В первой декаде июня в Минске состоялся XXХ Международный форум по информационно-коммуникационным технологиям «ТИБО-2024». В центре внимания специалистов были задачи и перспективы цифрового развития в эпоху искусственного интеллекта. На одноименной пленарной дискуссии эксперты представили различные точки зрения относительно госрегулирования сферы ИИ, подчеркнув актуальность поиска взвешенных решений. Из-за слабого или нечеткого регулирования сегмент остается в состоянии неопределенности, что не способствует его инвестиционной привлекательности. При этом чрезмерное регулирование препятствует развитию, отрицательно сказывается на конкурентоспособности экосистемы.
С приветственным словом к участникам юбилейного мероприятия обратился председатель организационного комитета форума, министр связи и информатизации Республики Беларусь Константин Шульган. Он отметил, что перспективы развития искусственного интеллекта интересуют всех. Вопросы, которые выносятся на обсуждение таких форумов, выстраданы в процессе решения задач, связанных с цифровым развитием.
«Тема ИИ серьезная и интересная. Со стороны государства она волнует многих, в различных отраслях. Система управления, утвержденная указами Президента, призвана собрать руководителей и экспертов, чтобы разработать адекватные решения. Тема важна для решения многих проектов, которые уже сейчас прорабатываются. Пока мы даже не имеем четкого определения искусственного интеллекта. Все специалисты пришли к одному: этой проблематикой надо заниматься с различных направлений», – сказал Константин Шульган.
Как распорядиться потенциалом ИИ, обеспечив внедрение технологии, чтобы достичь результата, стимулировать экономическое развитие, – эти вопросы в центре внимания бизнеса и госструктур многих государств. Об этом говорили в своих выступлениях заместитель генерального директора Единого интегратора по созданию и поддержке государственных информационных систем UZINFOCOM Республики Узбекистан Анвар Мансуров и вице-министр цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан Асхат Оразбек.
Искусственный интеллект служит драйвером развития экономики. По словам исполнительного директора Центра индустриальных внедрений AI ПАО «Сбербанк» (Россия) Кирилла Солнцева, за последние годы ИИ продемонстрировал эффект в различных отраслях экономики. Внедрение соответствующих инструментов позволяет повышать производительность и снижать издержки в диапазоне от 5 до 50%. Благодаря использованию технологии на 15% увеличивается сбор урожая, на 30% сокращаются сроки поставки перевозимых грузов, в строительной индустрии наблюдается рост производительности труда до 30%. По оценкам аналитиков, массовое внедрение искусственного интеллекта в отраслях обеспечит рост ВВП на 4% к 2030 г.
Очевидные преимущества применения технологии в бизнесе демонстрирует «Сбер», где удалось повысить окупаемость инвестиций в семь раз. В прошлом году эффект от внедрения ИИ составил 350 млрд руб. По словам докладчика, это «космические цифры». Их достижение стало возможным благодаря тому, что ИИ повышает уровень персонализации, сокращает издержки и ускоряет бизнес-процессы.
Несмотря на многообещающие перспективы технологии, эксперты пока не могут договориться о единой трактовке ИИ. Как следует из Национальной стратегии развития ИИ до 2030 г. (в России это основной документ в данной сфере), искусственный интеллект – это комплекс алгоритмов, которые могут решать задачи как минимум на уровне или лучше человека, без его помощи.
Бум языковых моделей
По словам экспертов, основной мировой тренд в сфере ИИ – развитие больших языковых моделей (Large Language Model – LLM). Данную тенденцию можно рассматривать как шаг на пути к сильному ИИ, способному самостоятельно не только решать локальные задачи, но и справляться с целым комплексом масштабных заданий. Большие языковые модели, обученные на огромном объеме данных, могут выступать в роли полноценных собеседников на различные темы. Сейчас в мире бум LLM, прогнозируется их внушительный вклад в экономики ведущих стран.
С развитием LLM стартовал новый этап гонки за технологическое превосходство в сфере ИИ. Многократно увеличился объем вычислительных мощностей. Государства «затачивают» LLM под свою специфику, создают национальные языковые модели, обучая их на соответствующем корпусе данных. Наряду с этим все более широкое распространение получает обучение LLM знанию особенностей отдельных отраслей.
Генеративный искусственный интеллект создает контент, интерактивный ИИ шагнет дальше, примерив роль собеседника. С этим связан следующий этап стремительного развития ИИ. Сегодня, по словам экспертов, ИИ – это «мешок» знаний, в котором надо найти необходимое. Куда больший интерес вызывает технология, представляющая собой «команду» помощников или агентов, которые по запросу смогут доставлять из других баз данных или программ информацию, нужную для решения конкретной задачи. Ради достижения цели такому помощнику или агенту, как ожидается, не составит труда обратиться к другому ПО или человеку, обладающему требуемыми компетенциями.
Российский ИИ-маршрут
В России активное развитие ИИ началось в 2019 г. с принятием национальной программы в данной области. Были выделены деньги, запущены работы по созданию федерального проекта, подготовке кадров, активизировались процедуры госрегулирования и т. д.
Параллельно представители бизнеса объединились на базе сформированного альянса в сфере ИИ. Его соучредителями выступили «Сбер», «Яндекс», МТС, VK и др. (сейчас всего 11 организаций). С легкой руки представителей бизнеса, не привыкших полагаться только на государство (у него бывает недостаточно компетенций или средств), наметился ряд инициатив, которые важно реализовать в первую очередь.
