Термины, сокращения, определения
АС | автоматизированные системы |
АО | аппаратное обеспечение |
АСЗИ | автоматизированные системы в защищенном исполнении |
АСУ | автоматизированные системы управления |
ВВСТ | вооружение, военная и специальная техника |
ВПК | Коллегия Военно-промышленной комиссии Правительства Российской Федерации |
ВТ | вычислительная техника |
ГАС ГОЗ | Государственная автоматизированная система оценки финансово-технологических рисков, возникающих при выполнении государственного оборонного заказа |
ЕИП | единое информационное пространство |
ЖЦИ | жизненный цикл изделия |
ИБ
ИТПП ОПК |
информационная безопасность
информационная технологическая платформа предприятий ОПК |
ИКТ | информационно-коммуникационные технологии |
ИС | информационные системы |
ИТ | информационные технологии |
НСИ | нормативно-справочная информация |
ОПК | оборонно-промышленный комплекс России |
Совет главных конструкторов | Совет главных конструкторов в области создания, внедрения и развития информационно-коммуникационных технологий в ОПК |
СУ ПЖЦ ВВСТ | системы управления полным жизненным циклом ВВСТ |
СУБД | система управления базами данных |
ТКО | телекоммуникационное оборудование |
Центр компетенций ИКТ ОПК | Центр компетенций координации и организационно-методического обеспечения мероприятий по созданию, внедрению и развитию информационно-коммуникационных технологий в оборонно-промышленном комплексе, созданный в соответствии с решением ВПК России на базе АО «Системы управления» |
ФОИВ | федеральный орган исполнительной власти |
1. Общая часть
С 26 по 29 мая 2015 г. на территории Иннополиса – нового города на карте Российской Федерации, строящегося недалеко от Казани, проводилась четвертая конференция «Информационные технологии на службе оборонно-промышленного комплекса России», организованная Издательским домом Connect при поддержке Коллегии Военно-промышленной комиссии Российской Федерации, Госкорпорации Ростех и правительства Республики Татарстан.
Цель мероприятия – выработка системного подхода к реализации стратегии автоматизации при создании и непрерывном совершенствовании систем управления в сфере ОПК. Центральные темы конференции – импортозамещение в области информационных технологий, привлечение инвестиций в разработку отечественных программных продуктов, совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей применение ИТ в оборонной отрасли.
В мероприятии приняли участие свыше тысячи специалистов, представляющих крупнейшие российские предприятия и ИТ-компании. Партнерами конференции выступили более 20 ведущих ИТ-компаний, в том числе «1С», «Аскон», «БАРС Груп», «Галактика», «Информзащита», Atlantis Communications, Depo Computers, INLINE Technologies, MAYKOR, Naumen, SAP, Siemens, YADRO.
В рамках конференции проведены заседания десяти секций по следующим направлениям:
- импортозамещение;
- нормативно-техническое регулирование в цифровую эпоху;
- цифровое производство;
- интеграция и аналитика;
- системы управления предприятиями ОПК;
- подготовка кадров как инвестиции в создание интегрированных АСУ для предприятий ОПК;
- имитационное суперкомпьютерное моделирование;
- информационная безопасность;
- ИКТ инфраструктура для предприятий ОПК;
- системы управления вооружением.
2. Развитие отрасли информационных технологий в сегменте ОПК России
2.1. Основные задачи отечественной отрасли ИТ в сегменте ОПК России
В ходе работы конференции были сформулированы основные задачи и векторы развития ИТ в ОПК России.
Обозначены риски, актуальные для российской оборонной отрасли, которые связаны с применением ИТ и вызваны как ранее сложившимися тенденциями развития российского рынка ИТ, так и текущими геополитическими факторами:
- потеря мирового технологического лидерства и международных рынков вооружения из-за утраты конкурентных преимуществ, что обусловлено недостаточным применением современных инженерных информационных технологий моделирования, конструирования и проектирования ВВСТ и технологий управления в холдингах и предприятиях ОПК России;
- срыв сроков исполнения ГОЗ предприятиями ОПК вследствие остановки поставок импортных ТКО, ВТ, элементов АСУ и услуг технической поддержки общесистемного и инженерного ПО;
- переход к нелегальному использованию предприятиями ОПК иностранного ТКО, ВТ и ПО из-за угрозы применения международных санкций и для исключения затрат, связанных с переходом на отечественные продукты;
- реализация недокументированных возможностей иностранного ТКО, ВТ и ПО, таких как передача/порча информации, дистанционный вывод объектов управления из строя и управление сбоями.
Выявлены следующие проблемы:
- критический масштаб использования предприятиями ОПК аппаратного и программного обеспечения американского и китайского происхождения;
- сохранение тенденции предприятий ОПК закупать ТКО, ВТ и ПО иностранного происхождения, даже при угрозе применения международных санкций;
- недостаточная мощность отечественного производства ТКО, ВТ при отставании характеристик выпускаемой продукции от мирового уровня;
- утрата отечественной научной и инженерно-экспертной школы, позволяющей эффективно обеспечивать, регулировать и контролировать применение и развитие телекоммуникаций и информационных систем в интересах отрасли ОПК;
- отсутствие практического применения современной международной нормативной базы в области ИТ, что приводит к увеличению сроков разработки программных продуктов, повышению их стоимости и снижению качества.
