В медицинской информационной системе qMS, разработанной компанией СП.АРМ, появился голосовой помощник – Марина. Это инструмент навигации по интерфейсу и управления системой, созданный на базе open source-технологий распознавания речи Vosk api и Silero models.
Решение сокращает время на переключение по закладкам и выполнение частых действий, по сути заменяя привычные “горячие” клавиши. Медицинский персонал, а также предметные администраторы с помощью голоса смогут открывать нужные разделы настроек, электронных медицинских карт, закладки расписания, разделы программы и т. д. При использовании голосового помощника работа становится значительно легче и быстрее.
Управление интерфейсом МИС qMS голосом иногда единственно возможный способ взаимодействия с системой для, например, хирургов, врачей ПАО, специалистов ЦСО. Голосом в режиме реального времени могут фиксироваться лечебно-диагностические манипуляции и создаваться метки прохождения их различных этапов.
Но и в работе врача на обычном приеме голосовые команды будут полезны — достаточно сказать “расписание” и система откроет нужный экран. А для регистраторов, которым важна скорость работы, пригодится голосовая команда “новый пациент”, открывающая готовую форму для ввода данных.
Марина активируется голосовой командой, по специальной иконке в интерфейсе системы или кнопке на клавиатуре. Ассистент позволяет не только выполнить команду, но и озвучивает свои действия. Это удобно в случае, когда у специалиста нет возможности посмотреть на экран компьютера.
Первая промышленная версия помощника включает в себя основной набор поисковых запросов и обращений в системе, сформированный на основе самых частых обращений к МИС. В дальнейшем число команд будет увеличиваться. При этом пользователи смогут добавлять свои команды, голосовые триггеры и экспериментировать с настройками помощника под себя.
Голосовой ассистент понимает разные варианты команд — например, “Медкарта” или “Открой медкарту” будут распознаны одинаково. Сейчас тестируется версия Марины, которая позволит оперировать не только командами, но и будет находить смысловую часть того, что хочет пользователь, обращаясь к МИС обычной речью.
Появление голосового ассистента стало возможным после запуска новых версий qMS – qWARM Desktop и web qWARM. Пользователям дополнительно устанавливать для его работы ничего не нужно — помощник готов к работе уже при первом запуске обновленной системы.
Сейчас доступно 8 оттенков голоса и акцентов Марины, но работа над очеловечиванием голоса продолжается, и в ближайшее время она будет разговаривать как вполне реальный человек.
В планах также реализация режима непрерывного ввода для более удобного взаимодействия с помощником, как например, с Алисой от Яндекса. Достаточно будет произнести активирующее слово или фразу в привычном для себя темпе, чтобы ассистент выполнил необходимые действия. Помимо этого, будут предусмотрены ограничения по доступу и функциональности. Марина научится понимать контекст, появятся новые кнопки для голосовых команд, возможность настройки голосовых триггеров.
Голосовой ассистент в МИС qMS будет массово доступен клиентам уже в апрельском релизе системы.