Пошаговый инструктор слесаря

На вебинаре «Как повысить качество ремонта оборудования с помощью ServiceVizor» представители компаний МЦД («Моделирование и цифровые двойники») и «Портэнерго» рассказали о возможностях системы, которая инструктирует, показывает алгоритм и контролирует выполнение работ. Инструмент сопровождает действия персонала ремонтной службы с помощью интерактивных инструкций, способствует повышению квалификации персонала и созданию централизованной электронной базы знаний на предприятии.

В начале вебинара директор Центра цифровых технологий АО МЦД Андрей Крылов рассказал о возможностях системы ServiceVizor для организации ремонтов на производственных предприятиях, отметив несколько ее преимуществ. Информационное сопровождение выполняемой работы ведется на основе интерактивных инструкций. На планшете рабочий видит, что и как именно необходимо сделать. Наглядный пошаговый перечень действий помогает контролировать ход и качество ремонта. Кроме того, система сохраняет лучшие практики (в виде интерактивных инструкций), которые становятся доступными для других исполнителей работ на объекте.

Справочник и контролер

В настоящее время работа ремонтных служб на большей части предприятий организована на основе бумажных чертежей, технических условий, документов и журналов, в которых фиксируются результаты выполнения заданий. Трудности реализации такого подхода связаны с долгим поиском информации (искать приходится в разрозненных источниках, которые не всегда под рукой), зачастую с неправильной интерпретацией чертежа, что приводит к несоблюдению технологии и нарушению строгой последовательности действий.

Основное назначение системы ServiceVizor – обеспечить информационное сопровождение слесарей, мастеров участков в процессе ремонта. Алгоритм подготовки инструмента состоит из четырех шагов. Первый – подготовка инструкции для слесаря. Второй – выдача задания на ремонт с интерактивной инструкцией. Третий – выполнение работы с использованием планшета. Четвертый, заключительный, шаг – фиксация результатов ремонтных работ (по ходу выполнения работ). На последнем этапе формируется электронный отчет.

Инструкцию по ремонту могут составлять технологи предприятия на своих компьютерах. Второй вариант – воспользоваться готовой инструкцией: импортировать техпроцессы и 3D-модели, анимационные ролики, в которых детализируется выполнение сложных работ.

Вместе с заданием слесарю на планшетное устройство поступает полное руководство по сборке того или иного агрегата, узла. Тем самым исключается поиск чертежей, карт сборки и другой нужной документации. По ходу выполнения работ слесарь видит пошаговый алгоритм требуемых действий, анимированную 3D-модель правильного выполнения операции (трехмерная модель может дополняться видеороликом). На каждом шаге доступна инструкция по безопасности.

Как показывает практика, работа с планшетом в качестве сопровождающего справочника, который всегда доступен, выполняется быстрее, чем в случае, если бы исполнителю пришлось сверяться с бумажной документаций. Это стало возможным в том числе благодаря тому, что разработчики позаботились об удобном интерфейсе – он максимально прост и адаптирован для работы в производственных условиях (исполнителя ничто не должно отвлекать от работы).

Для того чтобы зафиксировать выполнение операции, слесарь вводит контрольные параметры, делает фото полученных результатов, указывает время. Важно, что все это делается сразу же, на месте, исполнитель не может перейти к следующей операции, не отразив результат. Тем самым обеспечиваются контроль и прослеживаемость каждого этапа работ. Если в будущем обнаружатся дефекты и потребуется что-либо переделать, то причину случившегося можно легко установить.

По данным разработчиков системы, ее применение позволяет сократить время ремонта (до 30%), снизить требования к персоналу (уровню квалификации), свести к минимуму количество переделок, повторных ремонтов (в 1,5-2 раза). С помощью ServiceVizor проще погружаться в специфику ремонта работникам, у которых недостаточно опыта, новичкам. Одновременно понижается нагрузка на наставников (на устройстве предусмотрена опция видеосвязи), оптимизируются расходы на обучение. Система выполняет функции сохранения и наглядной передачи опыта ремонта ученикам. Глубина сохранения данных не ограничена по времени.

Внедрение и обучение

Одно из преимуществ системы – простое (линейное) ее внедрение. На стадии развертывания инструмента учитывается, как организованы ремонты на конкретном предприятии (на основе какой документации, доступна ли она в электронном виде), используются ли смежные с ServiceVizor системы – ERP или MES. Затем вводятся интерактивные руководства (создаются технологами предприятия или инструментарий передается готовым). Обучение пользователей работе с системой занимает минимум времени. Максимум двух часов достаточно для того, чтобы объяснить слесарю, как пользоваться системой, установленной на планшете. В обязательном порядке проводится тестовая эксплуатация решения – получение обратной связи помогает разработчикам сделать систему еще более удобной для пользователей.

