Динамика в сегменте телекоммуникаций во многом определяет темпы развития в смежных отраслях экономики. По мере эволюции операторов связи в поставщиков комплексных услуг в сфере ИКТ меняются не только характер предлагаемых услуг, но и потребности потенциальных пользователей, а также условия ведения бизнеса, формируются предпосылки для внедрения новых технологий. В настоящее время операторы пересматривают свои стратегии развития, что обусловлено замедлением темпов роста российского телеком-рынка. О тенденциях и направлениях развития, требованиях к нормативно-правовой базе, инновационных бизнес-моделях, актуальных в 2017 г., а также о проблемах, актуальных для участника рынка в новых макроэкономических условиях, шла речь на конференции «Телеком 2017: тренды и перспективы», организованной РБК 29 марта 2017 г. в Москве. Журнал Connect выступил одним из информационных партнеров мероприятия.
Программой конференции было предусмотрено три дискуссии с участием экспертов отрасли, представителей профильных ассоциаций, госструктур и компаний – операторов, провайдеров и интеграторов, других игроков рынка. Открылась работа форума сессией, посвященной тематике законодательных и регуляторных инициатив. Выступающие обсуждали тенденции в сфере замещения импорта, пытались найти ответ на вопрос, какие инициативы смогут стимулировать российское производство, взвешивали плюсы и минусы проектов локализации решений.
Локализация производства или импортозамещение – это один из вопросов, который вызвал повышенный интерес участников конференции. С презентацией на эту тема выступила Светлана Аппалонова, представляющая Ассоциацию производителей электронной аппаратуры и приборов (АПЭАП). В начале своего выступления она уточнила термины. Так, под локализацией в области ИКТ понимается перенос некоторых производственных операций ближе к рынку сбыта продукции по экономическим, логистическим или политическим причинам без передачи в страну прав на интеллектуальную собственность. Как правило, правообладатель – глобальная компания – предпочитает переносить операции с минимальной добавленной стоимостью, стараясь получить максимальную прибыль. Импортозамещение – это в первую очередь владение технологиями и правами на технологию (или передача прав на технологию в случае трансфера). Правообладатель может локализовать часть производственных операций в стране-импортере по политическим или логистическим соображениям. Владение интеллектуальной собственностью означает, в частности, определение страны принятия решений, контроль за информационными потоками, отсутствие незадекларированных возможностей в оборудовании, создание высокотехнологичных рабочих мест и локализацию прибыли в стране.
Замещение импорта в сфере ИКТ расценивается не только как необходимость (обеспечение экономической, технологической и информационной безопасности), но и как возможность (наличие школ инженеров и программистов). Эксперты предлагают выбрать путь, который предусматривает создание собственных разработок и трансфер технологий.
Одной из тенденций развития ИКТ-оборудования является программно-ориентированный подход (SDR, SDN и т. д.). Аппаратная часть развивается в направлении все большей унификации, доля ПО в общей стоимости оборудования достигает 80%. Как отмечалось в ходе дискуссии, локализация только аппаратной части не решает проблем безопасности из-за возможного наличия недекларированных возможностей в оборудовании, не обеспечивает значительной добавленной стоимости. В то же время создание унифицированной аппаратной платформы отечественной разработки открывает рынок для отечественной электронной компонентной базы. Сегодня важно владеть технологией, а не воспроизводить, условно говоря, черный ящик.
Среди направлений работ в целях замещения импорта отмечались необходимость формирования рынка сбыта для отечественного телекоммуникационного оборудования, создания на российском рынке равных конкурентных условий для отечественных производителей, налаживание взаимодействия с производителями отечественной ЭКБ для постепенного перехода на отечественную компонентную базу. Что касается равных конкурентных условий, то предлагаются варианты снижения налоговой нагрузки на отечественные предприятия, совершенствования таможенных процедур. Кроме того, прорабатывается вопрос создания специализированной лизинговой компании. Такой механизм позволит российским компаниям конкурировать с зарубежными вендорами, которые зачастую предлагают покупателю рассрочку платежа.
