Российский рынок диалогового искусственного интеллекта вырос в 4 раза с 2019 по 2023 год, в 2024 году этот рост продолжится. Почему так бурно развивается именно этот сегмент ИИ-технологий, объяснили в Госдуме. |
Российский рынок NLP-решений или диалогового ИИ вырос уже в 4 раза с 2019 по 2023 год и в прошлом году достиг 5,9 млрд рублей. Об этом говорится в исследовании разработчика программных решений Naumen, которое цитируют «Ведомости».
Согласно прогнозам, в 2024 году рост рынка продолжится и составит около 25%. Таким образом, в этом году этот сегмент рынка превысит 7,45 млрд руб.
В 2023 году основные доли рынка диалогового ИИ для бизнеса занимали голосовые помощники (26,8%) с объемом продаж почти 1,6 млрд руб. Схожую долю рынка занимают голосовые роботы для исходящих звонков, которые используются для автообзвонов и опросов. Сегмент чат-ботов в 2023 г. достиг 1,2 млрд рублей — это 19% от всего рынка.
Согласно статистике Naumen, уровень проникновения технологий диалогового ИИ в России сильно различается по отраслям. Активнее всего чат-боты внедряют ритейл (42% компаний) и банки (27%). А голосовых помощников используют в основном банки (21% от общего числа) и медицинские организации (50%).
Рост рынка диалоговых ИИ-решений продолжится в будущем на фоне развития больших языковых моделей — для их обучения сейчас доступен огромный объем данных, что дает именно этому сегменту ИИ-технологий особые преимущества, отмечает член комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Антон Немкин. «Существующие технологии автоматизации и роботизации, включая чат-ботов и голосовых роботов, позволяют улучшить качество взаимодействия и обеспечивают круглосуточную поддержку, что особенно важно для бизнеса, работающего в онлайн-режиме. В целом, на мой взгляд, именно увеличение спроса на автоматизацию различных бизнес-процессов способствует росту интереса к диалоговым ИИ. Компании стремятся оптимизировать свои операции, снизить затраты и повысить эффективность работы, а ИИ-помощники могут взять на себя рутинные задачи, такие как ответы на часто задаваемые вопросы, обработка заявок клиентов и многое другое. Доступность и простота использования таких решений также играют важную роль. С развитием облачных платформ и готовых API интеграция ИИ в существующие системы становится все проще и дешевле. Это позволяет даже небольшим компаниям внедрять передовые технологии без значительных затрат на разработку и поддержку собственных решений», — отметил депутат.
Развитие самого рынка технологий обработки естественного языка (NLP) также сыграло значительную роль в росте популярности диалоговых ИИ-решений. «ИИ-системы теперь способны понимать контекст, тон и смысловые оттенки речи, что повышает их точность и релевантность. Это расширяет спектр задач, которые они могут решать: от предоставления справочной информации до помощи в принятии решений и выполнения более сложных действий, например, бронирования услуг или совершения покупок», — добавил Немкин.
Наконец, повышенное внимание к удобству пользователей и улучшению их опыта стимулирует распространение диалоговых решений в повседневной жизни. Появляются виртуальные ассистенты на смартфонах, умных колонках и других устройствах, которые помогают пользователям выполнять ежедневные задачи или получать информацию. «Всё это ведёт к массовому распространению диалоговых ИИ, делает их частью повседневной жизни и повышает ожидания пользователей относительно качества и возможностей общения с ИИ-системами. Поэтому рынок, конечно, продолжит бурное развитие в перспективе ближайших лет», — заключил парламентарий. |