Послесловие к финалу премии «Цифровые вершины». Объявлены победители в сфере информационных технологий

Под занавес года по традиции объявляют победителей всевозможных конкурсов, обладателей премий и других наград, предназначенных лучшим из лучших в сфере информационных технологий. Организаторы подобных мероприятий соревнуются сценариями церемоний, градусом торжеств и пафосом речи ведущих, изо всех сил пытаясь превзойти самих себя (если ИТ-праздник устраивается той же командой, что и год-два-три назад). Могу предположить, что по схожему алгоритму организовывалась и церемония финального этапа премии «Цифровые вершины».

Очередной ее раунд провели в столице в первой половине декабря. В то же время это мероприятие отличается от подобных итогово-предновогодних отраслевых тусовок. В рамках заключительного этапа «Цифровых вершин 2018» на площадке «Цифровое деловое пространство» в Москве, где были представлены лучшие ИТ-решения для государства и бизнеса, прошла пленарная дискуссия. В ней приняли участие мэр Москвы Сергей Собянин, глава Федеральной налоговой службы России Михаил Мишустин, а модерировал обсуждение ректор РАНХиГС Владимир Мау. Зачин разговора, казалось, не оставлял сомнений, что без пафоса, свойственного аналогичным мероприятиям, не обойдется. Особенно когда ведущий спросил у мэра о том, «где ваша очередная цифровая вершина»?

После секундного раздумья Сергей Собянин заявил буквально следующее: «На самом деле никаких вершин цифровизации нет. Есть процесс – ты двигаешься либо быстро, либо медленно. Наверное, есть какая-то вершина, но мы ее никогда не увидим: мир постоянно меняется. Один из примеров, казалось бы, простой – в здравоохранении мы ввели электронные карты, но развивая эту систему, собирая и обрабатывая большие массивы данных, мы можем с уверенностью сказать, что через какое-то время мы точно будем знать траекторию своего здоровья».

Характер и стиль разговора, заданный мэром столицы при ответе на первый же вопрос, внес изменения в заранее прописанную тематику обсуждения. По ходу обсуждения его участники формулировали тезисы и вопросы, заставлявшие задуматься. В частности, а не «убьет» ли страховую медицину прослеживаемость диагноза пациента? Если заранее известно, чем пациент заболеет, кто и на каких условиях возьмется страховать риски? И не пора ли готовиться к другой организации системы здравоохранения? Похоже, цифровые технологии сегодня уже не столько облегчают нашу жизнь, сколько трансформируют окружающий материальный мир.

Еще один характерный пример – налоговая прозрачность, ставшая возможной благодаря внедрению информационных систем. Платить налоги стало проще, общение с налоговиками вследствие формализации процедур строится преимущественно бесконтактным способом, а обмен информацией с инспекцией осуществляется по цифровым каналам. Но если раньше можно было не платить налоги, то теперь приходится. Не возросло ли по этой причине налоговое бремя, задавались вопросами участники дискуссии.

Нет, утверждает мэр столицы. Эффективность организации работы налоговой службы уменьшает налоговое бремя, во всяком случае, для добросовестных плательщиков. По словам Сергея Собянина, высокая собираемость налогов подвигает государство к тому, чтобы не повышать ставки налоговых отчислений. Что касается эффективности работы налоговиков, то без цифровизации невозможно организовать работу службы в 12-миллионном городе с 800 тыс. юридических лиц. Огромные массивы циркулирующих данных – один из побудительных мотивов применения ИТ в госуправлении и налоговом администрировании в частности.

По мере продвижения в виртуальный мир человеку, как это ни парадоксально, становится больше известно о том, что на самом деле происходит в реальности. В ходе дискуссии приводился любопытный факт. По данным статистики (с ее сложными формулами и подсчетами), объем розничной торговки в столице за девять месяцев уходящего года увеличился на 2,5%. А согласно сведениям налоговой службы, этот показатель на 18 процентных пунктов выше статистических данных. Участники обсуждения пришли к выводу о том, что реальное положение дел точнее отражают эти самые виртуальные данные налоговиков («ведь никто сам себе объем розничной торговли, а значит, и сумму налогов приписывать не станет»).

Цифровизация приводит к трансформации управления и форм контроля. Известно, что после введения онлайн-касс было отменено за ненадобностью девять форм кассовой отчетности. В то же время технологии предлагают инструментарий, но не решают многих общечеловеческих и экономических проблем.

Не стоит забывать, что задача того же налогового законодательства и налоговой службы – стать удобными и максимально незаметными. Но при этом важно формировать условия для того, чтобы люди предпочитали размышлять не о налогах как таковых, а о том, как создать добавленную стоимость, как организовать новые рабочие места, открыть и запустить новые направления бизнеса. Ведь даже самая лучшая в мире отечественная система налогового администрирования, перешедшая на цифровые рельсы, не спасет нас от стагнации в экономике, не избавит от низкой производительности труда и не откроет дополнительные рабочие места.

Так что в цифровой экономике, настроенной на развитие, главные цифровые вершины еще впереди. Недосягаемая высота – в альпинизме, спорте, управлении, бизнесе, профессии, навыках, уровне квалификации (и далее по списку) – лучший стимул стремиться вперед, не обращая внимания на лавры победителя. Если действительно есть настрой и желание меняться к лучшему.

www.connect-wit.ru

Следите за нашими новостями в Телеграм-канале Connect


Поделиться:



Следите за нашими новостями в
Телеграм-канале Connect

Спецпроект

Цифровой девелопмент

Подробнее
Спецпроект

Машиностроительные предприятия инвестируют в ПО

Подробнее


Подпишитесь
на нашу рассылку