Борис Позднеев, председатель ТК 461 «Информационно-коммуникационные технологии в образовании» (ГОСТ Р), действительный член Академии проблем качества, профессор, д. т. н.
В статье рассмотрены перспективы развития индустрии электронного обучения в российской системе образования с учетом изменений в законодательной базе, современных тенденций и лучших мировых практик, гармонизации требований основополагающих национальных (ГОСТ Р) и международных (ИСО/МЭК) стандартов в области информационно-коммуникационных технологий и электронного обучения. Акцентировано внимание на необходимости обеспечения гарантий качества в сфере подготовки кадров на основе масштабного применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Развитие индустрии электронного обучения следует рассматривать прежде всего в аспекте повышения качества образовательных услуг и обеспечения конкурентоспособности образовательных организаций и российской системы образования в целом. В связи с вступлением России в ВТО и созданием Таможенного союза тенденция глобализации может негативно повлиять на российский рынок образовательных услуг, обострив конкурентную борьбу отечественных вузов с мировыми образовательными корпорациями. Исходя из этого необходима целенаправленная деятельность российского образовательного сообщества по повышению конкурентоспособности и обеспечению качества образовательных услуг, что может быть достигнуто за счет интеграции инновационного потенциала, формирования корпоративных образовательных кластеров, применения новых образовательных технологий на основе информационно-коммуникационных технологий – ИКТ [1–5].
Важно отметить, что современный этап модернизации российского образования осуществляется на основе обновления законодательной базы, которая отражает ключевые мировые тенденции. В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (вступил в действие с 1 сентября 2013 г.) закреплены такие важные понятия, как «электронное обучение» и «дистанционные образовательные технологии». Благодаря этому российские образовательные организации имеют возможность перейти от широкого использования средств ИКТ в образовании к электронному обучению, подразумевающему не только системные преобразования в области образовательных технологий, но и разработку новых подходов к организации учебного процесса, управлению образовательной организацией, формированию информационно-образовательных сред, развитию индустрии электронных образовательных ресурсов, управлению интеллектуальной собственностью и др.
Современные тенденции в области формирования информационного общества и развития трансграничного образования обусловливают необходимость ускоренной адаптации российской системы образования к общепризнанным на мировом уровне правилам и нормам в области обеспечения качества, стандартизации, аккредитации, лицензирования, подтверждения соответствия, взаимного признания результатов испытаний [4, 5]. С точки зрения обеспечения конкурентоспособности и гарантий качества основополагающее значение имеет разработка национальных стандартов, гармонизированных с международными стандартами и условиями международных соглашений и договоров. Это возможно при условии активной работы представителей Российской Федерации в Международной организации по стандартизации (ИСО), Международной электротехнической комиссии (МЭК) и различных международных объединениях.
Международная организация по стандартизации и Международная электротехническая комиссия совместно разрабатывают международные стандарты в области информационных технологий в рамках деятельности Первого совместного технического комитета (СТК1/JTC1), в составе которого в 1999 г. был создан 36-й Подкомитет (ПК36/SC36) «Информационные технологии в обучении, образовании и подготовке» (рис. 1). В настоящее время в работе ПК36 участвуют представители 45 стран, которые в рамках семи рабочих групп обеспечивают разработку международных стандартов в области терминологии, технологий обучения, управления контентом, обеспечения качества электронного обучения и др. От Российской Федерации функции постоянно действующего национального рабочего органа ИСО/МЭК СТК1/ПК36 исполняет ТК 461 «Информационно-коммуникационные технологии в образовании» (ИКТО), созданный в 2004 г. и объединяющий в шести подкомитетах более 100 высококвалифицированных экспертов из образовательных и научно-исследовательских учреждений, ведущих отечественных ИТ-компаний и других заинтересованных организаций (рис. 2). С 2006 г. российские национальные делегации (ТК 461) активно участвуют в работе ИСО/МЭК СТК1/ПК36, вносят вклад в разработку международных стандартов по терминологии, структуре метаданных, менеджменту качества и гармонизации требований стандартов в области e-learning. На рис. 3 и 4 представлена структура международных (ILET) и национальных (ИКТО) стандартов. Следует отметить, что по ряду направлений деятельности национальные стандарты более широко отражают область информатизации образования, в свою очередь, в международных стандартах более подробно отражены технологические аспекты электронного обучения (e-learning). В настоящее время в ПК36 проводится активная работа по созданию новых стандартов, определяющих требования к менеджменту в образовательных организациях, системам совместного обучения, моделям описания компетенций, электронному тестированию знаний, электронному портфолио обучающегося, управлению знаниями и др.