Конференция считает, что для снижения вероятности реализации существующих рисков и решения выявленных проблем необходимо решение следующих задач:
– уменьшение зависимости предприятий ОПК от импортных ИТ-продуктов и технологий путем развития механизмов субсидирования предприятий ОПК для сокращения затрат предприятий на переход к отечественным аппаратным и программным средствам;
– реализация стратегии «импортоопережения» при государственной поддержке развития отрасли ИТ в сфере промышленного производства;
– расширение и развитие отечественного производства ТКО, ВТ, в том числе суперкомпьютерного в рамках федеральных целевых программ; – развитие международного сотрудничества в рамках ЕАЭС и стран БРИКС в сфере создания современных инженерных информационных технологий и технологий управления.
2.2. Выполнение рекомендаций третьей конференции
Конференция отмечает постепенное выполнение Правительством, заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, интегрированными структурами и госкорпорациями рекомендаций резолюции третьей конференции.
Правительство России занимается выработкой мер государственной поддержки исследований и разработок отечественных производителей в сфере ИТ в интересах ОПК.
Конференция отметила повышение значимости государственных инструментов развития высоких технологий, таких как Фонд перспективных исследований, Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов, Фонд «Сколково», «Университет Иннополис», в процессах реализации высокорисковых проектов по созданию прорывных технологий, способных обеспечить реализацию стратегии «импортоопережения» в ИТ-отрасли России.
Конференция поддерживает усилия Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, направленные на формирование проектных консорциумов, деятельность которых будет нацелена на разработку отечественных импортонезависимых информационных технологий, а также на создание инвестиционных механизмов по финансовому обеспечению деятельности консорциумов. Конференция отмечает и поддерживает беспрецедентную открытость названных ФОИВ перед российским ИТ-сообществом при реализации данной задачи.
В то же время конференция отмечает стагнацию, наметившуюся в процессах реализации отдельных рекомендаций предыдущей конференции:
- необоснованное затягивание процедуры рассмотрения Правительством Российской Федерации концепции «Создание, развитие и использование ИТ в ОПК на период до 2020 года» и Дорожной карты по ее реализации, одобренных в целом предыдущей конференцией и направленных Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в Правительство Российской Федерации для рассмотрения в IV квартале 2014 г.;
- ненадлежащая поддержка государством предложения о создании на базе предприятий ОПК – лидеров в области развития и практического применения ИТ, центров компетенции по различным направлениям развития ИТ с единым методическим руководством, а также межотраслевой системы экспертизы и оценки качества отечественных разработок в области аппаратных, программных и аппаратно-программных средств и суперкомпьютерных технологий;
- не решены вопросы о создании единого информационного пространства ОПК, в частности корневого удостоверяющего центра ОПК, а также о разработке концепции применения электронной подписи в организациях ОПК;
- не решены вопросы, связанные с отражением в российских образовательных стандартах и технологиях специфики ОПК и с разработкой принципов возврата инвестиций организаций ОПК в подготовку кадров.
Конференция отмечает, что нерешенность указанных вопросов тормозит развитие сегмента информационных технологий в ОПК России.
2.3. Системы управления предприятием
Обзор систем управления производством, представленный в докладах участников конференции, показал, что большинство внедренных систем управления на предприятиях ОПК не соответствуют современным требованиям к эффективности управления промышленным предприятием. Кроме того, разнородность используемых информационных систем не позволяет обеспечивать сквозное взаимодействие и смежных предприятий, и заказчика продукции.
Конференция считает, что унификация применяемых отраслевых решений позволит значительно уменьшить сроки и стоимость внедрения информационных систем на предприятиях отрасли. В связи с этим необходимо разработать требования к программно-аппаратному обеспечению для различных классов систем: «легких», «средних», «тяжелых» – на уровне отраслевых стандартов, зависящих от сложности структуры предприятий и класса передаваемой информации. Кроме того, отсутствуют унифицированные технологии и стандарты построения инфраструктурных решений, в том числе типовой архитектуры центров обработки данных и систем их защиты.
Отсутствует единая, полноценно функционирующая система защищенного электронного документооборота, что обусловлено недостаточной проработанностью вопросов применения электронной подписи в ОПК. Это исключает возможность интеграции информационных систем организаций и органов управления ОПК, а также оперативного юридически значимого обмена данными.
Конференция рекомендует распространить среди организаций ОПК информацию о работах, ведущихся в рассматриваемой предметной области, например ГК «Росатом», которая разработала и внедрила подход, модель и инструмент описания «Цифровое предприятие», как один из возможных вариантов типовой цифровой архитектуры на основе процессного подхода, определяющей методологию управления предприятием, а также приступила к доработке и переходу на импортонезависимое ПО моделирования и проектирования системы управления предприятием, создав референтную модель системы управления предприятием ОПК.
Конференция считает, что проблема электронного документооборота между предприятиями, входящими в ОПК, может быть решена путем создания системы удостоверяющих центров и разработки нормативной базы применения квалифицированной электронной подписи в организациях ОПК.
2.4. Цифровое производство
Конференция отмечает, что проблема обеспечения технологического лидерства и технологической безопасности страны в сегменте ОПК путем применения информационных технологий поддержки цифрового проектирования и производства не может быть решена только за счет собственных средств разработчиков ПО.
