, что они будут являться дополнительными камерами телеобзора. То есть наш оператор может посмотреть, что творится на дороге в конкретном месте «глазами камеры». При этом сама камера будет работать как детектор движения – отслеживать загрузку, среднюю скорость, количество проехавших машин. Также у нас развита система телеобзора, каждый перекресток оборудован камерами с 30-кратным зумом, который позволяет увидеть на дороге буквально все. На них стоят стеклоочистители, и непогода не будет препятствием для обзора операторов. Эти камеры помимо нашей системы будут заведены в городскую систему Единый центр хранения и обработки данных (ЕЦХД), которая работает в рамках государственной программы Москвы «Безопасный город». Всего в ЕЦХД 150 тыс. камер, к которым мы также имеем доступ.
– Какими возможностями по мониторингу и анализу ситуации на дорогах располагает ЦОДД? Какой ИТ-инструментарий для этого используется?
– Для мониторинга по городу развернуто 7600 стратегических детекторов движения, которые контролируют 11 тыс. направлений, в том числе движение в каждой отдельной полосе дороги. Они считают количество проезжающих транспортных средств, интенсивность, среднюю скорость, мгновенную скорость. Затем все эти данные обрабатываются и трансформируются в общую картину дорожной обстановки, служат исходными данными для транспортных моделей. То есть мы можем не только осуществлять мониторинг, но и давать прогнозы. Прежде чем воплотить какой-то план в действие, оператор может посмотреть его модель. Это быстрое средство для принятия верного решения.
– Каковы перспективные направления развития интеллектуальной, ИT-составляющей системы управления дорожным движением Москвы?
– Важнейшим направлением функционального развития ИТС остается информирование участников дорожного движения. Самый интеллектуальный элемент транспортной системы – человек. От того, насколько осознанно он будет участвовать в дорожном движении, насколько уважительно будет относиться к другим участникам, зависит обстановка на дороге: и в плане безопасности, и в плане экологии. ИТС должна и будет создавать условия для разумного выбора вариантов действий и принятия решения в пути. Несомненно будет расширяться применение Интернет и ГЛОНАСС-технологий, чтобы водители могли выбирать альтернативные маршруты движения. Необходимо доводить до водителей информацию о наличии свободных мест на парковках, об изменениях погодных условий и т. д. На такой основе в рамках функционирования ИТС могут и будут решаться задачи обеспечения транспортного баланса между реальной пропускной способностью улично-дорожной сети и спросом на дорожное движение.