Выход отечественных производителей программного обеспечения на зарубежные рынки – одна из актуальных тем в условиях международной нестабильности. Деловая жизнь есть не только в западных, но и азиатских, африканских странах, государствах Южной Америки, которые готовы сотрудничать с российскими вендорами. Спросом пользуется широкая линейка продуктов отечественных производителей: от решений по безопасности до систем ВКС. Однако открытость рынка не всегда означает успех на нем.
Восточноазиатские бизнес-модели
Страны Ближнего Востока и Центральной Азии для российских вендоров – специфические регионы, где культурный бэкграунд оказывает сильное влияние на деловую среду, сообщил директор по специальным программам ICL Services Андрей Крехов.
«Многолетнее сотрудничество
с западными зрелыми рынками выработало у нашего бизнеса соответствующую поведенческую бизнес-модель. Но на Востоке и в Азии этот опыт не работает, даже коммуникация строится абсолютно иначе», – пояснил эксперт.
Например, в Юго-Восточной Азии предприниматели предпочитают вести долгие разговоры на отвлеченные темы, прежде чем приступить
к деловым переговорам, подтвердил наличие специфики основатель
и продюсер образовательных робототехнических комплексов «РОББО» Павел Фролов. «В Европе же бизнесмены ограничиваются small talk (легкой беседой) и сразу приступают к делу», – добавил он.
Трудности перевода
Барьером остаются и трудности перевода. «Большие проблемы в коммуникации начинаются там, где потенциальные партнеры не знают ни русского, ни английского. Особенно остро с этим мы сталкиваемся в странах Азии», – отметил генеральный директор «СёрчИнформ» Сергей Ожегов.
По мнению главы комитета по экспорту АРПП «Отечественный софт», директора по работе с зарубежными и стратегическими проектами «Кода Безопасности» Олега Кравчука, гораздо легче договариваться о партнерстве, там, где уже определена необходимость технологического суверенитета.
«К примеру, ПО-продукция США и Израиля – это сегодня черный ящик для пользователя. Ведь контролировать то, что в нем происходит, невозможно. С Россией же можно договариваться об экспорте не только продуктов,
но и технологий, либо о режиме white label с последующей локализацией решений», – считает он.
Специфика бизнеса
Нельзя сказать, что это весомые подводные камни, которые, действительно, могут помешать выходу отечественного софта на зарубежные рынки, отметил член комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Антон Немкин.
«Думаю, что специфику ведения бизнеса в незападных странах стоит рассматривать в качестве дополнительных факторов при составлении стратегии выхода продукта на такие рынки. Конечно, это означает необходимость осуществления предварительного анализа рынка, его конкурентной среды, неформальных практик ведения бизнеса и, возможно, привлечения дополнительных работников, например, переводчиков. Вероятно, это приведет к росту издержек и заметно повысит время запуска продукта на новом рынке. Но я бы не рассматривал подобные моменты как факторы, означающие заведомый неуспех: это специфика, которую необходимо учитывать», – сказал депутат.