Необходим запуск государственного софинансирования разработок в области аппаратного и программного обеспечения в виде различных механизмов, в том числе государственно-частного партнерства. Период государственного участия в финансировании разработок отечественных ИТ поддержки цифрового проектирования и производства должен быть не менее двух лет. Один из ключевых критериев успешности проекта – устойчивое положение на рынке (определенная доля рынка) и реализация эффективной модели коммерциализации/самоокупаемости.
В рамках работ по импортозамещению невозможно одномоментно отказаться от использования зарубежных программных продуктов и технологий. Необходимо предусмотреть переходный период в государственном регулировании применения ИТ на предприятиях ОПК на время доработки и внедрения (тиражирования) российских продуктов. Вместе с тем, зарубежные технологии проектирования и производства, а также опыт их использования в организациях ОПК должны являться одним из источников требований для разработки отечественного программного инструментария.
При автоматизации процессов разработки и производства изделий, имеющих в своем составе информацию ограниченного распространения (содержащую сведения, составляющие государственную, служебную или коммерческую тайну), вопрос информационной безопасности и выполнения требований регуляторов крайне актуален. Необходимо скорейшее создание полностью импортонезависимого защищенного комплекса управления предприятием, производством и жизненным циклом изделий.
Выполнение проектов по внедрению технологий управления полным жизненным циклом ВВСТ должно сопровождаться оценкой эффективности их реализации. С этой целью необходима разработка ключевых показателей эффективности, связанных с требованиями к создаваемым ВВСТ, а также методик оценки показателей.
С учетом существенного научно-технического задела, имеющегося в организациях ОПК, учреждениях Российской академии наук, высших учебных заведениях, а также в отечественных организациях – разработчиках инженерного программного обеспечения, перспективным подходом к созданию информационных технологий поддержки цифровой разработки и производства является подход, основанный на принципах коллективной разработки инженерного программного обеспечения, предполагающий проведение автоматизированного квалификационного тестирования разрабатываемых программных средств, включая средства инженерного моделирования. Нормативная база в области методов и средств квалификационного тестирования инженерного ПО требует дальнейшего совершенствования.
2.5. ИКТ-инфраструктура
Конференция отмечает, что на предприятиях ОПК активно продолжаются процессы по реализации проектов развития (в том числе и за счет федеральных целевых программ) корпоративных информационных систем, сетей передачи данных, центров обработки и хранения данных и систем их защиты.
Доля отечественных производителей в функционирующих инфраструктурах по-прежнему мала, и если год назад основными вендорами оборудования являлись Cisco, HP и IBM, то после введения санкций и возникновения в связи с этим дополнительных рисков, связанных с использованием оборудования западных производителей, наблюдается переход на оборудование из Китая, в первую очередь Huawei.
Вместе с тем следует отметить, что существуют комплексные предложения и инициативы отечественных разработчиков информационно-коммуникационных систем и приложений, например представленные на конференции ОАО «НИИ «Масштаб», «Депо Компьютерс», ЗАО «Глобус-Телеком», которые направлены на решение стратегической задачи импортозамещения и обладают необходимыми потребительскими качествами.
Основными направлениями развития информационно-коммуникационных инфраструктур в интегрированных структурах и на предприятиях ОПК по-прежнему являются:
- создание защищенных корпоративных информационных систем;
- создание сетей передачи данных с применением перспективных сетевых архитектур (NFV), в том числе с использованием отечественных разработок в данной области;
- создание корпоративных облачных ЦОД;
- применение технологий виртуализации как серверных платформ, так и конечных АРМ.
Конференция считает, что одной из основных проблем в части, касающейся ИТ-инфраструктуры, которые негативно сказываются на развитии ОПК в целом, является отставание качественных характеристик ИТ-инфраструктуры предприятий отрасли от современных потребностей бизнеса. Это отставание сложилось в результате воздействия следующих факторов:
- отсутствие популяризации отечественных разработок в области телекоммуникационного оборудования, слабая поддержка российских производителей со стороны государства;
- разрозненность и неоднородность технических решений, применяемых в интегрированных структурах и предприятиях ОПК;
- отсутствие унифицированных технологий и стандартов на построение инфраструктурных решений;
- отсутствие информационного пространства по обмену опытом. Опыт предприятий ОПК, успешно реализовавших инфраструктурные проекты, практически не используется и не тиражируется;
- отсутствие единой современной системы объединенных коммуникаций в сфере ОПК (аналога Cisco UC и Avaya Aura).
- Нормативно-техническое регулирование
Конференция отмечает, что в современных условиях стандарты в области ИТ-технологий приобретают особое значение. Недооценка данного направления будет нарастающим образом увеличивать риски при разработке, производстве и применении образцов ВВСТ.
В этой области Россия значительно отстает от мирового уровня. Сегодня существует более 3000 международных ИТ-стандартов. Количество национальных стандартов не превышает 5% этого показателя, и разрыв с каждым годом все увеличивается.
