- 95% работающих россиян готовы оплачивать дополнительное образование. В первую очередь задумываются о дополнительном обучении сотрудники со стажем работы более 10 лет, они составляют 40% опрошенных.
- 40% респондентов готовы тратить на обучение от 50 до 100 тысяч рублей в год. И всего 2% работодателей готовы оплачивать расходы на обучение одного сотрудника свыше 50 тысяч рублей.
- 78% работающих россиян хотят учиться онлайн или через записанные видео.
GeekBrains и Работа.ру провели исследование и выяснили, как проходит обучение сотрудников в российских компаниях. В опросе приняли участие более 18 000 сотрудников компаний и более 1000 работодателей (представителей бизнеса и HR-директоров) из всех регионов страны.
Абсолютное большинство опрошенных респондентов (95%) готовы платить за свое обучение. При этом 40% сотрудников компаний готовы тратить на свое обучение от 50 до 100 тысяч рублей год, за повышение квалификации или освоение новой профессии, что эквивалентно средней стоимости обучения в год в высших учебных заведениях в Москве[1].
Сколько вы готовы платить/платите за обучение в год?
От 50 тыс. до 100 тыс. рублей | 40% |
От 30 тыс. до 50 тыс. рублей | 25% |
От 10 000 до 30 тыс. рублей | 14% |
До 10 тыс. рублей | 6% |
От 100 тыс. до 300 тыс. рублей | 8% |
Только бесплатно | 5% |
Более 1 млн. рублей | 1% |
От 300 тыс. до 1 млн. рублей | 1% |
В первую очередь задумываются о дополнительном обучении сотрудники со стажем работы более 10 лет, они составляют 40% опрошенных. У 25% респондентов, заинтересованных в дополнительном образовании, стаж работы от 5 до 10 лет.
«Сотрудники со стажем работы более 10 лет работы начинают искать способы повысить свою квалификацию, ведь это верный способ не только быть востребованным на рынке труда. Люди понимают ценность дополнительного образования и готовы в него инвестировать», — отметил генеральный директор GeekBrains Александр Волчек.
57% сотрудников компаний предпочитают формат онлайн-обучения с преподавателем, видеокурсы (записанные видео-уроки) подходят 21% респондентов. 9% затрудняются ответить, какой формат они используют чаще, 6% выбирает обучение через интерактивные материалы и тренажеры, 5% предпочитают оффлайн-обучение и только 2% выбрали обучение по текстовым материалам самостоятельно.
Почти половина опрошенных (46%) готовы тратить время на обучение вечером в рабочие дни по 2-3 часа и иногда в выходные дни, 26% могут уделять время как в будни, так и в выходные по несколько часов. Остальные респонденты готовы посвятить обучению выходные дни по 5-8 часов и иногда будние дни (10%), всего несколько часов в неделю (7%), днем в будние дни по 2-3 часа в день, иногда в выходные дни (5%), утро в будние дни по 2-3 часа в день, иногда в выходные дни (4%) и 2% могут уделять учебе целый день в будни и иногда в выходные дни.
Абсолютное большинство работодателей (85%) проводят обучение своих сотрудников, остальные (15%) пока не готовы это делать.
При этом компании готовы тратить на образование в разы меньше, чем готовы тратить сотрудники. Почти половина опрошенных представителей компаний (45%) указали, что готовы тратить на обучение одного сотрудника до 10 тысяч рублей в год. 17% респондентов отметили, что готовы тратить от 10 до 30 тысяч рублей, 8% — от 30 до 50 тысяч рублей в год, а 2% — более 50 тысяч рублей в год. 28% опрошенных работодателей рассказали, что их компания готова только на бесплатное обучение персонала.
Сколько вы платите / готовы платить в год на обучение одного сотрудника?
Только бесплатно | 28% |
До 10 тыс. рублей | 45% |
10-30 тыс. рублей | 17% |
30-50 тыс.рублей | 8% |
Более 50 тыс. рублей | 2% |
38% сотрудников обучается компаниями по digital- и IT-направлениями. Самыми популярными программами обучения также стали интернет-маркетинг (14% ответов) и и веб-разработка (12%). Еще 9% опрошенных работодателей рассказали, что обучают сотрудников разработке мобильных приложений, 4% — data science и аналитике больших данных, по 2% — проджект- и продакт-менеджменту или дизайну.
