30 сентября в Москве прошла конференция РБК «Телеком: 2015–2025. Взгляд из перспективы». Отдадим должное организаторам этого мероприятия: пропустив общепринятые в таких случаях приветственные слова «от партии и правительства» и обычно ничего не говорящие заунывные доклады «уважаемых партнеров», они без раскачки перешли к пленарной дискуссии, в которой приняли участие руководители крупнейших ИТ-компаний и правительственные чиновники Минкомсвязи и Россвязи. Разговор получился интересным, содержательным, а местами и довольно резким, так что модератору Михаилу Романову, руководителю группы по оказанию услуг компаниям отрасли связи в России и СНГ компании EY, временами приходилось вступать в диалог, чтобы чуть пригасить градус споров.
Вице-президент – руководитель блока «Доступ» компании ТТК Светлана Шамзон, первой взявшая слово, постаралась задать оптимистический тон всей дискуссии. Она заявила, что к 2025 г. основная часть пользователей будет потреблять услуги через Интернет, так что сохранить и увеличить масштабы бизнеса смогут только те компании, которые станут обеспечивать подачу качественного контента на любые типы устройств: с большими и маленькими экранами, по беспроводным (преимущественно по беспроводным!) каналам связи. Универсализация ИТ-услуг будет основой успеха. При этом драйверами развития она назвала 1) монетизацию контента, 2) облачные сервисы и 3) грамотную поддержку ИТ-отрасли со стороны российского законодательства.
Немного темных красок в эту радужную картинку 2025 г. добавил Евгений Васильев, генеральный директор МТТ. Он сразу же указал на одну из сегодняшних болевых точек отрасли – непростые отношения между традиционными и ОТТ-операторами. Если первые все еще зачастую поглядывают на ОТТ с неким «недоумением», то вторые рассматривают классических операторов только в качестве «готовой трубы», через которую можно гнать данные. Евгений Васильев призвал и тех и других научиться договариваться, достигать взаимоприемлемых компромиссных решений. Указав на то, как сегодня мы пользуемся поисковыми системами, не обращая внимания на конкретных поставщиков услуги, глава МТТ отметил, что в будущем такая же судьба ожидает и традиционных операторов связи: пользователь вообще не будет обращать внимания на конкретного провайдера, получая все необходимые ему сервисы на любых девайсах. Более того, Евгений Васильев заявил, что к 2025 г. такие западные компании, как Google, Apple или Facebook, могут убить традиционных операторов связи, заняв их место в новой ИТ-экосистеме.
Развивая тему «светлого далека», старший вице-президент ООО «ЗТИ-Связьтехнология» ZTE Corporation Тигран Погосян предсказал закат эпохи Wi-Fi, поскольку 4G, а в скором времени и 5G сделают точки доступа нишевым продуктом. По мнению Погосяна, в 2025 г. на плаву останутся только те операторы связи, которые научатся предоставлять уникальные услуги в тесном взаимодействии с вендорами. При этом обычные мобильные телефоны (смартфоны) начнут отмирать, уступая место вживляемым в тело микрочипам, с помощью которых человек будет осуществлять все необходимые ему коммуникации.
Здесь в дискуссию вернулась Светлана Шамзон, напомнив увлеченным футурологией мужчинам, что, как бы ни были хороши 4G или 5G, все-таки эти технологии остаются решением последней мили и их появление и развитие ни в коей мере не могут отменить необходимость поддержки core-сети, которая позволяет доставлять тяжелый контент.
Затем в разговор вступили российские чиновники. Первым из них взял слово Кирилл Степаненко, директор департамента регулирования радиочастот и сетей связи. Он начал выступление довольно неожиданно – с описания своей собственной «пользовательской модели поведения», которая, к удивлению многих присутствующих в зале, оказалась ультрасовременной. Так, выяснилось, что последний раз своим стационарным телефоном господин Степаненко пользовался пять лет назад, а с тех пор общается исключительно по мобильному. Такой традиционный канал получения информации, как телевидение, он вообще уже не использует, предпочитая получать необходимый видеоконтент (например, трансляцию футбольного матча) на те экраны, которые находятся под рукой. После такого «футуристического» вступления Кирилл Степаненко перешел непосредственно к тематике панельной дискуссии и выдал довольно сдержанный прогноз, заявив, что рост телекома в России будет очень медленным, так что ожидать каких-то революционных изменений в отрасли не стоит. Отказавшись делать какие-либо конкретные прогнозы по части 2025 г., он обозначил несколько конкретных вопросов, по которым Минкомсвязь России может оказать отрасли посильную помощь, в частности, была упомянута возможность совместного использования частот сотовыми операторами связи.
