Министерство просвещения России выпустило рекомендации по организации дистанционных занятий со школьниками. Согласно документу, при онлайн-обучении запрещается пользоваться смартфонами, а время пребывания за компьютером следует ограничить. Несмотря на выход этой инструкции, в Министерстве признают, что российские школы не готовы к онлайн-преподаванию и удаленному посещению уроков. В нынешних условиях такое обучение – вынужденная мера, иных вариантов просто нет.
Объявленный переход на домашнее обучение с использованием элементов современных дистанционных технологий для многих школьников, родителей и учителей оказался шоком в силу разных причин. Не у всех семей есть ноутбуки либо количество необходимых устройств недостаточно. При наличии нескольких детей и работающих из дома родителей в эту категорию попадают даже семьи среднего достатка. Далеко не каждому взрослому легко далось подключение к онлайн-платформам. Не выдерживает и инфраструктура, зависающая из-за перегрузки.
В общем, проблем возникло столько, что впору задаться вопросом, а нельзя ли было ранее предвидеть спрос на дистанционное обучение? Ведь его преимуществами можно было пользоваться и в «допандемических» условиях. В министерствах просвещения разного уровня не первый год трудятся чиновники, отвечающие за цифровизацию в сфере образования. В федеральном Министерстве просвещения есть департамент стратегии, анализа, прогноза и проектной деятельности в сфере образования. Среди основных направлений его деятельности значится «координация реализации мероприятий, направленных на развитие цифровой образовательной среды».
На эти вопросы на днях пришлось отвечать федеральному министру. В интервью газет «Коммерсантъ» Сергей Кравцов сказал следующее: «Конечно, мы не до конца понимали, какие у нас и у наших школ есть возможности по дистанционной учебе. Никто не видел всю картину целиком. Да, в России уже давно велась работа по развитию информационных технологий, по их внедрению в школьный образовательный процесс. У нас есть образовательные порталы, платформы, электронные дневники, в крупных городах этим никого не удивишь. Но все эти ресурсы ну никак нельзя было назвать неотъемлемой частью учебы».
Теперь чиновники намерены форсировать развитие дистанционных сервисов в сфере образования. Для этого, очевидно, предназначен очередной громкий проект «Цифровая образовательная среда», который разрабатывается совместно с Минкомсвязи. Сообщается, что будут использоваться возможности популярной среди школьников и студентов социальной сети, в частности, планируется создание сегмента «ВК-Образование». В нем, по утверждению чиновника, будут представлены верифицированные учебники, качественные лекции и видеоуроки. Обещана реализация технологий дистанционного обучения, которые будут использоваться не только в случае чрезвычайных ситуаций, но и в обычном образовательном процессе.
Станет ли задуманное реальностью – вопрос открытый. И дело здесь вовсе не в скептическом отношении к проектам, которые разрабатываются федеральными чиновниками.
Примерно такие же обещания транслировались жителям страны, когда российские школы массово подключали к высокоскоростному Интернету, дооборудовали классы на этапе внедрения ЕГЭ, оснащали школьные помещения видеокамерами для проведения «прозрачного» голосования, создавали пункты сдачи экзаменов, прокладывая линии связи в труднодоступных районах.
Получилось так, как получилось, поскольку инициаторы и исполнители проектов, на мой взгляд, «не до конца понимали, какие у нас и у наших школ есть возможности». А поскольку не понимали, то и реализовать их должным образом не смогли ни в «довирусное», ни в кризисное время. Кроме того, любой из упомянутых масштабных проектов реализовывали как раз форсированными темпами.
В таком же ритме приступать к реализации проекта «Цифровая образовательная среда», т. е., по сути, «форсировать развитие дистанционных сервисов», – не стоит. Предлагаю взять паузу, необходимую прежде всего для выполнения работы над ошибками, допущенными предшественниками нынешних министров просвещения, цифрового развития, связи и массовых коммуникаций. Для этого следует ответить на ряд вопросов относительно жизнеспособности нового проекта. Эффективность внедрения информационных технологий должна измеряться тем, насколько ИТ действительно помогают решать проблемы отечественного образования.
Шанс для такой работы над ИТ-ошибками, допущенными в сфере образования в масштабах страны, есть, если тщательно проанализировать, с какими проблемами обращаются на горячую линию Минпросвещения России педагоги, методисты, руководители региональных отделов образования, родители. Круглосуточную линую запустили, чтобы предоставить методическую поддержку, востребованную при организации дистанционного обучения на дому. По данным Министерства просвещения России, в период с 18 по 29 апреля операторы приняли 27 068 обращений. Из них 978 поступили за последние сутки. Жалобы на нестабильную работу электронных платформ, спорные требования относительно ведения аудио- и видеозаписи уроков – лишь капля в море пожеланий, направляемых в режиме нон-стоп под занавес сорванного коронавирусом 2019/2020 учебного года. Анализ обращений должен как минимум послужить пищей для размышления разработчикам очередного инвестиционно-емкого проекта.