Способы противодействия пиратскому контенту – традиционно актуальная тема для российского рынка. Поисковики, в частности Яндекс, были названы «интересантами» распространения такой «продукции». Генеральный директор «НТВ-Плюс» Михаил Демин отметил, что компания уже обращалась к представителям интернет-ресурсов с предложением-просьбой не отображать на первых страницах ссылки на пиратские источники. Пока еще не сформировалось понимание, как можно решить проблему. На конференции прозвучало предложение сформировать межотраслевое объединение по борьбе с пиратским контентом, при этом подчеркивалась важность мониторинга и объединения усилий участников отрасли, в том числе операторов платного телевидения, компаний-агрегаторов и производителей контента.
Участники дискуссии не обошли вниманием тему госуслуг в электронном виде. По данным, которые сообщил на конференции представитель департамента информационных технологий города Москвы Алексей Чукарин, в прошлом году в столице 6 млн человек обращались к государственным электронным сервисам. Примерно 5 млн приобретали товары в интернет-магазинах. В настоящее время в Москве в электронном виде доступно 160 видов госуслуг.
В центре внимания участников второй сессии были вопросы эффективных стратегий и бизнес-моделей операторов связи, элементы сотрудничества компаний. При обсуждении этой темы участники дискуссии старались отметить изменения, которые произошли в сфере телекоммуникаций в минувшем году. Основные изменения продиктованы возможностями, которые появляются у бизнеса на фоне внедрения современных технологий. Разные точки зрения высказывались относительно потенциала Интернета вещей, перспектив реализации проектов в этой сфере.
Одна из идей, прозвучавших в рамках дискуссии, состояла в том, что сегменту телекоммуникаций необходимы саморегуляция и система государственных стандартов. В частности, операторы должны самостоятельно разработать принципы регулирования, которые будут содействовать реализации проектов в области Интернета вещей. Такой точки зрения придерживается заместитель генерального директора компании «АйКомИнвест» Валерий Тихвинский. Он назвал половинчатой имеющуюся нормативно-правовую базу в области развития перспективных технологий.
То, что у проектов, связанных с Интернетом вещей, большой потенциал, показывают первые успешные кейсы. В качестве примера упоминался проект в рамках посевной кампании на территории Краснодарского края. Технологии, обеспечивающие мониторинг состояния почвы, позволяют повысить урожайность. Значительный потенциал Интернета вещей существует и в горнорудной промышленности, где специалистам важно заранее оценивать соотношение пород в условиях неравномерного распределения полезных ископаемых на конкретных участках.
В выступлениях отмечались изменения в сфере телекоммуникационных услуг на мобильном рынке. В рамках развития 2G–4G предпочтение отдавалось услугам передачи речи, данных, медиаконтенту, а в рамках 4G pro и 5G – услугам управления и контроля. При обсуждении тенденций на национальных рынках IoT/M2M докладчики оперировали некоторыми цифрами. Так, по данным компании МТС, объем рынка IoT/M2M SIM-карт в нашей стране в прошлом году увеличился до 7,8 млн штук (в 2015-м было 6,0 млн). Доля МТС оценивается в 52% – в минувшем году оператор обслуживал 4 млн SIM-карт. Если говорить о роли и значении IoT на фоне развития 5G, то среди основных услуг эксперты называют экстремально широкополосный мобильный доступ (Extreme Mobile BroadBand – eMBB), массовое использование устройств М2М, высоконадежную и критичную к использованию связь М2М-устройств.
Реалии и тренды современного российского рынка платного ТВ стали предметом обсуждения в рамках третьей сессии форума. Новый виток развития телевещания по мере распространения решений ОТТ, основные и альтернативные способы монетизации контента, перспективы телевидения сверхвысокой четкости Ultra HD – далеко не полный перечень вопросов, которые затрагивали в своих выступлениях участники дискуссии.