Заместитель руководителя Федерального агентства связи Игорь Чурсин указал на необходимость грамотного взаимодействия государства и бизнеса. Обращаясь к представителям коммуникационных компаний, участвующих в дискуссии и сидящих в зале, чиновник Россвязи призвал их, рассуждая о трендах отрасли, не рассматривать лишь «телеком для телекома», а помнить о конечной задаче, которая видится в вовлечении все большей части населения России в зону современных коммуникационных сервисов. Говоря же о драйверах дальнейшего развития, Игорь Чурсин в первую очередь выделил Интернет вещей, отметив в связи с этим необходимость опережающего развития программируемых транспортных сетей.
Обратив внимание на традиционно российскую проблему наличия огромных территорий, которые трудно (или просто невозможно) покрыть плотной сетью ВОЛС, Игорь Чурсин подчеркнул настоятельную необходимость создания мощной отечественной спутниковой группировки, которую необходимо формировать с технологическим запасом на 15–20 лет. В связи с этим была поднята и популярная сегодня тема импортозамещения. В частности, Игорь Чурсин отметил, что в настоящее время более 90% оборудования в российской телекоммуникационной отрасли – зарубежного происхождения, что не может не вызывать опасения со стороны правительственных ведомств. Говоря о возможных сроках решения этой проблемы, Игорь Чурсин предположил, что при грамотной поддержке со стороны государства отечественные продукты могут стать конкурентоспособными через 6–8 лет.
Завершало панельную дискуссию выступление президента Ассоциации кабельного телевидения России и совладельца ГК «АКАДО» Юрия Припачкина. Отказавшись от дипломатического политеса, он сразу вступил в резкую дискуссию с чиновниками Минкомсвязи и Россвязи, упрекнув представителей российских ведомств в том, что они занимаются лоббированием определенных структур, например Ростелекома, вместо того чтобы способствовать развитию российской телекоммуникационной отрасли в целом. Он прямо завил о негативном влиянии на рынок законодательных актов, которые сломали существующую модель рекламы и перешли к традиционным запретительным методам, отпугивающим глобальных инвесторов. Юрий Припачкин также отметил и до сих пор не решенную проблему входа операторов в многоквартирные дома – с этим замечанием, кстати, Кирилл Степаненко согласился, отметив, что указанная проблема оказалась столь сложной для решения потому, что она требует межведомственного взаимодействия.
Обращаясь в заключении своего выступления к российским чиновникам, Юрий Припачкин заявил, что государственная политика должна быть не запретительной или лоббистской, а стратегически продуманной, грамотной и рассчитанной на поддержку отечественного бизнеса. В противном случае отечественных поставщиков сервисов со временем поглотят транснациональные корпорации, универсальности которых нашим компаниям будет просто нечего противопоставить.
После бурной дискуссии участники конференции перешли к пленарным сессиям, в ходе которых представители ведущих компаний телекоммуникационной отрасли рассказали о своих достижениях и поделились видением перспективы. В частности, в первой сессии речь шла об инструментах повышения доходности бизнеса. Так, директор по маркетингу и развитию бизнеса МГТС Дмитрий Кулаковский отметил, что окупаемость проектов в наши дни снижается, поэтому операторам необходимо расширять свою продуктовую линейку и предоставлять пользователям нетрадиционные услуги, например связанные с видеонаблюдением, охранными системами, работой бытовых счетчиков и пр. Похожие мысли были высказаны и в докладе директора по маркетингу и продуктам бизнес-рынка МТС Елены Нечай. Она обратила внимание на такой еще довольно плохо разработанный пласт, как «коммуникация вещей»: речь здесь зашла о транспортных системах, безопасности, бытовых приборах, энергетике и пр. Обратившись за примером к западным телекоммуникационным компаниям, Елена Нечай особо отметила такие сферы, как медицина и страхование, назвав их наиболее перспективными сегментами рынка. Логическим продолжением этих докладов стало выступление директора по развитию корпоративного бизнеса «МегаФона» Влада Вольфсона, который привел ряд удачных примеров нетрадиционных сервисов. В частности, он рассказал об оснащении шоссе телематикой, позволяющей отслеживать своевременное взимание оплаты с грузовых машин в соответствии с новым российским законодательством. Кроме того, г-н Вольфсон рассказал о проекте «Контроль кадров», который позволил установить жесткую систему проверки деятельности патрульных МВД.
Эти и многие другие доклады, прозвучавшие на сессиях конференции РБК, показали, что российский телеком отнюдь не стоит на месте, а по мере своих возможностей ищет новые решения и стремится разрабатывать и продвигать на рынке новые продукты. При этом критические замечания, адресованные государственным ведомствам со стороны представителей ИТ-отрасли, не сводились к требованию господдержки и инвестиций. Напротив, руководители российского телекома указывали на необходимость выработки единой политики государства, направленной на поддержку всей отрасли, а не отдельных структур, устранения законодательных лакун, которые до сих пор не позволяют решать возникающие вопросы быстро и безболезненно.
Дмитрий Шульгин