ServiceVizor построен по модульному принципу, что позволяет легко корректировать отдельные опции с учетом конкретного производства или участка. В промышленную эксплуатацию система передается на основе бессрочной лицензии, специалисты компании МЦД оказывают техническую поддержку. Программный инструмент входит в реестр российского ПО.

Сфера деятельности МЦД – моделирование технологических процессов, реверс-инжиниринг, выполнение инженерных расчетов, создание ИТ-решений для эффективного производства. На территории России у компании шесть офисов.

ServiceVizor в морском терминале

О практике внедрения и использования ServiceVizor рассказал руководитель по цифровым технологиям компании «Портэнерго» Владимир Путилин. Морской терминал «Портэнерго» в порту Усть-Луга Калининградской области оказывает услуги по перевалке с железнодорожного на морской транспорт сжиженных углеводородных газов и нефтепродуктов.

На предприятии много сложного технологического оборудования – насосы, компрессоры, холодильные установки, функционирующие 365 дней в году. Этим объясняются высокие требования к ремонту, который должен быть выполнен не только качественно, но и быстро. Любая внеплановая работа с оборудованием может обернуться потерями, штрафами и претензиями заказчика из-за увеличения сроков погрузки-разгрузки.

Для того чтобы исключить такое развитие событий, в «Портэнерго» решили создать единое цифровое пространство с документацией на технологическое оборудование и возможностью построения трехмерных моделей. Начали с компрессоров, которые относятся к самому сложному оборудованию. В компании испытывали нехватку специалистов, досконально знающих такие агрегаты.

Обратились в компанию МЦД с просьбой разработать технологичную карту процесса ремонта оборудования. Совместными усилиями собрали и обобщили опыт выполнения слесарных работ, записали и привели к корпоративному стандарту, которому обязаны следовать исполнители. Затем выстроили процесс, оцифровали информацию, документацию, сделали фото и видео, на основе которых построили трехмерные модели, визуализирующие выполнение ремонтных работ. Для этого использовали технологии сканирования, которые позволяют создавать модели не вручную, а автоматизированным способом.

Для работы системы ServiceVizor в цеху необходим планшет. В условиях опасного производства, в цехах с крупногабаритным оборудованием бывает неудобно пользоваться электроникой, гаджетами. В «Портэнерго» рассматривали несколько вариантов: интерактивные доски и планшеты во взрывозащищенном корпусе. С таким оборудованием мастер, слесарь, механик должны иметь возможность выйти на производственную площадку и выполнить отключение оборудования для последующего ремонта согласно пошаговой инструкции. Интерактивные доски не подошли, так как они легко загрязняются, замасливаются в силу специфики производства и быстро выйдут из строя. Остановились на взрывозащищенных планшетах. Выбирали из нескольких моделей. Ключевым критерием стала скорость отображения 3D-aнимации (быстродействие и время отклика).

Благодаря интуитивно понятному интерфейсу системы ServiceVizor персонал быстро освоил работу с планшетом и самой системой. Обучение работников занимает не более двух часов, подтвердил ранее сказанное представитель «Портэнерго». Этого достаточно, чтобы сотрудники отказались от бумажной документации и начали применять систему, пользоваться ею как пошаговым справочником.

ServiceVizor позволяет в реальном времени выводить на экран планшета детальную информацию о том, как выполнить ремонтную операцию. Информация включает 3D-анимацию, фотоматериалы, видеозапись, предупреждение о безопасности.

С помощью камеры планшета рабочий идентифицирует каждый узел и проводит фотофиксацию дефектов. Система предлагает выполнить ряд действий по устранению неполадки. При этом руки рабочего остаются свободными для выполнения производственных задач. Результаты фиксации заносятся в электронный формуляр. Информация поступает на сервер системы и становится доступной на рабочем месте механика, начальника участка, главного механика и главного эксперта. ServiceVizor указывает на отклонения в контрольных параметрах и рекомендует действия по их немедленному устранению. Наряду с этим система отображает всю информацию о ходе ремонта, сохраняет историю выполненных работ (внесенные показатели, выявленные дефекты).

Теперь в морском терминале строят планы развития системы ServiceVizor, называют их амбициозными. Большой парк насосного оборудования – предстоит оцифровать соответствующую документацию и порядок ремонтных работ. Интерес к системе проявляют сотрудники электротехнического подразделения, они намерены оптимизировать процесс ремонта ячеек в подстанциях. После оцифровки материалов, касающихся сложного технологического оборудования, можно будет на базе ServiceVizor построить систему обучения с тестированием сотрудников.

Следите за нашими новостями в Телеграм-канале Connect


Поделиться:



Следите за нашими новостями в
Телеграм-канале Connect

Спецпроект

Медицинские задачи для ИИ

Подробнее
Спецпроект

Цифровой Росатом

Подробнее


Подпишитесь
на нашу рассылку