В этом году прикладная конференция и выставка об инновационных технологиях для бизнеса Tech Week 2020, которая по традиции проводится в столичном Технопарке Сколково, переехала в онлайн. Для того чтобы все участники могли поучаствовать в мероприятии, а также посетить офлайн Tech Week, организаторы переформатировали программу. С 17 по 20 ноября 2020 г.
конференция проходит в онлайн-формате (выступления, менторская программа, онлайн-нетворкинг). На весну 2021-го запланировано проведение Tech Week в офлайн-режиме.
По традиции в конференции принимают участие несколько сотен докладчиков, практикующих-экспертов из ведущих компаний России. Выступления структурированы по тематическим потокам, отражающим различные направления цифровой трансформации бизнеса, внедрения современных технологий.
Одной из активно обсуждаемых тем стали тренды в сегменте онлайн-образования. По словам основателя холдинга «Нетология-групп» Максима Спиридонова, наиболее перспективным является рынок, который находится в процессе изменений. Ситуация в сегменте онлайн-образования сегодня революционная, что продиктовано, в частности, пандемической ситуацией и спросом на дистанционные форматы обучения.
Согласно исследованию, выполненному EdMarket (один из брендов холдинга) в начале 2020 г., объем мирового рынка онлайн-образования оценивался в 205 млрд долл., весь мировой рынок образования – в 6,5 трлн долл. (по итогам 2019 г.). Среднегодовой рост рынка онлайн-образования превышает 10%. Стоит отметить, что пандемия уже внесла свои коррективы. Ковид, безусловно, ускорит развитие данного сегмента.
События последних месяцев показывают, что пандемия катализирует более значимые изменения на этом рынке, чем можно было прогнозировать весной 2020 г. В то же время эксперты отмечают, что пандемия при всей своей драматичности не принесла ничего нового, а лишь ускорила процессы, которые и так бы произошли.
К настоящему времени резко увеличилось количество онлайн-школ в Рунете. К слову, и 2019 г. был рекордсменом по числу новых стартов, но в 2020-м тенденция набрала обороты. Доходы онлайн-образовательных проектов существенно возросли. Увеличивается количество компаний, зарабатывающих более миллиарда рублей. По мере насыщения рынка усиливается конкуренция.
Обращает на себя внимание развитие данного сегмента в Юго-Восточной Азии, прежде всего в Китае и Индии. Самой дорогостоящий (11,1 млрд долл.) образовательный стартап – Byju – развивается сейчас в Индии. Его основателям удалось реализовать продуктовые концепции, которые широко распространяются по миру. С помощью приложения репетиторы Byju помогают школьникам осваивать дисциплины, используя реальные предметы в качестве наглядных пособий.
Что касается отечественного рынка онлайн-образования, то, по самым скромным подсчетам, его объем оценивается в 38,5 млрд руб. При этом темпы роста составляют 20%, что почти в два раза превышает мировой показатель. По прогнозам эксперта, тенденция сохранится, что усилит конкуренцию и создаст пространство возможностей.
К наиболее перспективным относятся несколько ниш рынка онлайн-образования. Прежде всего, это школьное онлайн-образование. Все больше родителей стараются инвестировать в развитие и образование детей, их подготовку к приобретению навыков для построения карьеры в меняющемся мире. Готовность родителей платить за апгрейд знаний сочетается с готовностью образовательной инфраструктуры предложить такого рода решения. Дополнительное среднее образование отличается тем, что оно мало регулируется государством (оптимальный вариант, по мнению бизнеса, развиваться в сложившихся рыночных условиях).
В дополнение школьной программы рынок предлагает проекты в самых разных формах (от подготовки к ЕГЭ и ОГЭ до подтягивания школьных предметов и непредметных дисциплин, таких как программирование, профориентация, софт-скилы и т. п.). Сегмент дополнительного онлайн-изучения школьных дисциплин в России оценивается в 10 млрд руб. среднегодовой темп роста составляет 33%.
К приоритетным направлениям инвестиций сегодня относятся общее и дополнительное школьное образование, дополнительное профессиональное обучение (профессии новой экономики), языковое обучение и корпоративное образование. Многие родители школьников отказываются от услуг государственного бесплатного школьного образования в пользу платного онлайн-обучения. Среди основных причин – гарантированные знания, приобретаемые в интересной форме, в компактном виде. По данным Максима Спиридонова, 5 тыс. учащихся осваивают школьную программу в холдинге «Нетология» в полном отрыве от обычной школы. В следующем году их количество резко увеличится, прогнозирует эксперт.
Ниша корпоративного образования развивается, но в ней гораздо больше денег, чем хороших стартапов. Проблема в том, что стартаперы плохо понимают этот рынок, где надо уметь чувствовать потребности корпораций и общаться с ними. Как следствие стартапы, как правило, предпочитают рынок В2С.
