Школа управления «Сколково» подвела итоги 2019 г. На пресс-конференции в ТАСС представители учреждения рассказали об интеграции бизнес-школы в международное образовательное сообщество, развитии партнерства, перспективах обучения, помогающего строить карьеру, повышать эффективность управления и запускать новые бизнес-направления.
Созданная 13 лет назад на основе частно-государственного партнерства школа управления «Сколково» предлагает десятки образовательных программ. Модульный формат обучения позволяет совмещать образование и карьеру.
Руководство учреждения сделало ставку на развитие сотрудничества с мировыми бизнес-школами. В июне текущего года школа, в которой преподают 150 профессоров международного уровня, получила аккредитацию EQUIS Европейского фонда развития менеджмента.
Для того чтобы соответствовать вызовам в сфере образования и международной рыночной конъюнктуре, школа управления постоянно меняется. Накопленный к настоящему времени опыт успехов и неудач, партнерское взаимодействие позволяют выйти на новый уровень. По словам президента Московской школы управления «Сколково» Андрея Шаронова, школа претендует на международное признание, поскольку видит себя в одном ряду с выдающимися мировыми школами. Российское бизнес-образование значительно моложе зарубежного, поэтому важно наращивать его возможности и потенциал, что оказывает влияние на качество управления в стране, формирует спрос на образовательные программы в сфере менеджмента.
Получение международной аккредитации EQUIS Европейского фонда развития менеджмента (EFMD) – знаковое событие. Из 15 тыс. школ в мире только 180 имеют такую аккредитацию. EQUIS оценивает качество образовательных и исследовательских программ, отзывы студентов и выпускников, эффективность административного управления, учитывает количество студентов из других стран, ориентированность образовательного процесса на мировые практики и стандарты. Наличие аккредитации EQUIS EFMD дает возможность студентам Московской школы управления «Сколково» бесплатно обучаться в 30 зарубежных бизнес-школах. Не менее важно и то, что школа управления «Сколково» является членом двух альянсов, объединяющих мировые бизнес-школы.
В минувшем году количество корпоративных программ в Сколково увеличилось на 44%, открытых – на 60%. Андрей Шаронов отметил, что школа управления давно работает в Казахстане, а теперь развивается на рынках Китая, Узбекистана и Азербайджана. На 27% возросло количество студентов из российских регионов и стран СНГ.
В уходящем году началась реализации более 15 образовательных программ. В рамках получения двойных дипломов стартовала программа с бизнес-школой Гонконгского университета науки и технологий.
«У нас 2,5 тыс. выпускников дипломных программ, свыше 20 тыс. слушателей корпоративных программ, 200 выпускников окончили две и более программ. Есть выпускники, окончившие пять наших программ», – сообщил Андрей Шаронов.
Наряду с этим он отметил быстро развивающуюся программу грантов. По российским меркам, обучение в Сколково обходится дорого. «Мы нашли поддержку бизнес-сообщества. В течение года с помощью российских компаний-меценатов и, что приятно, наших выпускников мы выделяем 50 грантов для студентов MBA на сумму 1 млн долл. Каждый второй студент получает грант в размер от 30 до 100% стоимости программы. Это позволило увеличить конкурс до пяти человек на место», – рассказал президент Московской школы управления «Сколково».
По данным недавно проведенного школой опроса выпускников, число предпринимателей среди прошедших в ней обучение увеличилось с 56 до 66%. Двое из трех выпускников школы – собственники бизнеса. 34% выпускников запустили новые бизнесы после окончания школы, 21% – новые направления бизнеса, и столько же отметили, что школа помогла им повысить эффективность бизнеса. Пятая часть выпускников школы активно занимается благотворительностью и реализацией социальных проектов.
Председатель Международного академического совета Московской школы управления «Сколково», заместитель ректора этой школы и адъюнкт-профессор менеджмента бизнес-школы HKUST (Гонконг) Стивен ДеКрей заострил внимание на преимуществах программ двойного диплома. В частности, совместная программа HKUST и Сколково дает возможность усилить обе школы, использовать их потенциал. Интерес к таким программам проявляют представители не только России, но и Турции, Китая, Гонконга, ЮАР.
