Экономическая ситуация в РФ значительно повлияла на логистические процессы в секторе розничной торговли. Изменились цепочки поставок, правила работы с поставщиками. Адаптироваться к новым рыночным условиям уже невозможно без автоматизации процессов и использования цифровых инструментов.
О том, какие задачи в области внедрения информационных технологий встанут перед российскими FMCG-компаниями, ритейлерами и дистрибьюторами уже в этом году, рассказали эксперты компании КРОК.
Локализация ИТ-инфраструктуры
Первый вопрос, который придется решать участникам рынка розничной торговли в части ИТ – это локализация инфраструктуры. Из России уходит все больше зарубежных вендоров и встает вопрос обеспечения непрерывности бизнес-процессов. Острее всего вопрос стоит для крупного бизнеса, который работал по стандартам головного зарубежного офиса и выстраивал полноценные экосистемы вокруг западных систем. Тем не менее, ритейлеры не спешат сразу и полностью игрировать на российские технологии — это требует значительных инвестиций, на которые бизнес в большинстве своем пока не готов.
«Как показывает наш опыт — не требуется одномоментно менять все системы сразу и перекраивать ИТ — ландшафт, вполне допустим компромисс между тем, что обязательно нужно локализовать, а что можно оставить, обеспечив поддержкой на локальном уровне. Найти этот компромисс и максимально снизить риски, которые возникают в процессе перехода (потеря данных, снижение производительности, несовместимость информационных систем) помогают технологические партнеры, у которых есть понимание специфики розничной торговли. Такой партнер выступает в качестве супермаркета ИТ-решений от разных производителей, из которых собирает новую устойчивую цифровую экосистему, отвечающую потребностям бизнеса», – говорит директор по развитию бизнеса в ритейле и FMCG ИТ-компании КРОК Дмитрий Смирнов.
Автоматизация управления транспортом
Изменения в конъюнктуре рынка повлияли на ситуацию с транспортной логистикой в ритейле не лучшим образом: при росте объемов онлайн-торговли логистические цепочки усложнились. Компании, которые раньше обходились без автоматизации, в новых условиях не смогут эффективно конкурировать на рынке, поскольку именно проблемы с доставкой становятся препятствием к росту бизнеса. Внедрение систем автоматизации транспортной логистикой помогает сократить рутинные процессы и свести к минимуму потери, связанные с ручным управлением.
«За счет правильно выстроенных логистических процессов ритейлеры снижают операционные затраты и могут эффективнее конкурировать в ценовом поле. В 2023 году, когда на рынке ужимается потребительский спрос, и вопрос даже минимальной экономии становится для потребителя важным. Поэтому возможность предложить покупателю более низкую стоимость товара имеет особое значение для бизнеса. В сегментах, где маржинальность не очень высокая – это определяющий фактор», – поясняет эксперт по логистике ИТ-компании КРОК Никита Костенчук.
Цифровой склад
В последние годы со стороны владельцев складских комплексов запрос на автоматизацию процессов стабильно растет. В первую очередь компании стремятся увеличить оборачиваемость склада, улучшить качество обслуживания клиентов и сократить количество претензий по качеству подбора товаров, оптимизировать хранение и прослеживаемость товарных запасов. А если компания планирует масштабироваться, расширять ассортимент продукции, то кратный рост объемов задач неизбежен. Поэтому выход торговли на новый качественный уровень невозможен без развития складской инфраструктуры и логистики. По оценке экспертов, внедрение “цифры” в управление складом сокращает расходы компании в общей сложности более чем на 10%.
«Автоматизированные системы управления складом облегчают ежедневное планирование и контроль использования складских ресурсов, перемещение и хранение продукции внутри и вне склада. Кроме того, время подготовки и онбординга нового персонала значительно сокращается, потому что система думает за сотрудника и подсказывает ему каждое последующее действие», – поясняет эксперт по внедрению логистических решений ИТ-компании КРОК Виктор Азямов.
Контроль наличия товаров на полках
Крупные торговые сети сталкиваются с отсутствием товаров на полке из-за сложностей с логистикой, выкладкой или управлением мерчендайзингом. Проблема сохраняется, поскольку во многих компаниях этот процесс до сих пор осуществляется вручную. Решать задачу по автоматизации мерчендайзинга необходимо комплексно, с помощью цифровых инструментов.
«Из-за отсутствия товара на полке ритейлеры теряют сотни миллионов ежегодно. Причины банальны – неточность инвентаризации, нерегулярное пополнение товарных запасов, некорректный мониторинг полок. Возникает замкнутый круг между логистами, мерчендайзерами, сотрудниками отдела закупок и поставщиками, которые ожидают решения проблемы друг от друга. Цифровые системы мониторинга, которые сегодня представлены на рынке, позволяют определить объективные причины дефицита, автоматически переобучая алгоритмы в зависимости от обратной связи от сотрудников магазина. Такой подход ведет к существенному снижению издержек», – комментирует Дмитрий Смирнов.
Прогнозирование спроса и планирование продаж
При планировании продаж компании в первую очередь анализируют и учитывают потребительский спрос. Решать эту задачу ритейлерам и производителям помогают современные ИТ-системы для прогнозирования спроса. На основе сбора исторических данных и расчетов планируются закупки, графики поставок, перевозки и другие операции. По этому же прогнозу рассчитывается, сколько запасов нужно держать на складах, чтобы не было излишков или дефицита.
«Российские ритейлеры несут большие потери, когда расчеты ведутся вручную в Excel. По нашим подсчетам, автоматизация процесса с помощью специализированных решений может повысить точность планирования до 20%, а трудозатраты на планирование сокращаются в 2-4 раза», – уточняет Дмитрий Смирнов.
Сегодня молниеносно меняются логистические цепочки, условия работы с поставщиками, стоимость товаров на полке. Эксперты КРОК уверены, что «цифра» дает бизнесу гибкость в принятии решений, которая так важна в непредсказуемое время. Поэтому автоматизация процессов, в том числе логистических, становится осознанной необходимостью для тех ритейлеров и FMCG-компаний, которые стремятся сохранять и приумножать свой уровень доходности.