Продолжается развитие отечественных технологий и решений для управления жизненным циклом высокотехнологичной продукции. Компания «ЛМ Софт» работает в этой сфере с 2013 года и за это время успела реализовать несколько десятков проектов для предприятий судостроительной, авиационной, ракетно-космической отраслей в интересах Минпромторга России и других организаций. О решениях «ЛМ Софт» и подходах к их развитию рассказывает руководитель компании Александр КУЗЬМЕНКО.
– Расскажите, как формируется продуктовая линейка компании, как вы планируете ее развитие?
– Логика формирования линейки программных продуктов была определена в самом начале нашей работы. Мы исходим из того, что есть довольно широкий спектр задач, которые решаются в рамках общего управления жизненным циклом изделия (ЖЦИ), причем на разных уровнях и в разных организациях. Это очень важный момент. Сложность реального управления жизненным циклом высокотехнологичной продукции в том, что вам нужно объединить и контролировать усилия десятков или даже сотен участников – если говорить о включении в управленческий контур хотя бы ключевых поставщиков. Иными словами, управление ЖЦИ – это в первую очередь сборник задач на интеграцию. Поэтому на первом этапе мы разработали продукты, обеспечивающие интеграцию на уровне управленческих процессов и информационных потоков, это наше ПО проектного управления и управления НСИ. Дальнейшие наши шаги направлены на расширение и развитие охвата области управления ЖЦИ вокруг данных продуктов.
– Речь идет о наращивании функциональности уже существующих продуктов?
– Не только и не столько. Конечно, уровень и качество реализации возможностей, заложенных в наше ПО изначально, повышается от проекта к проекту. Но в первую очередь, если говорить о стратегических планах развития, мы ориентируемся на постепенное расширение функционального охвата своих решений в комплексе, с учетом существующих и прогнозируемых потребностей наших заказчиков и партнеров. Мы определили для себя приоритетные направления такого развития и в настоящее время активно расширяем сформированное продуктовое ядро за счет новых решений и компонентов.
– О каких направлениях и компонентах идет речь?
– Одним из важнейших для нас направлений расширения функциональности является управление данными об изделии (PDM). На сегодняшний день наше решение обеспечивает управление программой ЖЦИ, возможностью сквозного планирования проектов, работ и контрактов по программе, скажем, создания космического комплекса. На уровне предприятий кооперации используются десятки различных продуктов для проектирования, конструкторско-технологической подготовки производства и т. д. Но для целей интегрированного управления программой в комплексе важно видеть не только контракты, этапы и движение денежных средств. Эта управленческая информация должна отображаться на конкретные элементы структуры изделия, на ход продвижения к конечной цели – созданию изделия с заданными техническими характеристиками и соответствующими ограничениями.
Здесь возникает проблема: у всех участников ЖЦИ имеется свой набор PDM-решений, которые, во-первых, зачастую слабо стыкуются между собой, а во-вторых, технически слишком подробны для использования на управленческом уровне. Понимая это, мы запланировали создание компонента управления данными об изделии на уровне программы в целом, с поддержкой преемственности модели данных от разработки до эксплуатации изделия.
Этот компонент будет обеспечивать базовую функциональность PDM – ведение иерархической структуры изделия, управление версиями и вариантами структуры, управление альтернативами и заменами, сравнение и отображение различий между вариантами. Вместе с тем в него закладываются возможности логической и технической интеграции с системами – источниками инженерных данных, что позволит использовать наш модуль и для внедрения единых принципов и правил ведения данных об изделии на всех стадиях ЖЦИ, и для формирования сводного высокоуровневого представления данных на уровне программы в целом.
– Со структурой изделия понятно, но вы упоминали еще и поставщиков. Вы предполагаете их включение в управление программой наряду с исполнителями?
– Сквозное управление всей цепочкой кооперации, в том числе поставщиков, на технологическом уровне – это задача не для текущего момента. А для эффективного управления программой ЖЦИ важно обеспечить централизованное управление номенклатурой закупаемых комплектующих и материалов, контроль качества и сроков поставки комплектующих, управление рисками, связанными с поставками. Для этого мы разрабатываем еще один компонент – управление интегрированной логистической поддержкой (ИЛП) программы ЖЦИ, включающий в себя элементы материально-технического обеспечения и управления поставщиками.
Он предназначен для обеспечения сквозного управления закупками и поставками на основе учета и анализа планов реализации программ. Каждая позиция плана закупок будет связана с блоком задач соответствующего проекта. При этом появляются возможности включения задач и контрольных точек управления закупками в общий план-график реализации программы или проекта, анализа и оценки влияния рисков, связанных с поставками, на общий ход и показатели реализации программы, прогнозирования и предотвращения критических отклонений от генерального графика.
К основным возможностям компонента ИЛП относится ведение единых реестров поставщиков и предметов снабжения, сквозное планирование конкурсных и закупочных процедур, контроль исполнения контрактов на поставку и управление связанными рисками, сквозной учет и планирование складских запасов по ключевым позициям на внутренних и внешних складах. Предусмотрено ведение электронных формуляров изделий, планирование и учет технического обслуживания и ремонтов. Как и PDM, компонент ИЛП разрабатывается с учетом необходимости интеграции с информационными системами участников программы ЖЦИ, поставщиков и электронных торговых площадок.
– Как ваши решения помогают обеспечивать качество проектов, о котором вы упоминали? Эта функциональность уже реализована в ваших продуктах или, возможно, есть определенные планы?
– На данный момент наше решение для проектного управления скорее предоставляет определенные возможности для мониторинга качества самого управления программой или проектами через механизм ключевых показателей эффективности (КПЭ). Эти КПЭ могут быть определены для программы в целом либо отдельных объектов в составе программы. Такой механизм позволяет задавать плановые и фактические значения показателей, формировать аналитическую и графическую отчетность по КПЭ. Принципиально нет ограничений для формирования КПЭ и технической направленности. Но это все же индикативный управленческий уровень, оставляющий открытым вопросы формирования состава показателей и их значений. Для обеспечения полноценной возможности управления качеством результатов программ и проектов мы запланировали создание еще одного ключевого для наших заказчиков компонента – управления требованиями.
Этот компонент позволит вести структуры требований к изделиям, программам и проектам с обеспечением их прослеживаемости или трассировки, поддержки процессов изменений и документирования требований, версионности и вариативности. Управление требованиями станет связующим звеном, которое позволит выйти на решение таких сложных задач, как комплексное управление качеством, управление конфигурациями, управление стоимостью программ ЖЦИ, которые, наверное, заслуживают отдельного разговора.
Повторюсь, мы говорим об уровне сводного управления программой, поэтому интеграция с системами – источниками данных и здесь в приоритете.
– Планы выглядят амбициозно, но насколько можно рассчитывать, что результаты будут востребованы заказчиками?
– Если честно, в целом мы планируем приблизить функциональные возможности своих продуктов к мировым лидерам рынка PLM, таким как Siemens или Dassault, так что принципиальная их востребованность сомнений не вызывает. Другое дело, что мы работаем на отечественной программной платформе и в условиях разного рода ограничений, с которыми сталкиваются наши клиенты. Тем не менее все, о чем мы говорили сегодня, это реальные задачи наших реальных заказчиков, причем это еще не все пункты в нашей дорожной карте. Например, в процессе формирования находятся решения в области управления корпоративными активами, мы также планируем шаги по ряду других направлений.