Каждый десятый работодатель обучает персонал только онлайн, 38% — только офлайн. 52% представителей бизнеса отметили, что в их компаниях практикуется смешанный подход онлайн- и офлайн-форматов.
Работа.ру — сервис для поиска работы и подбора персонала, входит в экосистему Сбера. На сервисе размещено более 20 млн резюме, зарегистрировано более 760 тысяч работодателей и публикуется более 250 тысяч вакансий каждый месяц.
GeekBrains — лидирующая образовательная платформа, которая помогает начать карьеру в digital с нуля или получить новые навыки для её развития. Преподаватели-практики более 10 лет обучают программированию, маркетингу, управлению, дизайну, аналитике и продакшену.
Приложение.
Опрос для сотрудников:
Место проведения опроса: Россия, все регионы
Исследуемая совокупность: сотрудники компаний
Размер выборки: более 18 000 респондентов
Время проведения: октябрь 2021 года
Ваш опыт работы?
Более 10 лет | 40% |
От 5 до 10 лет | 25% |
От 1 до 3 лет | 15% |
От 3 до 5 лет | 15% |
До 1 года | 5% |
Сколько вы готовы платить/платите за обучение в год?
От 50 тыс. до 100 тыс. рублей | 40% |
От 30 тыс. до 50 тыс. рублей | 25% |
От 10 000 до 30 тыс. рублей | 14% |
До 10 тыс. рублей | 6% |
От 100 тыс. до 300 тыс. рублей | 8% |
Только бесплатно | 5% |
Более 1 млн. рублей | 1% |
От 300 тыс. до 1 млн. рублей | 1% |
Какой формат обучения вам подходит?
Обучение на уроках онлайн в группе или общей лекцией (преподаватель онлайн ведет занятие: занятие проходит в конкретное время, при этом доступна запись урока после его проведения) | 57% |
Обучение через записанные видео | 21% |
Я не знаю, какие форматы мне подойдут (не очень в этом понимаю) | 9% |
Обучение через интерактивные материалы, тренажеры | 6% |
Обучение по текстовым материалам самостоятельно | 2% |
Обучение на уроках оффлайн в группе (живое обучение) | 5% |
Сколько времени вы готовы тратить/тратите на обучение?
Вечер в будние дни по 2-3 часа в день. Иногда в выходные дни | 46% |
Смогу уделять время учебе как на буднях, так и на выходных по несколько часов | 26% |
Выходные дни по 5-8 часов в день. Иногда в будние дни | 10% |
Днем в будние дни по 2-3 часа в день. Иногда в выходные дни | 5% |
Утро в будние дни по 2-3 часа в день. Иногда в выходные дни | 4% |
Смогу уделять учебе целый день будние дни. Иногда выходные дни | 2% |
Смогу уделять учебе всего несколько часов в неделю | 7% |
Опрос для работодателей:
Место проведения опроса: Россия, все регионы
Исследуемая совокупность: представители российских компаний, руководители, HR-директора, рекрутеры, HR-специалисты
Размер выборки: более 1000 респондентов
Время проведения: октябрь 2021 года
Проводится ли в вашей компании обучение сотрудников?
Да, у нас разработаны собственные курсы обучения по разным направлениям | 8% |
Да, мы нанимаем подрядчиков для обучения сотрудников | 23% |
Да, мы оплачиваем курсы обучения для сотрудников | 16% |
Да, сотрудников обучают менторы или наставники | 38% |
Нет | 15% |
Как вы оплачиваете обучение сотрудников?
Полностью | 64% |
Частично | 31% |
Не оплачиваем | 5% |
Сколько вы платите / готовы платить в год на обучение одного сотрудника?
Только бесплатно | 28% |
До 10 тыс. рублей | 45% |
10-30 тыс. рублей | 17% |
30-50 тыс. рублей | 8% |
Более 50 тыс. рублей | 2% |
По каким digital- и IT-направлениям вы обучаете сотрудников? (Множественный выбор)
Data science и аналитика больших данных | 4% |
Проджект- и продакт-менеджмент | 2% |
Веб-разработка | 12% |
Разработка мобильных приложений | 9% |
Интернет-маркетинг | 14% |
Дизайн | 2% |
Не обучаем | 62% |
Какой у вас формат обучения сотрудников ?
Офлайн | 38% |
Онлайн | 10% |
Когда как | 52% |
[1] * на основании данных стоимости обучения в АТСО, МИП, РУК и др. <https://vuzopedia.ru/stoimost/region/city/59>