Конференция считает, что во многом проблемы в сфере ОПК обусловлены сложившимся за последние 15–20 лет негативным отношением к ИТ-стандартизации, уменьшением количества специалистов в этой области, утерей соответствующего опыта, остаточным финансированием и др. Финансирование разработки ИТ-стандартов серии ГОСТ РВ в последние годы практически не осуществлялось. Несмотря на имеющиеся в РФ информационные ресурсы, предприятия оборонного комплекса не проявляют интереса к современным международным стандартам в области информационных технологий.
Такое отношение к стандартизации негативно влияет на качество образцов ВВТ на всех этапах жизненного цикла, во многом основанном на применении информационных технологий. Особенно это сказывается на разработке и тестировании программного обеспечения, ошибки в котором могут свести к нулю потенциальные возможности образцов вооружения и специальной техники.
Конференция считает, что проблема ликвидации отставания нашей страны в области стандартизации в сфере информационных технологий и эффективного внедрения лучших мировых стандартов в конкретные разработки может быть решена только проведением целого комплекса различных мероприятий, к основным из которых относятся:
- постоянное совершенствование законодательной и нормативной базы ОПК в области стандартизации;
- интенсификация работ по анализу и обоснованному отбору лучших международных стандартов, разработка на их основе стандартов серий ГОСТ Р и ГОСТ РВ;
- совершенствованию мероприятий по своевременному доведению до предприятий ОПК информации о лучших международных ИТ-стандартах, активизации участия специалистов ОПК в их экспертной оценке;
- активизация подготовки и переподготовки специалистов ОПК в области стандартизации в сфере информационных технологий.
Координацию и планомерное выполнение перечисленных работ следует осуществлять в рамках соответствующей целевой программы.
2.7. Интеграция и аналитика
Конференция считает целесообразным распространение опыта, накопленного в процессе создания таких масштабных информационно-аналитических систем, как ГИС «Промышленность», системы сбора и анализа показателей эффективности деятельности предприятий Госкорпорации Ростех и ФГУП «РФЯЦ-ВНИИЭФ» в организации ОПК. Высокой оценки также заслуживают подходы к решению задач по увеличению эффективности управления основными производственными фондами предприятий судостроительной отрасли и концепция по управлению НСИ в Госкорпорации Ростех.
Конференция отмечает следующее:
- гарантией успешного внедрения или развития информационных систем являются упорядочивание, гармонизация и устранение дублирования информационных потоков автоматизируемых процессов в рамках процессного подхода и проектирования цифровой архитектуры предприятия;
- необходимо обязательно учитывать требования со стороны информационной безопасности на этапе проектирования архитектуры внедряемых систем;
- в целевом решении специализированная система управления НСИ должна присутствовать как часть аналитической системы (или ИТ-ландшафта в целом) и охватывать всех предприятий-участников информационного пространства.
2.8. Подготовка кадров
Конференция отмечает, что в части, касающейся подготовки специалистов в интересах отрасли ИТ сегмента ОПК России, сложились следующие проблемы, снижающие эффективность инвестиций организаций ОПК в подготовку кадров:
- требования ФГОС (профессиональные компетенции) и профессиональных стандартов (трудовые функции, трудовые действия) не гармонизированы, что осложняет разработку и применение практико-ориентированных образовательных программ;
- незавершенность процесса формирования перечня требований к квалификации ИТ-специалистов с учетом специфики ОПК;
- отставание от современного уровня развития ИТ нормативно-правовой, методической и материальной базы, организационных форм взаимодействия всех заинтересованных сторон образовательного процесса;
- отсутствие набора отечественных программно-технических платформ, допустимых к применению в образовательном процессе подготовки ИТ-специалистов в интересах ОПК, а также неподготовленность образовательных организаций к массовому применению в образовательном процессе вышеуказанных платформ;
- не проработан механизм эффективного взаимодействия предприятий ОПК и образовательных организаций, в том числе по вопросам регулярной актуализации образовательных программ и применения современных образовательных технологий (например, электронное обучение, дистанционные образовательные технологии).
Конференция считает, что наиболее эффективными инструментами для решения вышеуказанных проблем являются следующие:
- применение лучших мировых стандартов и практик при формировании системы подготовки и переподготовки ИТ-кадров в интересах ОПК;
- активизация взаимодействия научно-образовательных, образовательных организаций и предприятий ОПК по вопросам проведения исследовательской деятельности и подготовки ИТ-специалистов в интересах ОПК;
- применение технологий электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, сетевых форм реализации образовательных программ в целях снижения издержек в связи с реализацией образовательных программ подготовки ИТ-специалистов и сокращения периода разработки и актуализации образовательных программ при сохранении качества образования.
2.9. Имитационное суперкомпьютерное моделирование
Конференция отмечает, что практически все сложные вопросы создания и применения отечественных систем имитационного суперкомпьютерного моделирования, сформулированные на конференции 2014 г., актуальны и сегодня.
Отмечена низкая оснащенность предприятий ОПК современными высокопроизводительными средствами вычислительной техники (прежде всего компактными суперЭВМ), пакетами программ имитационного моделирования и виртуальными моделями перспективных изделий.
Решение этих проблем невозможно без создания государственных механизмов межотраслевого взаимодействия и прямой государственной поддержки. Однако создание таких механизмов противоречит реализуемой в России промышленной политике, в рамках которой функции государства ограничиваются формированием экономических условий, что в совокупности с требованием глобальной финансовой, а не экономической конкурентоспособности и не позволяет обеспечить технологический паритет России с мировыми лидерами, в том числе в области имитационного суперкомпьютерного моделирования.