За два года в российский рынок образования было инвестировано 80 млн долл. В период с 2017 по 2019 гг. было совершено 45 публичных сделок. Например, «Севергрупп» приобрела 40% акций «Нетологии-групп», Baring Vostok инвестировал 15 млн долл. в онлайн-школу английского языка Skyeng, Mail.ru Group приобрела свыше 11% акций компании «Алгоритмика», а затем более 60% образовательной платформы Skillbox. Сегодня как минимум несколько крупных холдингов выстраивают свои образовательные экосистемы.
Новые технологии, такие как AR/VR, искусственный интеллект, робототехника, блокчейн, начинают проникать в сферу образования в разных формах, но прорастают постепенно.
Большие надежды на виртуальную и дополненную реальность пока не оправдали себя. Среди наиболее востребованных решений на основе AR/VR – тренажеры для авиадиспетчеров и пилотов. Прогнозируется, что к 2030 г. роль этих технологий в образовании будет в разы значимее, чем сегодня. Виртуальную и дополненную реальность эксперт назвал трендом дальнего прицела. Для того чтобы AR/VR интегрировать в пространство обучения и развлечения, необходима полноценная инфраструктура из устройств (у каждого по гаджету, обеспечивающему взаимодействие с AR/VR, наличие компаний и приложений, предлагающих соответствующий контент).
Для развития данной инфраструктуры потребуется лет 10–15. Но когда это случится, в сфере образования и развлечений произойдут революционные изменения – AR/VR поменяют привычные правила. И к этому нужно готовиться.
Расходы на применение искусственного интеллекта в образовании в 2015–2018 гг. росли стремительнее, чем на другие технологии. Во всех сегментах бизнеса онлайн-образования начинают задействовать инструменты машинного обучения, предиктивной аналитики. Эти технологии помогают создавать индивидуальные образовательные траектории – подстраивать обучающую среду под конкретные потребности. В отдельных тренажерных проектах (например, Duolingo) и экспериментальных режимах концепция реализована. Цифровые помощники отвечают на вопросы абитуриентов об учебных программах, зачислении и т. д. Подстраивание образовательной среды под потребности каждого на основе больших данных (того, что мы знаем, понимаем, как воспринимаем мир) – перспективное направление.
Робототехника проникает в образование, но пока характеризуется точечными интеграциями. Проект Roybi практикует использование роботов при обучении языкам. В рамках проекта Robotify программированию и робототехнике обучают в виртуальной среде.
Большой интерес к мобильному обучению обусловлен количеством времени, которое пользователи проводят за маленькими экранами. Среднегодовой темп роста сегмента – 17–23%. В 2019 г. 47% организаций прибегали к мобильному обучению. С одной стороны, растет количество проектов только mobile, а с другой, компании делают ставку на развитие кросс-платформенных проектов с приоритетом мобильного экрана.
К растущим сегментам относится и микрообучение, которое основано на принципах подачи образовательного контента с разбивкой на малые единицы (продолжительностью 8–10 минут), освоения микронавыков. Объем данного сегмента в 2019 г. оценивался в 1,5 млрд долл. По мере развития клипового сознания и из-за дефицита времени этот тренд становится все более важным. Компания Walmart совместно со стартапом Axonify запустила программу мобильного обучения правилам производственной безопасности (продолжительность интерактивных блоков не превышает трех-пяти минут). После обучения 80 тыс. сотрудников количество чрезвычайных происшествий снизилось на 54%.
Геймификация остается темой для изучения и исследования. Участники рынка продолжают искать результативные модели геймификации продуктов. Однако пока она «подслащает таблетку» обучения, делает процесс обучения более соревновательным (например, вводятся рейтинги), не играя значимой роли. Впрочем, здесь важен баланс – игра не может заглушать собой образовательную компоненту. Отличными инструментами для совершенствования образования эксперт назвал анализ данных, а также автоматизацию, которая облегчает жизнь учебных заведений.
Общим заметным трендом является меняющееся отношение к образовательным услугам, которые рассматривается как инструмент апгрейда карьеры. Все большее количество людей осознают, что инвестиции в образование окупятся, и в случае приобретения новых либо дополнительных навыков обоснованно рассчитывают на получение более высокой оплаты труда.
На фоне происходящего в сфере онлайн-образования возникает вопрос: а смогут ли государственные образовательные учреждения адаптироваться к работе в новых постпандемических условиях? Эксперт назвал два возможных сценария. Первый – государство передаст функцию обучения госструктурам, признав свое поражение. Второй – государство отважится на революционные преобразования данной сферы и привлечет для этого методологов, продуктологов, бизнес-девелоперов из сегмента коммерческого образования, чтобы совместными усилиями обеспечить модернизацию государственных учебных заведений.