Со следующего года вводится обязательная маркировка товаров легкой промышленности. Производители, импортеры, оптовики и розничные продавцы пересматривают бизнес-процессы с учетом новых требований. На онлайн-семинаре, организованном Synerdocs, речь шла о том, как подстроить бизнес под маркировку товаров, организовать взаимодействие с Центром развития перспективных технологий (ЦРПТ) – разработчиком системы «Честный знак» – и оператором электронного документооборота. Несколько компаний поделились опытом перехода к работе с маркированными товарами.
Цели и механизм маркировки
Бизнес-аналитик сервиса обмена Synerdocs, разработанного компанией Directum, Татьяна Жигалова напомнила о целях введения маркировки для предпринимателей, потребителей и государства. Для бизнеса это повышение конкурентоспособности «белых» участников рынка за счет сокращения доли незаконного оборота, доступ к данным о движении продукции по логистической цепи в онлайн-режиме. Для потребителя создание системы маркировки означает защиту прав и здоровья, а также возможность общественного контроля через мобильное приложение «Честный знак». Среди основных целей государства – сокращение нелегального оборота товаров, повышение прозрачности товарных рынков и качества инструментов госконтроля, собираемости таможенных и налоговых платежей, новый уровень статистики в масштабах страны в онлайн-режиме.
В настоящее время в обязательном порядке маркируются некоторые группы товаров, в частности, обувь, табачная продукция, шины и покрышки, духи, туалетная вода и фотоаппараты. В рамках пилотных проектов к системе маркировки подключены производители молочной продукции, велосипедов, питьевой воды, кресел-колясок, в планах – пилотный проект по маркировке пива и пивных напитков. Аналитик предположила, что по окончании «пилотов» будет объявлена обязательная маркировка указанных видов товаров.
Исчерпывающий перечень видов товаров легкой промышленности, подлежащих маркировке с 1 января 2021 г., указан в постановлении Правительства РФ № 1956.
Код маркировки состоит из ключа проверки и кода проверки, который преобразуется в QR-код и наносится на товары. Передается код маркировки в электронном универсальном документе, его можно видеть в системе «Честный знак» при переходе права собственности на товар.
Что касается модели функционирования системы маркировки, то производители заказывают код в системе «Честный знак», распечатывают, наносят на товар, сканируют. При оформлении покупки сканированного товара статус «Код вышел из оборота» передается операторам фискальных данных в Федеральную налоговую службу, в систему «Честный знак», которая выводит код из оборота. В рамках общественного контроля граждане с помощью мобильного приложения могут узнать всю информацию о товаре по QR-коду.
За незаконный оборот товаров без маркировки установлены штрафы. Административная ответственность может перерасти в уголовную, если стоимость обуви, табачных товаров и лекарств без маркировки превысит 1,5 млн руб. Виновному грозит лишение свободы на срок до трех лет и штраф в 80 тыс. руб. К настоящему времени зафиксировано немало случаев взыскания. Например, в Екатеринбурге оштрафовали компанию за продажу не промаркированной обуви, сообщила Татьяна Жигалова.
О взаимодействии участников с Центром развития перспективных технологий рассказала бизнес-аналитик ЦРПТ Яна Яровая. За ноябрь количество участников маркировки резко возросло. Рынок готовится, в системе активно регистрируются розничные магазины.
За электронной подписью следует обратиться в один из удостоверяющих центров, аккредитованных Минкомсвязи. Имеющаяся электронная подпись подойдет при условии, что она выпущена на лицо, которое вправе действовать от юридического лица или индивидуального предпринимателя без доверенности (лицо, указанное в ЕГРЮЛ/ЕГРИП). В удостоверяющем центре, выдавшем сертификат электронной подписи, также получают ПО (СКЗИ, драйверы токенов), инструкции по установке и настройке.
Один из этапов перехода на маркировку – заключение с оператором ГИС МТ нескольких договоров (о подключении к информационной системе мониторинга, на оказание услуг по предоставлению кодов маркировки, об условиях получения устройств регистрации эмиссии и регламентного обслуживания).
Первый опыт
О деталях перехода на маркировку рассказал глава ИТ-службы компании Soho Fashion Валерий Разуваев. Soho Fashion – дистрибьютор обуви и аксессуаров известных брендов на российском рынке. Обувь подлежала маркировке в числе первых категорий продукции, в отношении которых ввели новый порядок.
В компании товар принимается на складе по кодам маркировки, вводится в оборот, реализуется через оптовый канал с внутренней передачей кода маркировки между организациями, выбывает товар через контрольно-кассовую технику. В Soho Fashion выбрали схему маркировки с полным описанием остатков. Заказываются коды маркировки через учетную систему «1С». Печать кодов производится из информационной системы. Нанесенные коды маркировки вводятся в оборот, такой же порядок действует в отношении импортных товаров, принятых на складе компании. Все операции, связанные с поступлением, реализацией и возвратом товаров, синхронизированы с системой «Честный знак».
Для перехода на маркировку товаров в компании модернизировали контрольно-кассовую технику, заменили сканеры штрих-кодов, а также терминалы сбора данных и программы для них. Пришлось также дорабатывать элементы учетной системы.
По словам Валерия Разуваева, одна из немногих универсальных рекомендаций состоит в том, что не стоит затягивать с переходом на маркировку. Ибо это чревато задержками, трудностями, обусловленными высокой нагрузкой при одномоментном подключении большого количества пользователей, желающих произвести маркировку товара.
Работа с маркированными товарами потребовала оптимизации ряда процессов и в компании Geox, которая выпускает одежду и обувь. Руководитель проектов компании Russia GEOX Сергей Комаров рассказал, что для внедрения маркировки были адаптированы складская и учетная системы. Прежде товары в системе учитывались партиями (10, 200, 500 пар обуви), а теперь поштучно, что предусмотрено требованиями маркировки. Большая работа была проведена с ERP-системой. Адаптированная система управления складом дает возможность понимать статус товара на момент его отгрузки.
На начальном этапе данного проекта в компании были реализованы все критичные требования законодательство в сфере маркировки. «Разработали свою систему печати кодов. Теперь вводятся инструменты для комфортного пользования соответствующим ПО. Промежуточное программное обеспечение управляет кодами маркировки. Мы расширяем его функционал по отгрузкам и возвратам. Стоит задача автоматизировать систему», – рассказал Сергей Комаров.
Говоря о сложностях, эксперт отметил трудности адаптации логики российского электронного документооборота для итальянского девелопмента. Простого перевода структуры синтаксиса XML документа и схемы XSD не хватило – пришлось подключать поддержку сервиса Synerdocs («предоставляет описания и примеры, основанные на наших документах»).
Участники вебинара отметили, что при реализации подобных проектов стоит пользоваться всеми доступными каналами получения информации и связи как с системой «Честный знак», так и с операторами ЭДО. Это поможет быстро и легко перейти на работу с маркированными товарами. На сайте ЦПРТ можно найти обучающие уроки, посетить семинары.