Так, например, в соответствии с проектом Федерального закона № 764677-6, обсуждаемого в Госдуме, российским будет считаться программное обеспечение, принадлежащее российским гражданам или компаниям, в капитале которых доля РФ или российских граждан превышает 50%. При этом доля лицензионных выплат собственников ПО иностранным компаниям должна быть менее 30% выручки от продаж такого ПО. То есть критерий отношения ПО к категории российского в проекте закона финансовый, а не технический.
Поскольку реализуемая промышленная политика не претерпела каких-либо существенных изменений, то, как и год назад, состояние дел в этой области характеризуется практически теми же проблемами:
- широкое распространение на предприятиях ОПК зарубежных коммерческих программных продуктов, существенно ограничивающих возможности конструкторов и технологов при выполнении вариантного анализа поведения и функционирования разрабатываемых изделий, а также сохранение технологической зависимости предприятий ОПК от зарубежных компаний;
- отсутствие целевых программ государственной поддержки работ по созданию отечественного конкурентоспособного программного обеспечения для имитационного моделирования в интересах ОПК и промышленности;
- отсутствие нормативной документации, регламентирующей использование технологий имитационного суперкомпьютерного моделирования на всех этапах жизненного цикла ВВТ;
- низкая оснащенность предприятий ОПК современными высокопроизводительными средствами вычислительной техники, пакетами программ имитационного моделирования и виртуальными моделями перспективных изделий;
- отсутствие образовательных технологий, нацеленных на подготовку инженеров, владеющих технологиями имитационного суперкомпьютерного моделирования и виртуального прототипирования.
Конференция считает, что для эффективного решения проблем в области суперкомпьютерного моделирования необходимо:
- разработать программу поэтапного импортозамещения в целях внедрения в производственный процесс предприятий ОПК отечественных пакетов программ имитационного моделирования, включая поддержку отечественных разработчиков программных и аппаратных компонентов суперкомпьютерных технологий, создание системы экспертизы и оценки качества отечественных разработок в данной области, стимулирование предприятий ОПК к внедрению отечественных технологий суперкомпьютерного моделирования в процессы проектирования и разработки продукции ВВСТ;
- организовать работы по совершенствованию нормативно-правовой базы для расширения использования результатов суперкомпьютерного моделирования в типовых технологических циклах разработки продукции ВВСТ предприятиями ОПК;
- разработать комплексную программу создания доверенной отечественной аппаратной платформы технологий имитационного суперкомпьютерного моделирования и виртуального прототипирования;
- открыть ряд пилотных проектов ОКР по внедрению в производственную практику выделенных предприятий ОПК отечественных суперкомпьютерных технологий при решении профильных задач предприятий и обеспечить максимальную возможность популяризации их результатов в ОПК;
- разработать программу оснащения ведущих инженерных вузов страны типовыми аппаратно-программными комплексами на основе компактных суперЭВМ как основу создания образовательных технологий, нацеленных на подготовку инженерных кадров, владеющих технологиями имитационного суперкомпьютерного моделирования и виртуального прототипирования.
2.10. Информационная безопасность
Конференция отмечает, что в настоящее время на предприятиях ОПК накоплен огромный научно-технический опыт, позволяющий решать задачу разумного импортозамещения в области ИБ. В частности, ведутся работы по дальнейшему совершенствованию:
- отечественных аппаратных платформ «Эльбрус» в ПАО «ИНЭУМ им. И.С. Брука» и «Багет» во ФГБУН НИИСИ РАН, предназначенных для применения в критически важных инфраструктурах;
- отечественных защищенных операционных систем в АО «ЦНИИ ЭИСУ», ПАО «ИНЭУМ им. И.С. Брука», ФГУП «РФЯЦ-ВНИИЭФ» и ФГБУН НИИСИ РАН, сертифицированных по высоким классам защищенности в основных системах сертификации ФСТЭК России, Министерства обороны Российской Федерации и ФСБ России;
- отечественных средств защиты информации.
