В последней декаде октября в Таврическом дворце в Санкт-Петербурге состоялся Всероссийский форум «Система распределенных ситуационных центров как основа цифровой трансформации государственного управления», организованный ФСО России и Санкт-Петербургским государственным университетом. В мероприятии приняли участие представители федеральных и региональных органов власти, вузов, научных организаций и ИT-предприятий. Один из выводов состоявшихся дискуссий заключается в том, что без единой экосистемы ситуационного реагирования на вызовы времени не удастся повысить результативность принимаемых на разных уровнях решений. В новых технологических условиях предстоит переосмыслить роль и функции ситуационных центров.
Организаторы мероприятия поставили перед делегатами цель – выработать рекомендации по формированию стратегии развития системы распределенных ситуационных центров как основы цифровой трансформации государственного управления. Сегодня в стране более 100 ситуационных центров разного уровня – в федеральных, региональных, муниципальных органах власти, в корпорациях, прежде всего с государственным участием, и учебных заведениях. Среди вузов пионером в использовании технологий ситуационного управления стал Санкт-Петербургский государственный университет, где применяют и опробуют различные методики. Например, ответы на обращения к руководству и должностным лицам университета размещают в виртуальной приемной. По словам ректора СПбГУ Николая Кропачева, возможности ситуационного центра позволяют приобщить к процессам управления вузом большее количество людей.
Выступающие на пленарном заседании конференции отмечали необходимость выработки общих стандартов, на основе которых можно объединить ситуационные центры разных уровней. Переход от мониторинга ситуации к прогнозированию последствий принимаемых решений позволит повысить эффективность системы государственного управления в целом. Ключевой эта тема была в выступлении первого заместителя главного конструктора системы распределенных ситуационных центров Николая Ильина. Одним из передовых он назвал СЦ Санкт-Петербурга, введенный в 2006 г. На высоком профессиональном уровне аналогичные объекты функционируют, в частности, в Воронежской, Ивановской, Томской и Ярославской областях. Докладчик анонсировал запуск СЦ в Республике Коми, Архангельской и Курской областях.
Между тем, как показывают практика и анализ развития СЦ государственных органов, существует ряд проблем, требующих решения. Первая – результаты мониторинга, осуществляемого на базе СЦ, доводятся до руководителей в виде сводок и профильной статистики. Вторая проблема заключается в том, что в аналитическую деятельность СЦ слабо вовлечены эксперты. Третья проблема – ситуационные центры продолжают создаваться изолированно, без перспективы организации информационного обмена между этими объектами.
С учетом анализа более чем 20-летнего опыта проектирования и построения СЦ в нашей стране на пленарном заседании конференции были сформулированы перспективные задачи развития таких объектов. В этот перечень входят: внедрение комплекса программно-технических средств, инструментов обработки и анализа данных, визуализации, виртуальной реальности, развитие интеллектуальной составляющей, т. е. комплекса информационных систем. «Одна из важнейших задач – перевод системы государственного управления на проектные рельсы, – сказал Николай Ильин. – Это подразумевает переход к проактивным совместным согласованным действиям исполнительных органов по достижению заданных целей с использованием временных и материальных ресурсов». Для координации деятельности госорганов и организаций, реализации приоритетных проектов и программ предлагается использовать в арсенале СЦ информационные системы проектного управления. Подобные системы применяются сегодня, в частности, для комплексного развития Крыма и Севастополя, подготовки к чемпионату мира по футболу в 2018 г., мониторинга показателей состояния национальной безопасности и т. д.
Среди других направлений развития следует отметить внедрение экспертно-аналитических систем, формирование распределенного информационного фонда системы распределенных ситуационных центров. На регулярной основе федеральные и региональные органы власти пополняют этот фонд статистическими и оперативными данными, результатами социологических и экспертных исследований. Предметом исследований являются различные аспекты развития регионов – от уровня жизни населения, эффективности деятельности госорганов до состояния межконфессиональных отношений и многие другие.
В современных условиях особую актуальность приобрел вопрос замещения импортных технических средств. Система СЦ относится к критически важным сегментам информационной инфраструктуры страны, поскольку в ней обрабатывается и хранится не только открытая информация, но и информация ограниченного доступа. Важно, чтобы комплекс средств информационной безопасности обеспечивал надежное хранение, обработку данных и доступ к информации.
В заключение Н. Ильин подчеркнул, что систему СЦ можно рассматривать как информационно-технологическую инфраструктуру для реализации программы «Цифровая экономика Российской Федерации». Реализация этой программы потребует создания центров компетенций, интегрирующих лучшие практики и технологии проектирования и эксплуатации СЦ.
Участники форума – руководители федеральных и региональных органов власти поделились преимуществами применения технологий ситуационного управления в энергетике, космической отрасли, налоговой службе и других сферах. Но особый интерес, как и следовало ожидать, представляли выступления, в которых говорилось о необходимости выработки новых концептуальных подходов к проектированию и использованию уже развернутых систем.
Платформенный подход, при котором интегрируется «всё и вся», в рамках которого ставка делается на классификацию и систематизацию, постепенно уступает свое место развитию экосистем. Без формирования единой экосистемы ситуационного реагирования на вызовы времени не удастся повысить результативность принимаемых решений. По вопросам и репликам из зала можно было судить о том, что среди специалистов, имеющих отношение к созданию СЦ, нет единого понимания целей, задач и роли применения инструментов ситуационного управления. Многие задачи, которые сегодня связываются с деятельностью построенных СЦ, утрачивают значение, поскольку их актуальность соответствовала внутренним и внешним вызовам предыдущего десятилетия. Во время обмена мнениями говорилось, что в новых технологических условиях требуется переосмыслить роль и функции ситуационных центров.
В выступлениях затрагивались аспекты, связанные с решением социогуманитарных проблем на базе СЦ. Но ни стратегическое планирование, ни проектное управление, ни цифровая экономика в стране не будут эффективно реализованы, пока не удастся консолидировать административные усилия государства, общества и бизнеса, построить пространство доверия. Некоторые докладчики отмечали, что в сфере стратегического планирования за последние три года так и не удалось продвинуться («разговоров много, толку нет»). Стратегическое управление страной предполагает поиск ответа на три вопроса: цели и задачи организации СЦ, имеющиеся ресурсы и существующие угрозы. Выступающие предлагали и такую трактовку ситуационных центров как «класс систем поддержки принятия решений».
Поднятые на пленарном заседании вопросы рассматривались в рамках шести тематических секций: «Ситуационные центры федеральных и региональных органов власти», «Ситуационные центры государственных корпораций и акционерных обществ с государственным участием», «Цифровая экономика и цифровая трансформация стратегического планирования и управления государственными программами и проектами», «Информационно-аналитическое и технологическое обеспечение системы распределенных ситуационных центров – основа деятельности федеральных и региональных центров компетенции», «Комплексное обеспечение информационной безопасности системы распределенных ситуационных центров», «Подготовка и переподготовка кадров для системы распределенных ситуационных центров».
Делегаты форума «Система распределенных ситуационных центров как основа цифровой трансформации государственного управления» выработали резолюцию с рекомендациями и предложениями по развитию СРСЦ. В фойе Таврического дворца была развернута выставка научных и технологических разработок, которые представили компании – участники форума. Желающие могли ознакомиться с системами контроля доступа, спутниковыми и справочными системами, платформами и сервисами для визуализации данных.