Пандемия заставила

Изменить отношение к телемедицине

Удаленные медицинские консультации с трудом отвоевывали себе место под солнцем на протяжении нескольких десятилетий. Похоже, дело сдвинулось. В дни эпидемии обстоятельства вынуждают представителей власти, бизнеса, медперсонал да и всех простых смертных присмотреться к возможностям телемедицины.

Пользователи социальных сетей охотно делятся опытом существования в условиях карантина, когда передвижения по городу попали под каток жестких ограничений. Негатив за окном, помноженный на неопределенность перспектив, заставляет приспосабливаться к происходящему. Находить решение проблем, которые, возможно, и ушли на второй план, но актуальности не утратили. В таких условиях открываются возможности, недоступные до начала пандемии.

На просторах Интернета пользователи соцсетей рассказывают, каково это – посетить врача по Zoom. Записался за полчаса, прием длился десять минут. Теперь автор сообщения в Фейсбуке вопрошает, почему так не делали в докоронакризисное время, если экономия времени фантастическая. Аргументы скептиков, заявляющих, что лечение по компьютеру невозможно, в данном случае не заслуживают внимания. В жизни бессчетное количество ситуаций, когда нужно оперативно связаться с врачом.Ценность такой консультации как раз в том, что не нужно посещать поликлинику. И дело не только в экономии времени и сил.

Обращение к специалисту без неоправданных формальностей и хлопот уберегает от неграмотной помощи самому себе. Режим самолечения нередко включается, когда обращение за медицинской консультацией сопряжено с препятствиями. При наличии хронических заболеваний, во всех случаях повторных приемов удаленная медицинская консультация – оптимальный способ скорректировать ход лечения на дому. Предварительно достаточно переслать врачу по электронным каналам связи результаты анализов и исследований. И таким же путем получить электронный рецепт и рекомендации.

Телеконсультации незаменимы в дни повышенной нагрузки на систему здравоохранения. В тысячах случаев, когда ситуация со здоровьем хронических больных или чересчур мнительных людей далека от экстренной, выезд кареты неотложной помощи не оправдан, как и вызов на дом участкового врача. В период пандемий, вызванных малоизученными вирусами, медицинские работники также нуждаются в удаленных профессиональных консультациях и координации действий, в частности для уточнения протоколов лечений и снижения риска заражения.

Сегодня такие решения то и дело всплывают в информационной отраслевой повестке. Например, компания «ЛАНИТ-Интеграция» внедрила систему для удаленной координации действий медицинских работников в Московской клинической больнице № 40 в Коммунарке. Это же решение на правах пилотного опробуют в десяти других столичных учреждениях здравоохранения, принимающих пациентов с подозрением на коронавирусную инфекцию.

Суть решения том, что умные очки, снабженные видеокамерой и миниатюрным экраном, соединены с другими электронными устройствами в рамках общей информационной среды. Медицинский работник, находящийся в инфекционном боксе, может с помощью таких очков вести онлайн-трансляцию (звук и видео) в «чистую зону». Его коллеги из «чистой зоны»могут передавать документы (историю болезни, результаты тестов, изображения и результаты исследований), консультировать и корректировать методику лечения. Очевидные преимущества решения – снижение риска инфицирования, сокращение времени на экипировку средствами индивидуальной защиты, оперативность проведения консилиумов в дистанционном режиме и т. д.

Главный врач больницы № 40 Денис Проценко отметил актуальность решения в области телемедицины в формате врач – врач. Представители компании-разработчика не исключают, что технологическая идея, реализованная в этом конкретном решении, может масштабироваться до целого направления. По мере его развития привычные форматы коммуникаций между пациентами и медперсоналом ждут большие изменения.

На днях холдинг «Росэлектроника» анонсировал телемедицинский сервис для удаленного приема пациентов. Сообщается, что решение, внедряемое в медучреждениях страны, обеспечивает возможность медицинским специалистам в условиях введенных ограничений увеличить количество дистанционных консультаций более чем в десять раз. В условиях карантина Красноярская краевая клиническая больница использовала программное обеспечение, которое позволило за неделю уменьшить количество очных приемов пациентов на 90%. При этом число ежедневных онлайн-консультаций возросло с 20 до 250. Техническое решение представляет собой интернет-портал «Телемедицина», посредством которого проводятся консультации в форматах «врач – врач» и «врач – пациент».

В ходе видеоконференции или чат-диалога врач может дистанционно дать востребованные в условиях неблагоприятной эпидемиологической ситуации рекомендации, внести изменения в программу лечения. Примечательно, что сервис предусматривает гибкие настройки получения медуслуги, которая адаптируется с учетом различных болезней. Система автоматизирует процесс приема заявок на телемедицинские консультации, обеспечивает сбор статистики, формирование аналитики и отчетности. Развертывается система на серверах региональных властей или медучреждений, там же хранятся данные пациентов. В «Росэлектронике» обращают внимание на то, что решение можно интегрировать в медицинские информационные системы. Воспользоваться подобным порталом могут частные клиники, медцентры, региональные системы здравоохранения.

Динамичное развитие телемедицины, причем всех ее аспектов, а не только удаленного консультирования, прогнозируют в компании Cisco. Об этом, в частности, говорил директор по технологиям Cisco в России и СНГ Андрей Кузьмичв ходе онлайн-брифинга, на котором компания представила «AnnualInternetReport. Прогноз на 2018–2023 гг.».Не исключено, что по мере развития интернет-технологий, в частности VR, врачи смогут проводить осмотры удаленно. Тем более что сейчас, на фоне пандемии, в условиях самоизоляции или карантина требования к дистанционному взаимодействию будут только возрастать (одно из них – необходимость приблизить такое взаимодействие к «живому»). Детерминированность 5G и Wi-Fi версии 6 позволяют рассчитывать на прорыв в этом направлении. Тот случай, когда развитие технологий и то, что на их базе можно предоставлять, способствует появлению приложений, в которых реализованы дополнительные возможности, а также формированиюновых рынков для развития услуг и бизнеса.

До недавнего времени развитие телемедицины в нашей стране сдерживалось отсутствием нормативных актов, регулирующих порядок предоставления услуг в сфере здравоохранения. Сейчас ситуация развивается таким образом, что к моменту принятия недостающих законодательных актов появится практический опыт применения новых технологий в области консультирования и оказания медицинских услуг. Непредсказуемость спроса на такие сервисы в экстремальной эпидемиологической ситуации как минимум заставит законодателей пересмотреть свое отношение к телемедицине и, в частности, к очередности разработки документов, определяющих ресурсы и темпы внедрения перспективных технологических решений.

Эксперты предупреждают, что к подобным, похожим на пандемию, вызванную коронавирусом, чрезвычайным ситуациям следует готовится заранее. По некоторым прогнозам, крупные вспышки вирусных заболеваний возможны каждые 20 лет.

www.connect-wit.ru

Следите за нашими новостями в Телеграм-канале Connect


Поделиться:



Следите за нашими новостями в
Телеграм-канале Connect

Спецпроект

Цифровой девелопмент

Подробнее
Спецпроект

Машиностроительные предприятия инвестируют в ПО

Подробнее


Подпишитесь
на нашу рассылку