Развитие индустрии электронного обучения связано с необходимостью значительных финансовых и интеллектуальных затрат на создание информационно-образовательных сред и многочисленных электронных образовательных ресурсов и информационных образовательных ресурсов для реализации основных образовательных программ (ООП) по различным направлениям подготовки (УГСН) высшего образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС). В настоящее время реализуется ФГОС третьего поколения, а в ближайшей перспективе предстоит переход на третье и четвертое поколение.
Необходимо также отметить, что в дополнение к ФГОС по заказу Минтруда разработаны профессиональные стандарты, которые должны отражать требования рынка труда и работодателей. В интересах обеспечения качества высшего образования целесообразно не только гармонизировать требования ФГОС и профессиональных стандартов, но и детализировать содержание основных образовательных программ (ООП) по ключевым направлениям подготовки (УГСН).
Трудности обусловлены, во-первых, параллельным и автономным характером разработки ФГОС и профессиональных стандартов, во-вторых, отсутствием обоснованных отраслевых требований со стороны работодателей. Особую сложность представляет гармонизация требований к компетенциям, поскольку во ФГОС и профессиональных стандартах использованы разные подходы и модели построения компетенций. Эта ситуация усугубляется тем, что новый классификатор направлений подготовки для высшего образования не соответствует квалификациям, приятым в профессиональных стандартах.
Еще один аспект гарантий качества связан с профессионально-общественной аккредитацией образовательных программ и общественной аккредитацией образовательных организаций, которые в соответствии с новым законом об образовании должны заменить государственную аккредитацию. В связи с этим следует обратить внимание на создание в рамках АККОРК (Агентство по общественному контролю качества образования и развитию карьеры) нового Аккредитационного совета по электронному обучению, который ориентирован на следующие аспекты деятельности:
- общественная аккредитация образовательных организаций всех уровней, ориентированных на применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (ДОТ);
- профессионально-общественная аккредитация образовательных программ, реализуемых с применением электронного обучения и ДОТ;
- сертификация квалификации персонала (преподаватели, менеджеры, методисты, ИТ-специалисты и др.), обеспечивающего процессы образовательной деятельности с применением электронного обучения и ДОТ;
- сертификация квалификации обучающихся по ИТ-программам основного и дополнительного образования с использованием электронного обучения и ДОТ.
В соответствии с перечисленными аспектами может быть представлена общая модель гармонизированной нормативной базы и общих подходов к развитию индустрии электронного обучения (рис. 5). Очевидно, что дальнейшее развитие этого важного направления модернизации российского образования должно осуществляться при управляющем воздействии со стороны федеральных органов исполнительной власти (Минобрнауки России и других заинтересованных органов) и активном создании образовательных кластеров с учетом корпоративных интересов образовательных организаций и работодателей.
Литература
- Соболев А.Б. Новые технологии в будущем изменят процесс обучения // Качество образования. 2012. № 9. С. 4–6.
- Рубин Ю.Б. Высшее образование в России: качество и конкурентоспособность. М.: Московская финансово-промышленная академия, 2011. 448 стр. (Академическая серия).
- Кристиан М. Штраке Знания и навыки для решения проблем цифрового века: Сочетание обучения как результат ориентации на развитие компетентности и моделирование развития людских ресурсов // Информатизация образования и науки. 2012. № 1 (13). С. 146–159.
- Международная и национальная стандартизация информационно-коммуникационных технологий в образовании / Под ред. Б.М. Позднеева. М.: ФГБОУ ВПО МГТУ «СТАНКИН», 2012. 186 с.
- Pozdneev, Y. Kosulnikov, M. Sutyagin Innovative Development of the Russian Education System based on Standardization and Certification of e-Learning // The future of learning innovations and learning quality: how do they fit together? [proceedings of the European Conference LINQ 2012, held in Brussels, Belgium on 23rd of October 2012] / organized by the University of Duisburg-Essen, Germany (UDE). Christian M. Stracke, Berlin, GITO Verlag 2012, 239 S.: Ill., graph. Darst. pp. 85–96.
- Позднеев Б.М. Обеспечение качества и конкурентоспособности корпоративного ИТ-образования в сфере подготовки кадров для предприятий ОПК // Сборник докладов Третьей конференции «Информационные технологии на службе оборонно-промышленного комплекса России». 2014. С. 210–211.
Рис. 1. Структура ИСО/МЭК СТК 1/ПК 36 «Информационные технологии в обучении, образовании и подготовке»
Рис. 2. Структура технического комитета 461 «Информационно-коммуникационные технологии в образовании»
Рис. 3. Структура международных стандартов ITLET
Рис. 4. Комплекс национальных стандартов ИКТО
Рис. 5. Гармонизация нормативной базы электронного обучения на международном и национальном уровнях