Потенциал и амбиции экосистемы IoT

21 февраля прошла онлайн-конференция IoT Tech Winter 2022, организованная медиаресурсом iot.ru. Специалисты рассказали о решениях, доступных на рынке, подчеркнули преимущества их использования. Эксперты представили динамику развития инструментов IoT, сравнили оценки аналитиков, назвали наиболее заметные проекты и очевидные тренды в данном сегменте.

Мнения и точки зрения

Одно из мнений, прозвучавших на конференции, состоит в том, что IoT из новой технологии постепенно превращается в рабочий инструмент. Обращают на себя внимание результаты опроса представителей компаний, входящих в Ассоциацию Интернета вещей. Более половины респондентов отметили, что в минувшем году продолжались реализация проектов IoT и освоение бюджетов, что само по себе неплохо. Второй по популярности ответ: «Топчемся на месте, заказчики тормозят» и третий – «Проекты находятся в стадии пилотирования».

Ключевая проблема участников рынка, по мнению большинства респондентов, связана с незрелостью потребителей. Продукты есть, но заказчики не всегда понимают, зачем их внедрять. С этим фактором приходится считаться и на зарубежных рынках. В ряду других проблем, сдерживающих развитие сегмента, эксперты назвали неготовность IoT-платформ, проблемы с их внедрением, стоимость отдельных устройств, вопросы обеспечения информационной безопасности.

Участники конференции указывали на отсутствие обратной связи с законодателями (поступают формальные отписки, «диалог ведется в одну сторону»). Требуют совершенствования стандарты, критерии определения продуктов российского происхождения. Изданные документы регуляторов не охватывают ключевые вопросы обеспечения безопасности в ряде важных отраслей. Для участников отрасли предусмотрены меры поддержки, однако, как показывает практика, пройти через бюрократическое сито непросто.

Факты и цифры

Что касается фактов, подтвержденных цифрами, то данные разнятся. На конференции были представлены оценки рынка, подготовленные аналитиками J’son & Partners и IDC. В J’son & Partners объем рынка в 2021 г. оценили в 93,5 млрд долл. (расчеты учитывают только М2М-устройства), в IDC – в 170 млрд (IoT). В приведенных данных не отражены расходы на консалтинговые сервисы и сопровождение.

Прогнозы на период до 2025 г. также различаются. В J’son & Partners назвали сумму в 183,5 млрд, в IDC – 229 млрд. По версии J’son & Partners, основным драйвером развития рынка станут облачные IoT-сервисы. Динамика роста их потребления будет определять динамику рынка в целом. При этом спрос на услуги связи и системной интеграции IoT- и М2М-проектов будет стагнировать в рублевом и сокращаться в валютном выражении. Потребление проприетарных аппаратно-программных комплексов для обработки машинных данных будет расти умеренными темпами ниже рынка. На это же указывают и выводы IDC – аналитики прогнозируют наибольший рост в сегменте облачных платформ, приложений.

Согласно предварительной оценке J’son & Partners, по результатам прошлого года к глобальным сетям с использованием всех видов технологий (сотовых, проводных беспроводных, фиксированных, их комбинаций) было подключено почти 30 млн устройств, что на 16% превышает показатель 2020 г. Стоит заметить, речь идет о подключениях, которые можно подсчитать в штуках.

Данные о том, что происходит в сфере промышленности, разбросаны, с трудом поддаются консолидации. Представители Ассоциации Интернета вещей не исключают, что рост количества устройств будет существенно опережать увеличение денежного потока. Причиной этого эксперты называют то, что большая часть внедрений IoT в России идет по схеме оптимизации действующего бизнеса в целях оптимизации расходов, повышения эффективности. Новых бизнес-моделей IoT в России мало, признают специалисты.

На позитивную динамику развития отдельных сегментов рынка рассчитывают эксперты, они называют, в частности, электро- и теплоснабжение, сегмент многоквартирных умных домов, где рост только начинается. Но признают, что многое будет зависеть от принимаемых государством решений.