В выступлении на пленарной сессии представителей России отмечалось, что применительно к данному направлению государство прошло большой путь. Несколько сотен проектов было поддержано инвестициями (со стороны разработки и внедрения), стимулировано создание исследовательских центров в сфере ИИ.
Вузы на условиях партнерства с компаниями ведут фундаментальные и поисковые исследования. В приоритете разработки, ориентированные на получение бизнес-результата. Во вторую волну было запущено еще шесть исследовательских центров. Помимо научных изысканий, инвестиций в рамках федерального проекта разрабатываются новые программы вузовского обучения, дополнительного образования. К настоящему времени пройдена «первая миля» – получили развитие основные драйверы ИИ (кадры, данные, процедуры госрегулирования) и можно переходить к внедрению и масштабированию технологии, утверждают эксперты.
Согласно обновленной стратегии, к 2030 г. ИИ должен добавить 11,2 трлн руб. к ВВП России. Но пока только 17% российских компаний перешли к стадии масштабирования и активного применения ИИ. Среди препятствий на этом пути аналитики называют дефицит специалистов и качественных решений, доступных на рынке. Основные проблемы обусловлены тем, что одни менеджеры не знают, что такое ИИ и что именно внедрять, другие знают, но не хотят опробовать технологию, а третьи хотели бы воспользоваться ИИ, но по разным причинам не могут.
Дают о себе знать и отраслевые проблемы в сфере ИИ, в частности, методика сравнения моделей между собой (условно говоря, понимание, что хорошо и что плохо). Компании клуба «ИИ в АПК» стали первыми, кто начал создавать систему для сравнения отраслевых моделей ML. Эксперты говорят о необходимости составления рейтинга для объективного сопоставления эффективности решений с ИИ.
Трансграничная технология
На конференции подчеркивалось, что ИИ – не суверенная, а международная технология, поэтому столь важна межгосударственная координация. В рамках СНГ с 2021 г. ведутся исследования по созданию единого подхода к регулированию разработок, процедур внедрения и использования технологий искусственного интеллекта, что закреплено в Межгосударственной программе инновационного сотрудничества государств – участников СНГ на период до 2030 г.
Генеральный директор Объединенного института проблем информатики (ОИПИ) Национальной Академии наук Беларуси Сергей Кругликов рассказал о том, как продвигается работа над моделью соответствующего закона для государств – участников СНГ. Между ОИПИ НАН Беларуси и Межпарламентской ассамблеей государств – участников СНГ заключен договор о разработке проекта закона «Об искусственном интеллекте». Целью его подготовки является содействие формированию единых подходов в системе правового регулирования общественных отношений, возникающих в связи с применением технологий ИИ.
Создаваемая система направлена на повышение качества жизни населения, заслуживает доверия при обеспечении высокого уровня безопасности функционирования, гарантирует рост эффективности экономики и социальной сферы за счет стимулирования разработки, внедрения и использования технологий искусственного интеллекта.
В глобальной гонке исследований ИИ лидируют Китай и США. Большие амбиции и у России. В прошлом году консультативный орган по ИИ при Генеральном секретаре ООН подготовил промежуточный отчет «Управление ИИ для человечества». Основные положения отчета содержат предложения по укреплению международного управления ИИ.
Проведение исследований по формированию единого подхода к регулированию разработок и внедрения технологий ИИ закреплено в межгосударственной программе инновационного сотрудничества государств – участниц стран СНГ. Во всех государствах вопросы развития ИИ отражены в различных нормативно-правовых актах. Однако до настоящего времени систематизация положений и норм не проводилась. Наличие упомянутого закона об ИИ, как ожидается, поможет сформировать единые подходы к правовому регулированию общественных отношений на фоне развития инструментов ИИ.
В первой версии документа предложены трактовки основных понятий, сформулированы принципы, определен правовой режим функционирования систем, проработаны основы международного сотрудничества стран СНГ по вопросам ИИ. Постоянная комиссия и экспертный совет одобрили проект закона о технологиях ИИ с учетом замечаний и предложений.
В Республике Беларусь внедрение разработок ИИ рассматривается как основа формирования новых отраслей промышленности и одна из среднесрочных задач развития ИТ-сектора.
О подходах к координации процессов развития инноваций, в том числе технологий на базе ИИ, шла речь в выступлении эксперта главного цифрового офиса Программы развития ООН Анны Ниландер. По ее словам, в настоящее время сохраняется глобальный недостаток регулирования в области искусственного интеллекта. ИИ создает риск нарастания цифрового разрыва из-за нехватки данных, инфраструктуры (необходимой для разработки и запуска моделей ИИ) и квалифицированных кадров. Усилия в данной области должны оцениваться с учетом их воздействия на инновационную экосистему.
Эксперт отметила, что ИИ должен отвечать интересам общества, быть согласованным с управлением данными и интеллектуальной собственностью, реализовываться через гибкое сетевое сотрудничество, опираться на Устав ООН и цели устойчивого развития.
Особое внимание представитель ООН уделила потенциалу ИИ для использования в интересах устойчивого развития с участием партнеров из разных стран.
В ходе выступлений на конференции «ТИБО-2024» рассказывалось о темпах развития ИИ в соседних странах, преимуществах применения технологии в промышленности и других сферах, для подготовки специалистов, которым предстоит определять приоритеты и разрабатывать стратегии роста бизнеса.