Тем не менее в указанной предметной области остаются нерешенными весьма значимые вопросы:
- отсутствие единых подходов по обеспечению ИБ на предприятиях, что приводит к использованию как в рамках отрасли в целом, так и на предприятиях ОПК различных, зачастую не совместимых между собой средств защиты информации, что усложняет проведение анализа и снижает прозрачность ИБ;
- отсутствие отраслевого стандарта, регламентирующего обеспечение ИБ на предприятиях ОПК:
- использование предприятиями ОПК в ключевых автоматизированных системах, в том числе в системах управления производственными и технологическими процессами, импортного программного обеспечения, что в нынешних экономических условиях может привести либо к невозможности осуществления определенных видов деятельности, либо к значительным перерывам в функционировании систем;
- использование на предприятиях ОПК для работы с информацией ограниченного доступа программного обеспечения, которое по тем или иным причинам не может быть сертифицировано на соответствие требованиям по безопасности информации;
- отсутствие типовых программно-технических комплексов, построенных на основе отечественной доверенной аппаратно-программной платформы, с учетом реализации требований по ИБ;
- недостаточность существующей номенклатуры средств защиты информации, системного и прикладного ПО, сертифицированных (сертифицированного) по высшим уровням (классам) в действующих системах сертификации;
- отсутствие на большинстве предприятий ОПК механизмов и средств, позволяющих отслеживать события ИБ в автоматизированных (информационных) системах и реагировать на возникающие инциденты ИБ. Вместе с тем, мониторинг возникающих в АС (ИС) событий ИБ, способных повлечь ущерб для предприятия, является одним из наиболее важных инструментов системы обеспечения ИБ, обеспечивающих поддержание необходимого уровня обеспечения ИБ на предприятии и выявление возможных (новых) источников угроз ИБ. На основании данных, полученных в результате мониторинга событий ИБ, и проведенного анализа этих данных возможны превентивное определение мер по улучшению состояния ИБ на предприятии, контроль выполнения требований и мер по ИБ, что обеспечивает снижение риска возникновения повторных инцидентов ИБ и в конечном итоге приводит к возможности предотвращения (минимизации) наносимого предприятию ущерба;
- зависимость от импортного программного обеспечения, в котором могут быть как специально, так и случайно оставленные уязвимости, ставящие под угрозу возможность его использования предприятиями ОПК. Однако аналогичная проблема существует и для ПО отечественной разработки в связи с тем, что его качество обычно ниже вследствие невысокого уровня зрелости с точки зрения ИБ самого процесса разработки ПО. При этом следует отметить, что исследовать на наличие уязвимостей нужно как импортное, так и отечественное ПО. Кроме того, необходимо проводить проверки ПО на наличие недекларированных возможностей;
- отсутствие объективной информации о защищенности информационных активов предприятия, об эффективности действующих систем защиты; о соответствии систем защиты требованиям международных и отечественных стандартов, отраслевым нормативным документам;
- отсутствие полноценно функционирующей системы электронного документооборота между предприятиями, входящими в ОПК. Причинами такого положения дел является, в частности, отсутствие отраслевой унификации средств электронной подписи; отсутствие доступных для всех предприятий ОПК сертифицированных для работы с информацией, составляющей ГТ, криптопровайдеров; отсутствие в ОПК процедурной документации по порядку работы с ЭП и разрешению конфликтных ситуаций при возникновении таковых;
- невозможность на текущий момент отслеживать динамику изменения состояния ИБ на предприятии. Доступ к максимально полной информации о состоянии ИБ (как в целом, так и отдельно по проблемным местам) имеет огромное значение для ключевых АС (ИС), технологий и компонентов. Возможность в режиме онлайн получать данные о работе процессов ИБ и степени защищенности, определить причины инцидентов ИБ, взаимосвязи происходящих событий ИБ, узкие места в обеспечении ИБ и отклонения в функционировании мер защиты, причины их возникновения, запланировать корректирующие мероприятия и оценить их эффективность позволяет выявить системные отклонения в работе процессов управления и обеспечения ИБ:
- наличие сложностей, связанных с использованием нормативной базы РФ в области обеспечения безопасности информации применительно к специфике ОПК, ее недостаточность в отдельных аспектах.
Для решения перечисленных проблем необходимо проведение следующих мероприятий:
- проблема отсутствия единых подходов по обеспечению ИБ в рамках ОПК решается путем формирования нормативно-методической базы в области обеспечения ИБ, регламентирующей основные цели, задачи, принципы построения, требования и подходы к обеспечению и управлению информационной безопасностью с учетом проведения типизации объектов информатизации ОПК;
- проблемы, связанные с использованием импортного аппаратного и программного обеспечения (по п. 2 и 3 предыдущего раздела), решаются путем создания доверенной аппаратно-программной среды и использования программного обеспечения отечественной разработки, сертифицированного по требованиям безопасности информации в действующих системах сертификации;
- проблема отсутствия на предприятиях ОПК механизмов и средств, позволяющих отслеживать события ИБ в АС (ИС) и реагировать на возникающие инциденты ИБ, решается путем создания центров (либо подключения предприятий к уже функционирующим) обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак, осуществляющих сбор и последующий анализ данных о киберугрозах и инцидентах ИБ в АС (ИС), их нейтрализации и выяснения причин возникновения (расследование);
- для обеспечения постоянного внешнего контроля ПО, применяемого на предприятиях ОПК, необходимо создание постоянно действующих исследовательских центров, специализирующихся на поиске уязвимостей с компетенциями по продуктам определенного типа. Создание подобных центров позволит наладить должный контроль и навести порядок в предприятиях ОПК с точки зрения информационной безопасности, тем самым существенно снизив вероятность успешной атаки потенциального противника через уязвимости в программном и программно-аппаратном обеспечении;
- проблема внедрения на предприятиях ОПК отечественной доверенной аппаратно-программной среды решается путем создания центров компетенций по разработке и поддержке внедрения продуктов, которые позволяют концентрировать компетенции, осуществлять обмен опытом и выстраивать кооперационные связи. При этом исключаются дублирование разработок и ненужная конкуренция между оборонными предприятиями, что позволяет в конечном счете более рационально расходовать людские, временные и финансовые ресурсы;
- проблема отсутствия объективной информации о существующих системах защиты, о соответствии систем защиты требованиям нормативной базы может быть решена путем проведения систематических аудитов состояния ИБ предприятия. Проведение аудита ИБ позволяет выполнить анализ возможности реализации угроз безопасности по отношению к АС (ИС), определить уровень защищенности АС (ИС) и выявить слабые места в системе защиты, сформировать рекомендации по повышению эффективности механизмов безопасности АС (ИС), оценить полноту выполнения требований законодательства РФ, стандартов, отраслевых нормативных документов;
- проблема отсутствия системы электронного документооборота между предприятиями, входящими в ОПК, может быть решена путем создания системы удостоверяющих центров и разработки нормативной базы применения квалифицированной электронной подписи в организациях ОПК;
- проблема отслеживания динамики изменения состояния ИБ предприятия может быть решена путем создания аналитических ситуационных центров ИБ, позволяющих повысить управляемость ИБ на предприятии.