О подготовке профессорского состава нового типа говорил в своем выступлении проректор по академическим и образовательным вопросам Московской школы управления «Сколково», профессор IESE (Испания) Евгений Каганер. В частности, развивается гибридная модель, сочетающая в себе академическую глубину знаний и исследований с практической применимостью и релевантностью. На решение этой непростой задачи направлено несколько программ развития. Одну из них – «Лидеры как преподаватели» – можно назвать уникальной. «В «Сколково» приходят состоявшиеся люди с интересным бизнесом или другим важным опытом, и мы помогаем им развить преподавательские навыки создания образовательного контента, дизайна, работы с аудиторией», – пояснил проректор.
В ближайшие годы школа управления планирует перевести на смешанный формат все программы обучения. По мере развития цифровых технологий трансформируется понятие смешанного обучения, в школе управления оперируют термином «мультимодальный подход к дизайну образовательных программ». Речь идет о комбинировании различных форматов обучения в очном и удаленном образовательном контексте.
Губернатор Ханты-Мансийского автономного округа – Югры рассказала о сотрудничестве окружных властей со школой управления на примере образовательной программы, целью которой стала подготовка региональной команды к реализации проектов развития Югры. Регион заинтересован в диверсификации экономики. Команда из 100 человек была разделена на две группы. Первая состояла из представителей науки, образования, предпринимательства, чиновников, вторая – из заместителей губернатора, членов правительства автономного округа, руководителей муниципалитетов.
Рассчитанная на полгода программа предусматривала контрольные точки, в которых потоки пересекались, тестировали друг друга. В результате было сформировано десять программ. По словам Натальи Комаровой, диверсификацией экономики нужно было заниматься давно, несколько десятков лет назад: «Мы пришли в эту программу, представляя диверсификацию экономики в качестве конкурентного преимущества региона».
По ходу реализации проекта можно было переформатировать цели, задачи, механизмы их достижения, что дало больше возможностей мыслить и думать смело, без ограничений. Команда не чувствовала себя поставленной в жесткие образовательные рамки, отметила губернатор.
На защите команды представили проекты по направлениям «Центр геномных исследований «ЮграГен», «Креативные индустрии», «Цифровая экономика Югры», «Создание полигона и технопарка МУН», «Создание технопарка и акселератора нефтяных и нефтесервисных стартапов», «Передовые промышленные технологии (Полимеры)», «Передовые производственные технологии (Цифровой инжиниринг)», «Развитие туристических направлений Югры», «Биоэкономика и агропромышленный комплекс». Планируется, что они будут встроены в проектную систему в Югре, учтены при актуализации стратегии социально-экономического развития региона.
Теперь пришло время протестировать навыки, приобретенные командой автономного округа. «Специалисты Московской школы управления «Сколково», приглашенные эксперты действительно помогли нам, мобилизовали наши возможности», – заключила Наталья Комарова.
Образовательная программа для региональной команды по реализации проектов развития Югры – один из совместных проектов. Ханты-Мансийский автономный округ стал первым в практике Московской школы управления «Сколково» субъектом России, в разработке программы для которого лично участвовали руководители региона.
На пресс-конференции стало известно о том, что «Газпром нефть» и Московская школа управления «Сколково» создают Исследовательский центр организационной трансформации и гибких команд. Проект станет площадкой для кросс-отраслевого диалога в области изменения традиционных организационных моделей. Предстоит изучать методики формирования и управления гибкими командами, а также оценивать эффективность новых управленческих подходов и сценариев.
По словам экспертов, в будущем все меньше работников будут привязаны к одной организации на постоянной основе. Профессионалы смогут сотрудничать с несколькими компаниями, самостоятельно определять не только свою занятость, но и интенсивность нагрузки.
В партнерстве с международными экспертами и институтами Центр будет работать над созданием образовательных программ по эффективному управлению гибкими командами и развивать коммуникационную площадку для обмена лучшими практиками.