Президент создает реестр российского ПО и ограничивает приобретение западного

Путин29 июня Президент Российской Федерации В. Путин подписал закон, вносящий ряд изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и статью 14 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Несмотря на некоторую архаичность терминологии (в тексте упорно используется термин «электронная вычислительная машина» вместо «компьютер»), Закон давно ожидался рынком , поскольку имеет прямое отношение к декларированному курсу на импортозамещение и, в частности, ставке на развитие российского программного обеспечения.

Согласно подписанному документу Закон №149-ФЗ «Об информатизации, информационных технологиях и защите информации» дополняется статьей 12.1, декларирующей создание «единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных» или, синоним, «реестр российского программного обеспечения».
Правила формирования и ведения этого реестра (состав сведений, включаемых в него, условия их включения и исключения из реестра, порядок предоставления сведений, включаемых в реестр и прочее) устанавливаются Правительством РФ, которое может привлечь к формированию и ведению реестра «оператора реестра российского ПО» — организацию, зарегистрированную на территории РФ.

Что касается сведений, включаемых в реестр российского ПО, то они должны соответствовать ряду требований. И первое из них – «исключительное право на программу для электронных вычислительных машин или базу данных на территории всего мира и на весь срок действия исключительного права» должно принадлежать одной из четырех категорий правообладателей:
1) Российская Федерация, субъект РФ, муниципальное образование
2) Российская некоммерческая организация, высший орган управления которой формируется прямо и (или) косвенно РФ, субъектами РФ, муниципальными образованиями и (или) гражданами РФ и решения которой иностранное лицо не имеет возможности определять в силу особенностей отношений между таким иностранным лицом и российской некоммерческой организацией;
3) российской коммерческой организации, в которой суммарная доля прямого и (или) косвенного участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, российских некоммерческих организаций, граждан РФ составляет более пятидесяти процентов;
4) гражданину РФ.

Второе требование — ПО или база данных должны быть «правомерно введены в гражданский оборот на территории РФ», а их копии («экземпляры») должны «свободно реализоваться» на всей территории РФ. Третья установка закона — общая сумма выплат по лицензионным и иным договорам должна составлять менее 30% от годовой выручки правообладателя от реализации программы или базы данных. И, наконец, четвертое требование Закона — сведения о ПО или базе данных не должны составлять государственной тайны, и, соответственно, сама программа (или база данных) не должна содержать сведений, составляющих гостайну. Закон декларирует, что за программами и базами данных, сведения о которых включены в реестр российского ПО, признается российское происхождение.
Заключительный пункт новой статьи Закона 149-ФЗ закрепляет право правообладателя на обжалование в суде решения об отказе во включении его программных продуктов в реестр российского ПО и устанавливает срок обжалования — в течение трех месяцев со дня получения решения об отказе.

Измененная редакция части 3 статьи 14 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»  устанавливает «запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок». Далее Законом допускаются «исключения из установленных ограничений», но заказчики, настаивающие на исключениях, «обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений». Если перевести язык законодательных норм на нормальный, то, в применении к ИТ-рынку, понятно, что речь идет об ограничениях на ИТ-продукцию западных вендоров, для которой существуют отечественные аналоги. Таким образом, с 1 января 2016 года (дата вступления Закона в силу) представителям государственных органов и учреждений придется обосновывать покупку западного ПО в случае наличия на рынке российского аналога.

Следите за нашими новостями в Телеграм-канале Connect


Поделиться:



Следите за нашими новостями в
Телеграм-канале Connect

Спецпроект

Цифровой девелопмент

Подробнее
Спецпроект

Машиностроительные предприятия инвестируют в ПО

Подробнее


Подпишитесь
на нашу рассылку