3. Предложения конференции Коллегии Военно-промышленной комиссии Российской Федерации, федеральным органам исполнительной власти и организациям ОПК
3.1. Предложения конференции Коллегии Военно-промышленной комиссии Российской Федерации
- Рассмотреть вопрос о создании на базе Центра компетенций ИКТ ОПК субсидируемой кооперации ведущих предприятий ОПК, отечественных разработчиков ПО, Министерства информатизации и массовых коммуникаций, Министерства промышленности и торговли, государственных институтов развития в целях создания комплекса информационных систем управления жизненным циклом сложных изделий, включающего системы автоматизированного проектирования, геометрического 3D-моделирования, средства автоматизации инженерных расчетов и анализа, технологической подготовки производства. При этом особое внимание обратить на субсидирование заказчиков на этапах переноса данных и внедрения систем.
- Одобрить проект «Стратегии развития ИТ-стандартизации…», инициировать создание на ее основе комплексной целевой программы внедрения лучших мировых ИТ-стандартов в практику разработки, производства и эксплуатации образцов ВВСТ.
- Включить с 2016 г. в повестку деловой программы конференции «Информационные технологии на службе оборонно-промышленного комплекса» вопросы прогнозирования развития ИТ и связанных с этим существующих и перспективных задач в сфере подготовки кадров для ОПК.
- Во взаимодействии с Министерством образования и науки Российской Федерации и Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, госкорпорациями и другими заинтересованными организациями ОПК России сформулировать предложения по приоритетным в ближайшие десять лет направлениям подготовки ИТ-специалистов в интересах ОПК и источникам ресурсного обеспечения образовательных программ подготовки таких специалистов.
- Инициировать работы по совершенствованию нормативно-правовой базы для расширения использования результатов суперкомпьютерного моделирования в типовых технологических циклах разработки продукции ВВСТ предприятиями ОПК.
- Инициировать ряд пилотных проектов ОКР по внедрению в производственную практику выделенных предприятий ОПК России отечественных суперкомпьютерных технологий при решении профильных задач предприятий, направленных на создание информационно безопасной отечественной аппаратной платформы технологий имитационного суперкомпьютерного моделирования и виртуального прототипирования.
3.2. Предложения конференции Правительству Российской Федерации
- Ускорить процедуру утверждения Концепции создания, развития и использования информационных технологий в оборонно-промышленном комплексе Российской Федерации на период до 2020 г. и Плана мероприятий (далее – Дорожная карта) по внедрению и использованию информационных технологий в оборонно-промышленном комплексе Российской Федерации на период до 2020 г.
- Разработать принципы нормативно-правового регулирования, направленные на возврат рынка, занятого иностранными производителями, к отечественным в части, касающейся закупок товаров, работ и услуг в рамках законов № 44-ФЗ и № 223-ФЗ.
- При разработке мер государственной поддержки производителей в области ИТ учитывать рыночные перспективы создаваемых продуктов, а также риски, связанные с выводом данных продуктов на рынок ОПК России.
- При выборе субъектов государственной поддержки учитывать наличие у них концепций перехода от импортных продуктов ИТ к разрабатываемым отечественным, предусматривающих максимально возможное сохранение инвестиций, ранее осуществленных в импортные технологии.
- Сформировать проектные консорциумы в области ИТ, объединяющие производителей, потребителей и научные/образовательные организации. Разработать нормативно-правовую основу обеспечения деятельности указанных объединений.
- Рассмотреть вопрос о приоритетности государственной поддержки платформенных решений для коллективной разработки современных прорывных ИТ, объединяющих как различных разработчиков указанных технологий, включая вузовскую и фундаментальную науку, так и представителей промышленности в качестве постановщиков задач и тестировщиков достигнутых результатов.
- Рассмотреть вопрос о создании федерального испытательного центра ТКО и ВТ в целях формирования объективной базы данных и знаний о производимом в мире ТКО и ВТ, позволяющих, в частности, выполнять сравнительный анализ зарубежной и отечественной продукции ТКО и ВТ.
- Ускорить обсуждение и принятие Федерального закона «О стандартизации в РФ».
- Отнести стандарты в области информационных технологий к числу приоритетных.
- Интенсифицировать научные исследования по оценке влияния современных международных ИТ-стандартов на технические характеристики разрабатываемых образцов ВВСТ, их боевые и эксплуатационные характеристики, стоимость и сроки разработки и производства.
- Рассмотреть возможность улучшения подготовки и переподготовки кадров в области стандартизации в сфере информационных технологий в профильных вузах.
