Со следующего года в России вводятся электронные аукционы в сфере рыболовства для заключения договоров о закреплении доли квоты вылова водных биоресурсов и пользования рыболовным участком. Правительство РФ внесло соответствующие изменения в закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов». По словам премьера Михаила Мишустина, это позволит закрепить в рыбной отрасли цифровые практики.
Перспективы внедрения цифровых технологий в рыбохозяйственный комплекс обсуждали недавно в Совете Федерации на заседании круглого стола. Рыболовство – одна из ориентированных на экспорт отечественных отраслей. За время реализации программы «Цифровая экономика» сформировались условия для масштабной системной цифровой трансформации отраслей. «Меры по стимулированию технологического развития в целом и цифровизации рыбной отрасли будут способствовать не просто ускорению восстановления экономики, но и принципиально новому качеству устойчивого экономического роста», – полагает член Комитета по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Людмила Талабаева.
В Совет Федерации обращался президент Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров (ВАРПЭ) Герман Зверев с предложением обеспечить внедрение электронного промыслового журнала как одну из мер, направленных на обеспечение бесперебойной работы рыбопромыслового флота, поставок продукции на внутренний рынок и сокращения случаев контактов между людьми в сложившейся эпидемиологической обстановке. Сенаторы поддержали данное предложение.
Электронный формат выдачи разрешений и ведения промыслового журнала повысит качество и эффективность учета освоения водных биоресурсов, упростит передачу судовых суточных донесений, позволит оперативно вносить изменения и дополнения в разрешения на добычу/вылов водных биоресурсов, что сэкономит рабочее время и транспортные расходы рыбохозяйственных предприятий на доставку разрешений, облегчит ведение документации. Кроме того, это значительно упростит работу по выдаче разрешений территориальным управлениям «Росрыболовства» – фактически исключит затраты на приобретение бланка разрешения – документа строгой отчетности.
Еще одно важное направление применения электронных инструментов – контроль в сфере рыболовства и обеспечение прослеживаемости уловов водных биоресурсов и рыбной продукции. Незаконный промысел, нерегулируемый вылов рыбы остается одной из актуальных отраслевых проблем. «Законные участники промысла недополучают квоты на соответствующие ресурсы, в бюджет не поступают необходимые платежи, сокращаются возможности рационального хозяйствования, что, в свою очередь, влияет на наличие рабочих мест, население не получает доступной и разнообразной рыбной продукции – важнейшего источника питания. Применение цифровизации в области контроля может существенно повысить его эффективность», – отметила Людмила Талабаева.
В соответствии с Федеральным законом «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» для осуществления промышленного и прибрежного рыболовства используются суда, которые оснащены техническими средствами контроля, обеспечивающими постоянную автоматическую, некорректируемую передачу информации о местоположении судна, и другими техническими средствами контроля. Технические средства контроля в обязательном порядке устанавливаются на осуществляющие рыболовство самоходные суда. Законом предусмотрена процедура принудительного прекращения права на добычу водных биоресурсов, которая запускается, если в течение календарного года без согласования работа технических средств контроля прекращалась на 48 и более часов. При этом закон не определяет возможные виды других технических средств контроля и порядок их использования.
Установка на судах рыбопромыслового флота дополнительных средств технической аудио- и видеофиксации, а также средств дистанционного доступа к необходимой информации целесообразна в случае перехода от существующей системы контроля к риск-ориентированному подходу. «При нынешней системе контроля, когда у нас идут регулярные проверки с участием инспекторов – при перегрузе продукции в море, при прохождении точек контроля по прибытии в порт, дополнительная установка дорогостоящей технической аппаратуры вызывает у рыбаков вопросы. Необходимо учитывать, что такая аппаратура отечественными предприятиями не производится, а поддерживать зарубежных производителей при нынешнем состоянии нашей экономики было бы не очень корректно. Данный вопрос требует серьезной проработки и анализа», – отметила сенатор.
