Приживутся ли в России виртуальные операторы?

В апреле 2018 года компания «Инфосистемы Джет» провела ХVIII ежегодную ИТ-конференцию InfraNext 2018, посвященную технологическим трендам в области сетевых и инфраструктурных решений. Это мероприятие собрало более 300 ИТ-экспертов, директоров по информационным технологиям и топ-менеджеров российских компаний финансового сектора, телеком рынка, промышленности, розничной торговли, а также ИТ-компаний Huawei, IBM, Dell EMC, Oracle, NetApp, VMware и других.

 

На конференции эксперты отрасли смогли обсудить актуальные тренды в ИТ-индустрии и продемонстрировать российскому бизнесу возможности современных инфраструктурных и сетевых решений. В трех секциях – «экономика», «технологии» и «инфраструктура» – были представлены доклады специалистов компании-интегратора и партнеров-вендоров. В пленарной части конференции с докладом выступил Данила Медведев, футуролог, член координационного совета Российского трансгуманистического движения.

Выступление Антона Павленко, руководителя дирекции вычислительных комплексов, сервиса и аутсорсинга (нового подразделения, созданного в «Инфосистемы Джет» в начале 2018 г.), был посвящено компетенциям компании-интегратора в области вычислительных, сетевых и инженерных решений, а также новых подходов к оказанию гибких ИТ-сервисов и усовершенствованных моделей ИТ-аутсорсинга. Антон ответил на наиболее актуальные вопросы, поступившие от заказчиков за прошлый год.

«Тинькофф Мобайл» работает по модели Full MVNO

Хотя в нашем журнале освещается практически весь спектр технологий сферы ИТ, профильной тематикой для журнала Connect продолжают оставаться проблемы связи. Именно поэтому нас прежде всего заинтересовала тематика секции «Экономика», в особенности MVNO-проект «Тинькофф Мобайл».

Не секрет, что многие эксперты отрасли с большим пессимизмом смотрят на возможные перспективы развития сектора виртуальных операторов, мотивируя это тем, что «большая тройка» не заинтересована в развитии данного технологического направления. Чтобы разобраться в этих вопросах и понять причины выхода на рынок MVNO компании Tele2, мы решили поговорить с Денисом Гудцовым, старшим пресейл-консультантом компании «Инфосистемы Джет», и Иваном Бояриновым, техническим директором «Тинькофф Мобайл».

Connect

Иван, расскажите нам, когда был запущен ваш проект и на каком этапе развития он находится в настоящее время?

Иван Бояринов

Запустились мы 13 декабря 2017 г. в Москве, Санкт-Петербурге и областях. Сейчас активно работаем над тем, чтобы запуститься уже по всей территории России – в регионах присутствия Tele2. Мы планируем это сделать в 2018 г. и в настоящее время активно дорабатываем текущий продукт: у нас вовсю идет этап размещения наружной рекламы в Москве. К нам уже можно подключиться в 15 собственных точках в торговых центрах в Москве и Санкт-Петербурге; начались продажи SIM-карт в салонах «Связной».

Connect

Денис, почему Вы решили, что MVNO будет успешным в России?

 

Денис Гудцов

Успех MVNO в России можно оценивать с разных позиций, различные мнения имеют право на жизнь. Однако если посмотреть на всю историю развития виртуальных операторов, то мы увидим, что начиная с 1999 г. в мире появилось уже более тысячи различных MVNO-операторов. Отмечу, что самое большое их количество сейчас сконцентрировано в Германии. Наша страна традиционно идет в фарватере европейского опыта, и опираясь на прогнозы, мы уверенно можем сказать, что количество MVNO-проектов в России будет расти. Есть возможности для роста, есть большой разрыв между процентом проникновения в Европе, где этот показатель составляет 20%, а у нас – всего 2%, т. е. десятикратный разрыв – и очевидно, что он будет заполняться. Если сравнивать статистику за 2015 г. с данными 2017 г., мы увидим, что в 2015 г. в России у виртуальных операторов связи было не более 1% абонентов от всего количества. В 2017 г. эта цифра уже выросла до 2,6% – рост в этом секторе очевиден.

 

Connect

Иван, расскажите о том, как сегодня «большая тройка» смотрит на MVNO?

 

Иван Бояринов

В России, по факту, установился паритет между «большой тройкой», у которой имеется стабильная абонентская база, – текущее положение дел их вполне устраивает.