- Рассмотреть возможность отнесения расходов предприятий по созданию в образовательных организациях базовых кафедр для подготовки ИТ-специалистов на себестоимость производства продукции (товаров и услуг) и продлить период действия существующих льгот по страховым взносам для компаний – разработчиков программного обеспечения.
- Разработать программу оснащения ведущих инженерных вузов страны типовыми аппаратно-программными комплексами на основе компактных суперЭВМ как основу создания образовательных технологий, нацеленных на подготовку инженерных кадров, владеющих технологиями имитационного суперкомпьютерного моделирования и виртуального прототипирования.
- Рассмотреть возможность внесения изменений в положения профессиональных стандартов «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» и «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» в части исключения требования к преподавателям ИТ-дисциплин о наличии педагогического образования при наличии профильного образования в области ИТ.
3.3. Предложения конференции Федеральному агентству по техническому регулированию и метрологии
- Организовать работы по актуализации/разработке общероссийских/отраслевых классификаторов и кодификаторов товаров, продукции и услуг для промышленных предприятий с привлечением госкорпораций и холдингов ОПК России.
- Совместно с Министерством обороны Российской Федерации России координировать работы по формированию программ национальной стандартизации и программ разработки стандартов серии ГОСТ Р и ГОСТ РВ.
- Ввести в структуру Технического комитета № 22 «Информационные технологии» подкомитет «Инженерия требований» для анализа и выработки типовых требований со стороны отраслей ОПК (авиационная, ракетно-космическая, судостроение, машиностроение, энергомашиностроение и т. д.) к инженерным информационным системам и системам управления предприятием и производством.
3.4. Предложения Госкорпорации Ростех
- Рекомендовать ООО «РТ-Информ» информировать российских разработчиков о целесообразности использования интеллектуального потенциала и разумной кооперации инженерных экосистем Иннополиса (Татарстан).
- Рассмотреть возможность реализации проекта по созданию сети защищенных облачных центров обработки данных ОПК России на базе отечественных технологий (вычислительные мощности на базе процессоров российского производства, СХД, ТКО российских производителей) в целях переноса в него вычислительных мощностей с предприятий и сокращения издержек ОПК на строительство ЦОД отдельно взятых предприятий.
- Провести типизацию объектов информатизации ОПК и разработать соответствующие им модели угроз, организовать разработку и утверждение соответствующих типовым объектам типовых решений по ИБ, разработать и внедрить отраслевой стандарт ИБ ОПК.
- На основе существующих научно-технических заделов в АО «ЦНИИ ЭИСУ» и ПАО «ИНЭУМ им. И.С. Брука» организовать формирование, разработку и сертификацию доверенной аппаратно-программной среды, предназначенной для оснащения объектов автоматизации на предприятиях ОПК, в том числе открытые и закрытые контуры систем управления предприятием. Данная среда должна включать отечественную базовую программную платформу и отечественную аппаратную платформу «Эльбрус» и позволять создавать типовые программно-технические комплексы, в частности АРМ пользователей, серверы, элементы АСУ ТП.
- Организовать на базе АО «Объединенная приборостроительная корпорация» центр компетенций по разработке новых и портированию существующих решений по ИБ, применяемых на предприятиях ОПК, на отечественную доверенную аппаратно-программную платформу.
- Инициировать работы по подключению предприятий к центрам обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак. Предприятиям ОПК в приоритетном порядке рассмотреть возможность подключения к указанным центрам.
- Провести работы по аудиту ИБ предприятий ОПК.
- Рассмотреть вопрос о создании системы удостоверяющих центров ОПК и разработке нормативной базы применения квалифицированной электронной подписи в организациях ОПК.
3.5. Предложения конференции организациям ОПК России
- Подразделениям предприятий ОПК, занимающимся разработкой ПО, использовать технологии безопасного программирования с учетом передовых мировых практик.
- Активизировать работу экспертов в деятельности национальных технических комитетов по стандартизации в сфере информационных технологий, что позволит им быть не только информированными о самых современных международных ИТ-стандартах, но и влиять на их содержание в ходе локализации в национальные стандарты ГОСТ Р и ГОСТ РВ.
- Дать предложения по участникам подкомитета «Инженерия требований» для формирования типовых требований к инженерным информационным системам и системам управления предприятием и производством по направлениям «Эффективность ИС», «Функциональность и интеграция», «Проектирование ИС», «Сопровождение».
- Рассмотреть возможность создания (либо подключения к уже функционирующим в случае наличия таковых) аналитических ситуационных центров ИБ.
3.6. Предложения конференции разработчикам ИТ
- Разработчикам систем управления предприятием ОПК ориентироваться на использование отечественных ERP-систем, сертифицированных по требованиям безопасности информации в действующих системах сертификации для работы в среде отечественных защищенных операционных систем.
- Проектировщикам АС в защищенном исполнении ориентироваться на использование при построении АС аппаратного и программного обеспечения отечественной разработки, сертифицированного по требованиям безопасности информации в действующих системах сертификации.
3. Разработчикам отечественного программного обеспечения в целях повышения эффективности и сокращения сроков выполнения заказов, а также совместимости и интеграции разрабатываемых систем рекомендовать осуществить меры по координации и кооперации совместных работ.