В России внесут изменения в работу регуляторных песочниц. Минэкономразвития подготовило изменения в подзаконные нормативные акты, регулирующие в России работу экспериментальных правовых режимов (ЭПР), пишет «Коммерсант». Они необходимы для реализации поправок к федеральному закону о режимах ЭПР в сфере цифровых инноваций, прежде всего в части развития искусственного интеллекта (ИИ).
Три проекта нормативных актов
Минэкономразвития подготовило три проекта нормативных актов, необходимых для реализации поправок к федеральному закону об экспериментальных правовых режимах (ЭПР) в сфере цифровых инноваций.
Первый проект постановления Правительства изменяет правила внесения поправок в ЭПР. Предполагается, что они могут быть подготовлены уполномоченным органом или регулятором по собственной инициативе, поручению президента или правительства, а также по результатам предложений бизнеса. Второй документ детализирует порядок подготовки предложений о внесении изменений в общее регулирование, а также оптимизирует отчетность ЭПР и детализирует порядок подготовки предложений о внесении изменений в общее регулирование.
Третий документ вводит дополнительное основание для приостановления статуса субъекта ЭПР. Так, соответствующий статус может быть потерян вследствие заключения комиссии ведомства, созданной для установления обстоятельств, при которых был причинен вред в результате использования решений с использованием искусственного интеллекта.
В настоящий момент в России действуют 16 ЭПР, 13 из них – по беспилотникам. Помимо этого, в работе у Минэкономразвития еще восемь заявок, в том числе по такси и каршерингу.
Мнение эксперта
Соответствующие подзаконные акты подготовлены для исполнения поправок, ранее внесенных в федеральный закон «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций».
По словам члена комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Антона Немкина, «большая часть поправок в законодательство связана с нивелированием рисков, которые потенциально могут возникнуть вследствие внедрения технологий искусственного интеллекта. Во-первых, разработчики будут обязаны страховать ответственность за причинение потенциального ущерба в результате использования решений на основе ИИ. Ранее страховка рисков в ЭПР носила исключительно добровольный характер. Во-вторых, предполагается создание специальной комиссии по выявлению обстоятельств, в результате которых пользователям системы был причинён вред. Проекты подзаконных актов, о которых идет речь, предлагают детальный порядок реализации указанных положений».
Режим ЭПР стоит рассматривать как эффективную площадку для апробации новых технологий. По мнению Немкина, «экспериментальные режимы уже давно зарекомендовали себя как действенные инструменты внедрения новых технологий. Но сейчас важно сосредоточиться на выработке регуляторной рамки работы с рисками. У нас пока что нет полноценного законодательства в сфере ИИ, ЭПР в этом смысле – возможность апробировать регуляторные требования к разработчикам».
При этом со стороны рынка растет спрос на учет предложений компаний в вопросах функционирования режимов. «Это вполне нормальное со стороны бизнеса требование. То, что предложенные проекты постановлений учитывают позицию бизнеса – верный подход. Законодатели не должны быть оторваны от отрасли, особенно когда речь идет о приоритетных для страны сферах», – подчеркнул депутат.