Появлению операторов MVNO наша «большая тройка» противится – ее представители регулярно заявляют о низких ARPU и маржинальности (по сравнению с Европой). По их мнению, заниматься виртуальными операторами – это значит «жечь деньги». Почему это происходит? Давайте предположим, что кто-то из «большой тройки» запустит в своей сети MVNO и получит небольшой приток абонентов от других сотовых операторов. Как минимум, это принесет ей дополнительный доход: она будет обслуживать абонентов MVNO и получать с них деньги за трафик. Но что сделают два остальных участника «большой тройки»? Они ответят тем же: также запустят в своей сети MVNO операторов. В результате деньги на подготовку проекта будут потрачены, но паритет в «большой тройке» не изменится. Бизнес MVNO не очень маржинальный, так что операторам «большой тройки» вообще нет смысла им заниматься. Потому они и критикуют идею MVNO.

Tele2 во всей этой истории сейчас играет роль «догоняющего»: база у них особо не растет, процент проникновения в России уже исчерпан. Им нужен новый драйвер роста – это MVNO. Разумеется, MVNO-операторы «отъедят» абонентскую базу и у Tele2, но они также «отъедят» ее и у остальных операторов «большой тройки». И здесь получится так, что выиграет тот, кто будет первым.

Но тут есть свои нюансы: MVNO, с одной стороны, является низкомаржинальным рынком, но, с другой – у MVNO-оператора нет расходов на CAPEX – на построение базовой сети. Например, мы, «Тинькофф Мобайл», не занимались самым расходным направлением – построением базовой радиосети, созданием базовых станций. Все остальные элементы инфраструктуры MVNO (core-сеть, сеть билинга) стоят заметно дешевле. Конечно, когда тот же Tele2 перепродает нам свои услуги, стоимость CAPEX в них уже заложена, но мы как MVNO-оператор не обременены необходимостью думать о том, как построить базовую станцию, легализовать ее, подвести к ней коммуникации – всем этим занимается Tele2.

Чем MVNO может завлечь клиентов? Чем меньше компания-оператор, тем она гибче и быстрее реагирует на внешние вызовы и запросы клиентов. У нее всегда есть возможность предложить абоненту что-то уникальное и необходимое именно для этого клиентского сегмента. Мы хотим дать клиенту гибкий тариф, который можно настроить под себя, и идеальное обслуживание – как в Тинькофф Банке, где нет ни одного офиса, а все вопросы клиентов решаются дистанционно. Плюс к этому у нас очень выгодные цены в роуминге – одно из лучших предложений на рынке.

Tele2, с которым мы сейчас плотно работаем, всегда себя позиционировал как дискаунтер и изначально вообще не предоставлял услуги сети 3G. Но в тот момент, когда его купил «Ростелеком» и оператор получил частоты 3G на федеральном уровне, Tele2 активно ударился в стройку, которая идет и сейчас. Например, у них уже покрыта вся Москва 3G и LTE-сетями. У Tele2 в столице вообще нет частот 2G. Да, у 2G проникающая способность в зданиях лучше и с точки зрения покрытия было бы проще поставить несколько базовых станций 2G, которые бы накрыли весь город, но это бы не обеспечило передачу данных.

Connect

Денис, получается, что Tele2 оказывается самым выгодным партнером для MVNO?

 

Денис Гудцов

Есть ряд бенефитов от сотрудничества с Tele2. Во-первых, этот оператор продолжает активно строить и развивать сеть: по объемам строительства и ввода в эксплуатацию объектов сети, Tele2 занимает первое место на российском рынке. Да, в количественном исчислении, по сравнению с другими операторами, у него меньше базовых станций, но по динамическим показателям стройки это бесспорный лидер.

Во-вторых, так как сеть строится сейчас во многих точках с нуля, мы получаем новое оборудование, которое размещается на объектах. Объем абонентской базы оператора Tele2, если мы говорим о московском регионе, все-таки значительно меньше, чем у других операторов «большой тройки», а сеть изначально строится с расчетом на достаточно плотный трафик (большое число абонентов), с учетом размещения виртуальных операторов и их собственной абонентской базы.

Соответственно абоненты в сети Tele2 сейчас в московском регионе чувствуют себя достаточно комфортно, поскольку сеть не загружена. Будь это нативный абонент Tele2 либо абонент виртуального оператора, он может в действительности получить скорость доступа и скачивания на пределе возможностей собственного абонентского оборудования (смартфон, планшет, ноутбук, модем, роутер), будь то 3G или LTE.

 

 

Следите за нашими новостями в Телеграм-канале Connect


Поделиться:



Следите за нашими новостями в
Телеграм-канале Connect

Спецпроект

Цифровой девелопмент

Подробнее
Спецпроект

Машиностроительные предприятия инвестируют в ПО

Подробнее


Подпишитесь
на нашу рассылку