В 2024 году 58% российских компаний как минимум один раз сталкивались с незапланированными простоями в работе своих информационных систем и оборудования, а также с потерей данных. Об этом говорится в исследовании ИТ-интегратора «Телеком биржа», с которыми ознакомились «Известия».
Только простои наблюдались у 39% опрошенных, потеря данных — у 32%. Еще 11% организаций «пережили» две проблемы одновременно.
Чаще всего сбои в работе корпоративных ИТ-систем наблюдались у ИТ-компаний (73%). Высокое значение также у промышленного сектора и телеком-отрасли – 71% и 65% соответственно.
«Объемы потерянных данных, утрачиваемых во время каждого инцидента, растут в геометрической прогрессии. При этом, как ни странно, многие российские организации до сих пор не уделяют достаточно внимания практикам аварийного восстановления данных и работоспособности систем в случае сбоев», – отметил директор направления облачных сервисов ИТ- интегратора «Телеком биржа» Дмитрий Денщиков.
Чаще всего причиной сбоя или потери данных выступали отключение питания (53% случаев), аппаратные сбои (43%), сбои программного обеспечения (34%). Влияние киберпреступников на работоспособность ИТ-систем отмечена только в 24% случаев. Как правило, к нестабильной работе приводило распространение злоумышленниками вредоносного программного обеспечения, программ-шпионов и ботнетов.
Значительная часть российских компаний не уделяет должного внимания обеспечению стабильности работы своих же информсистем, отмечает депутат Госдумы, член комитета по информполитике, федеральный координатор партийного проекта «Цифровая Россия» Антон Немкин. «То, что отечественный бизнес самостоятельно создает информационные «бреши» – уже давно известный факт. Это может быть следствием низкой квалификации ИТ-специалистов и недостаточного финансирования ИТ-систем. Или в целом – непонимания последствий, которые могут возникнуть из-за нарушения работы ИТ-систем. К примеру, из-за простоя финансовые потери компании могут исчисляться миллионами. Особенно если речь идет о цифровом бизнесе», – рассказал Немкин.
Необходимо развивать принципы стратегии непрерывной доступности организаций, отмечает парламентарий. «Это комплекс мероприятий, направленных на обеспечение бесперебойной работы организации в условиях чрезвычайных ситуаций, кризисов или нарушений ее нормального функционирования. Стратегия включает в себя подготовку к возможным сбоям, разработку планов действий, в том числе по оперативному восстановлению всех ключевых бизнес-процессов. Следование принципам стратегии позволит минимизировать издержки, с которыми может столкнуться компания в случае экстренных ситуаций. А они, к сожалению, могут возникнуть в любой момент», – отметил Немкин.
Российский корпоративный сектор регулярно сталкивается с массированными кибератаками. «При этом число угроз растет ежеквартально. По данным ИБ-компании Ideco, в 2024 году в стране было зафиксировано более 1,8 млрд кибератак. Как правило, цель таких атак – получение конфиденциальных данных, а также остановка работоспособности электронных сервисов. Нарушения в ИТ-системах, недостаточное внимание к обеспечению стабильности их работы, создает дополнительные «точки входа» для проникновения злоумышленников. Российскому бизнесу уже давно следует приоритизировать вопросы, связанные с безопасностью и стабильностью своих информсистем», – подчеркнул депутат.