Робот многофункциональный

Наблюдателем на выборах в Пермском крае стал андроид Юра

Разработанный компанией «Промобот» робот по имени Юра стал наблюдателем на выборах в Пермском крае. Юра записывает происходящее на видеокамеру, следит за голосованием и общается с избирателями на участке. Робот способен воспроизводить более 600 вариантов человеческой мимики. С 11 по 13 сентября робот Юра трудился на участке, расположенном в Доме культуры Всероссийского общества слепых.
«Наш робот впервые стал наблюдателем на выборах. Это не просто еще одна видеокамера, это настоящий помощник на избирательном участке. Робот может рассказать короткую справку о кандидатах в губернаторы, помочь сориентироваться в процедуре голосования и даже немного развлечь избирателей – пошутить, рассказать анекдот или просто пообщаться на отвлеченную тему», – пояснили в компании «Промобот».
Созданная в 2013 г. компания «Промобот» позиционирует себя как производителя автономных сервисных роботов, ведет разработки в области мехатроники, электроники, искусственного интеллекта и нейросетей, автономной навигации, распознавания речи.
О начале серийного выпуска человекоподобных роботов компанией «Промобот» в Перми в конце сентября сообщила пресс-служба правительства Пермского края. Пермский робот может не только имитировать эмоции, но и выполнять функции обслуживающего персонала: быть гидом, консультантом, администратором.
Летом в одном их пермских филиалов многофункционального центра появился стажер – робот-андроид. На протяжении месяца его разработчики совместно с сотрудниками МФЦ тестировали, как робот справляется с порученными ему обязанностями. Важно было оптимизировать процессы предоставления госуслуг, произвести необходимые настройки. Робот прошел обучение и стал штатным сотрудником. Со второй декады августа он принимает посетителей центра, справляется со своими обязанностями в течение 12-часового рабочего дня. Робот без труда сканирует документы, заполняет заявления. После того как посетитель поставит подпись на документе, робот выдает расписку.
Внешне робот похож на человека, и заявители смело обращаются к нему с вопросами, не подозревая о том, что перед ними машина. Роботизированный специалист свободно общается, копирует эмоции людей – удивляется, улыбается, хмурится. Так что распознать в нем сотрудника с искусственным интеллектом удается не сразу.
Новичка, успешно прошедшего стажировку, наделили функционалом – поручили предоставлять две услуги – прием заявлений на выдачу справок об отсутствии судимости и отсутствии привлечения к административной ответственности за употребление наркотиков. Выбор неслучаен. Во-первых, эти услуги из категории самых востребованных (по данным пресс-службы краевого правительства, с начала года за ними обращались более 23,6 тыс. раз). Во-вторых, алгоритм их предоставления несложный, все новые сотрудники МФЦ начинают профессиональную деятельность с оказания этих услуг. По задумке разработчиков роботизированных устройств, именно рутинные операции можно и нужно доверить машине.
Роботу как полноправному сотруднику предстоит повышать уровень квалификации и расширять компетенции. Причем без отрыва от основной работы. В офисе МФЦ рассказали, что «в дальнейшем функции роботизированного сотрудника будут расширены до 15 госуслуг также из числа наиболее востребованных (выдача российского и загранпаспорта, водительских удостоверений, СНИЛС и других документов)».
У робота, дежурившего на избирательном участке в ДК, есть постоянное место работы – Пермский медицинский университет. На этапе получения квалификации будущими врачами он выступает в роли пациента, который рассказывает доктору о симптомах недомогания и формулирует жалобу. По ходу приема робот оценивает правильность уточняющих вопросов и рекомендаций доктора, попутно оценивает поведение будущего врача и затем подводит итоги приема.
Сфера применения автономных сервисных роботов постепенно расширяется. Сегодня в числе профессий для автономных роботов, выпускаемых компанией «Промобот», – администратор, диагност, консьерж, консультант, промоутер, экскурсовод. Без сопровождения человека андроид работает в двух режимах: промо и взаимодействия. В первом случае робот ищет или ожидает человека для взаимодействия, попутно произносит фразы, которые помогают ему обратить на себя внимание либо приглашают к общению. Как только робот услышит речь, увидит лицо человека или зафиксирует нажатие на экран, он начинает взаимодействовать.
Во втором случае робот определяет возраст и пол собеседника, адаптируется, может «вспомнить», видел ли он вас раньше. И в зависимости от ситуации поприветствует или предложит познакомиться. Робот запоминает имя и лицо собеседника. С учетом времени, места или предлагаемых услуг владелец устройства может создавать индивидуальные сценарии для людей разного пола и возраста.

 

В темах для общения робот не ограничен. Устройство распознает речь, вопрос, ищет ответ. Лингвистическая база (набор реплик), работающая по определенным правилам, содержит пять основных уровней. На первом собраны ответы на вопросы, связанные с местом работы робота, на втором – ответы на общие вопросы, на третьем представлены релевантные источники из Интернета, на четвертом – вопросы низкого приоритета (чаще всего на них ответа нет, поэтому допустим общий ответ) или невнятно сформулированные. На пятый уровень направляются запросы, которые робот не сумел распознать. Система добавочных фраз позволяет роботу расположить собеседника либо направить разговор в нужное русло.
Снабженный датчиками и 3D-камерой робот передвигается, обходя препятствия. Разработанные компанией сенсоры по звуку и свету определяют преграды на пути устройства. Разработчики предусмотрели несколько режимов перемещения. Первый – автоматический, гарантирующий свободное передвижение устройства внутри помещения. Второй – согласно установленным на карте точкам (в строгой или случайной последовательности). В каждой точке, куда прибывает устройство, можно запрограммировать действие, которое выполнит робот, например, вручит гостю или курьеру пропуск, расскажет об экспонате или объекте. По такому же алгоритму реализована функция сопровождения посетителя до нужного помещения, окошка. Третий режим – дистанционный. Управлять роботом, перемещая его на другую локацию, можно удаленно – с помощью сервиса телеприсутствия или джойстика.
Функционал роботов будет расширяться. Не во всех видах деятельности двойники человека будут одинаково эффективны. Но в ряде направлений, в частности, там, где нужно проявлять терпение, такт, выдержку, беспристрастность, зафиксировать нарушение, обеспечить строгое соблюдение правил, регламентов и процедур, на роботов вся надежда. Во многих ситуациях люди с их слабостями, импульсивностью, ленью и иными дискредитирующими натуру человека характеристиками андроидам и машинам – не соперники и не конкуренты. А что касается избирательных кампаний, то прозрачность их проведения и честность подсчета голосов можно обеспечить, видимо, лишь при одном условии: если членами избирательных комиссий станут исключительно сотрудники с искусственным интеллектом.
www.connect-wit.ru

Следите за нашими новостями в Телеграм-канале Connect


Поделиться:



Следите за нашими новостями в
Телеграм-канале Connect

Спецпроект

Цифровой девелопмент

Подробнее
Спецпроект

Машиностроительные предприятия инвестируют в ПО

Подробнее


Подпишитесь
на нашу рассылку