Оптимистично настроенные представители Ассоциации Интернета вещей прогнозируют, что ежегодный прирост сегмента IoT в среднем составит 16% (в штуках) и не более 12% в денежном выражении. (Без учета вероятного пикирования рубля к зарубежной валюте.) Их оптимизм основан на реализации сквозных проектов.

Один из наиболее частых вопросов к экспертам – назвать самый крутой IoT-проект года. В России крупнейшими проектами остаются система взимания платы «Платон» и система маркировки товаров, включая лекарства. А из новых проектов, получивших подпитку в условиях пандемии, можно назвать обобщенный проект доставки грузов и товаров, осуществляемый компаниями «Сбер», «Яндекс», «Озон» и т. д. Этот сегмент рынка огромен – не перестают подчеркивать специалисты.

События года

Любопытными событиями отметился минувший год на мировом рынке IoT. 2021-й начался с заявлений о дефиците комплектующих, микросхем. Проблема вызвана торможением цепочек изготовления и поставок.

В феврале компания Bosсh объявила об обновлении стратегии АIoT. Компания прогнозирует, что в ближайшие несколько лет объем реализации продуктов с поддержкой искусственного интеллекта составит миллиарды евро. Продажи домашних устройств с возможностью подключения увеличатся вдвое – с 4 млн в прошлом году до примерно 8 млн в 2022-м. Наряду с этим Bosсh планирует применять ИИ-инструменты для оценки данных относительно того, как клиенты используют продукты.

Компания Microsoft анонсировала продукт Microsoft Mesh – собственную версию метавселенной. Ожидается, что с помощью платформы смешанной реальности пользователи смогут взаимодействовать друг с другом и виртуальными объектами, находясь в разных местах, использовать виртуальные аватары.

Компания Emerson договорилась о приобретении облачной платформы и доверила софтверный бизнес Aspen Technologies. Размер консолидации оценивается в 11 млрд долл. Компания Samsara, представляющая одноименную платформу транспортной телеметрии, вышла на IPO. До миллиарда недотянули, но 805 млн долл. – весьма приличная сумма для стартапа.

Еще одна сделка совершена SpaceX, которая приобрела компанию Swarm Technologies, формирующую спутниковую группировку на низкой околоземной орбите для связи с IoT-устройствами. В систему входят 150 миниатюрных аппаратов размером 11х11х2,8 см и несколько наземных станций. Стоит заметить, что приобретение сторонней компании для Илона Маска – достаточно редкое явление. Можно предположить, что стратегия SpaceX в области IoT еще проявит себя.

Участники конференции не отказали себе в удовольствии порассуждать о том, что может потрясти рынок в ближайшее время. По мнению руководителя Ассоциации Интернета вещей Андрея Колесникова, спутниковый дешевый IoT – это тот самый «золотой грааль», который в географических масштабах нашей страны может стать Killer Feature, способным подорвать наземную инфраструктуру, связанную с передачей пакетов устройств Интернета вещей.

Продукты, представленные в сегменте IoT, позволяют решать широкий спектр задач в различных сферах жизнедеятельности – от энергетики до сельского хозяйства. Одним из лидеров на мировом рынке М2М и по количеству подключенных устройств, и по охвату территории, и по использованию инфраструктуры 5G является Китай. Его эксперты называют крупнейшей IoT-державой, опыт которой может быть полезен для развития сегмента Интернета вещей и в нашей стране.

https://www.connect-wit.ru/

 

Следите за нашими новостями в Телеграм-канале Connect


Поделиться:



Следите за нашими новостями в
Телеграм-канале Connect

Спецпроект

Цифровой девелопмент

Подробнее
Спецпроект

Машиностроительные предприятия инвестируют в ПО

Подробнее


Подпишитесь
на нашу рассылку