Проблемы и возможности на рынке спутниковой связи

Время проведения выставки CSTB 2015 пришлось на период, когда коммерческий сектор пребывал под впечатлением от резко возникшей турбулентности в экономике – вероятно, в этом причина «сжатия» выставки, в том числе экспозиции, посвященной спутниковой связи. При этом эксперты считают, что именно сейчас сложились благоприятные технологические условия для развития этого рынка. Прежде всего, это связано с расширением отечественной спутниковой группировки и – впервые за много лет – устранением острого дефицита спутникового ресурса.

Благодаря запуску «Экспресс-АМ5» существенно расширился доступный ресурс, в том числе в перспективном диапазоне Ka, и операторы получили возможность развивать широкополосные услуги в дальневосточном регионе страны. ФГУП «Космическая связь» успело отработать технические решения и бизнес-схемы работы в Ka-диапазоне в ходе использования спутника KA-SAT, который «светит» на европейскую часть страны с 2010 г. Строится Спутниковая система высокоскоростного доступа (ССВД) с использованием емкости Kа-диапазона, призванная стать одним из инструментов устранения цифрового неравенства в стране. В 2015 г. система будет поэтапно вводиться в эксплуатацию на всей территории Российской Федерации – от Калининграда до Чукотки. На первом этапе услуги широкополосной передачи данных становятся доступны на Дальнем Востоке и в Сибири через КА «Экспресс-АМ5». К концу года предполагается ввести в эксплуатацию западный сегмент системы спутникового высокоскоростного доступа на базе аппарата «Экспресс-АМ6» в орбитальной позиции 53º в. д. Услуги широкополосного доступа будут предоставляться как в корпоративном секторе, так и на массовом рынке. Стоимость решений по организации услуг в Ka-диапазоне, более низкая, чем в диапазоне Ku, позволяет операторам разрабатывать более привлекательные тарифы.

Что касается самого ГП КС, то в числе новых решений, представленных на выставке, – услуга передачи видеорепортажей через широкополосные спутниковые сети Ka-диапазона. Стоимость комплекта оборудования Kа-диапазона для оснащения мобильных репортажных групп на порядок отличается от аналогичного комплекта Ku-диапазона. В 2014 г. ГП КС совместно с российскими телевизионными компаниями проводило тестовые передачи телевизионных репортажей с мест событий в студию, используя ресурс спутника KA-SAT. Съемочная группа получает в свое распоряжение репортажный терминал – либо портативный, либо смонтированный на автомобиле. Будучи установленной в нужной точке, спутниковая станция автоматически наводится на спутник и входит в режим связи. Заказчикам доступны услуги резервирования и продления сеанса связи.

Неоднозначная ситуация сложилась на российском рынке VSAT-услуг. С одной стороны, спрос на эти услуги уверенно растет, поскольку для ряда задач технология незаменима. Хорошие перспективы операторскому бизнесу сулит использование диапазона Ka. Но с другой, предсказать темпы роста рынка, динамику спроса и окупаемость проектов сегодня сложно.

Компания «Орион Экспресс», известная как игрок рынка спутникового ТВ, с конца прошлого года начала работать на рынке двусторонней спутниковой связи. В качестве негативного фактора текущего момента в компании называют существенный рост стоимости импортного клиентского оборудования. Решить проблему хотя бы частично помогла бы кооперация с отечественными производителями с целью замены некоторых компонентов спутниковых станций на более дешевые аналоги. Однако для этого должен существовать единый стандарт, а ведущие производители на стандартизацию не идут, продолжая развивать проприетарные технологии. Рост цен на оборудование заставил оператора переориентироваться на корпоративных заказчиков: в 2014 г. 30% в структуре абонентской базы составляли физические лица и мелкие предприятия, в 2015 г. их долю планируется уменьшить минимум до 15%. Сегодня основные целевые сегменты для VSAT-услуг «Орион Экспресс» – образование, энергетика, управление. Оператор планирует разработать ТВ-пакеты для бизнес-заказчиков, а также запустить пилотный проект по интеграции услуг VSAT и телевидения.

Компаниям, которые давно строят свой бизнес вокруг интернет-доступа для частных пользователей, имеют большую абонентскую базу и пользуются преимущественно ресурсом российских спутников, возможно, будет проще преодолеть проблемы, связанные с колебанием курса валют. Но коррекции бизнес-планов избежать два ли удастся. Компания AltegroSky в начале 2014 г. имела весьма оптимистические ожидания, и в первом полугодии они оправдались – количество установленных VSAT-станций увеличилось на 80% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Однако общий прирост за 2014 г. составил лишь 10%. Вместе с тем, в 2014 г. основным драйвером роста данного рынка был ресурс спутника KА-SAT. Теперь существует новый драйвер – «Экспресс-АМ5», ресурс которого позволил оператору предложить абонентам новый тарифный план. Абоненты AltegroSky, работающие через АМ5, потребляют до сотен гигабайт трафика ежемесячно. Кроме того, запуск спутника позволил активнее осваивать регионы Дальнего Востока.

Следите за нашими новостями в Телеграм-канале Connect


Поделиться:



Следите за нашими новостями в
Телеграм-канале Connect

Спецпроект

Цифровой девелопмент

Подробнее
Спецпроект

Машиностроительные предприятия инвестируют в ПО

Подробнее


Подпишитесь
на нашу рассылку