Один из выводов, к которому пришли участники круглого стола, сводится к необходимости разработки плана мероприятий, составлению дорожной карты развития цифровизации в рыбной отрасли, которые должны базироваться преимущественно на отечественных решениях и программном обеспечении. Решать задачу предполагается на основе создания системы управления, использующей данные в цифровом виде, интеграции цифровых платформ, используемых разными ведомствами.
Разговоры о необходимости технологической трансформации рыбохозяйственного комплекса идут не первый год.
Профильная ассоциация ВАРПЭ неоднократно заявляла о необходимости цифровизации отрасли в целях снижения административных издержек. В начале 2020 г. в соответствующем обращении к премьер-министру содержалась просьба включить в национальную программу «Цифровая экономика Российской Федерации» мероприятия по внедрению в рыбохозяйственный комплекс РФ электронного промыслового журнала и электронного разрешения на добычу.
В прошлом году была утверждена внесенная Минсельхозом России «Стратегия развития рыбохозяйственного комплекса до 2030 г.». Как говорится в справке ведомства, ее разработка направлена на обеспечение динамичного развития рыбохозяйственного комплекса, обновление производственных фондов, уход от сырьевой направленности экспорта путем стимулирования производства продукции с высокой долей добавленной стоимости, создание благоприятных условий для ведения бизнеса и привлечения инвестиций в отрасль.
Национальная программа и отраслевая стратегия – рамочные документы. И все же невозможно удержаться от вопроса, почему в них не предусмотрены планы и мероприятия по цифровизации, без проведения которых достижение поставленных целей нереально. Проволочки с внедрением электронного документооборота в рыбохозяйственном комплексе объясняются отсутствием дорожной карты цифровизации? Сомневаюсь. Не исключаю, что дело в неготовности оценить ситуацию, обобщив доступный опыт, в том числе зарубежный, и изложить требования в документе, который станет руководством к действию.
Представители отраслевого сообщества до нынешнего года регулярно проводили тематические форумы, конференции, в частности, в рамках выставок предприятий рыбной индустрии. В предыдущие несколько лет специалисты вели речь об инструментах цифровизации, которые избавят их от необходимости хранить и вести бумажные документы на борту судна, о преимуществах спутникового мониторинга, системы международной электронной отчетности, перспективах анализа больших данных, других ИТ-решений и электронных сервисов. Более того, в правила рыболовства для Дальнего Востока уже включена норма, позволяющая рыбакам передавать данные о выловленной рыбе и переработанной продукции в виде электронного документа с цифровой подписью.
Выступившие на прошлогоднем Международном рыбопромышленном форуме в Санкт-Петербурге зарубежные эксперты не только делились мировым опытом цифровизации отрасли (например, в Норвегии электронный промысловый журнал ведется с 2005 г.), но и отмечали важность работы в рамках единой гармонизированной системы с другими странами, необходимость активного использования технологий искусственной интеллекта. Без это невозможно оцифровать рыбную индустрию. В Исландии информационная система собирает данные о вылове, формирует отчеты о продажах и переработке. Все порты страны подключены к системе. Информация обновляется каждые шесть часов, к ней есть открытый доступ.
Едва ли отставание российской отрасли рыболовства, причем не только в сфере цифровизации, можно объяснить нехваткой нужных планов, дорожных карт и т. д. В 2020 г. объем выловленной и переработанной рыбы в России уменьшился. Примерно месяц назад аудиторы Счетной палаты РФ сообщили, что «Росрыболовство» не сможет обеспечить достижение многих показателей госпрограммы по развитию рыбохозяйственного комплекса страны. Это может отразиться на реализации нацпроекта «Международная кооперация и экспорт».
В ходе проверки Счетная палата выяснила, что у госпрограммы нет четких критериев, по которым можно проверить качество ее выполнения. Положения программы, принятой шесть лет назад, не увязаны как следует со смежными документами, в частности, со стратегией развития морских терминалов, морской доктриной. Эксперты отмечают также невысокое качество стратегического планирования. Складывается впечатление, что и рыба не ловится потому, что избыточное количество непроработанных документов (программ, стратегий, дорожных карт и далее по списку) хуже их отсутствия.