ОТВЕТЫ ДЛЯ ИНТЕРВЬЮ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ КОМИТЕТА ПО ИНФОРМАТИЗАЦИИ И СВЯЗИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА И. А. ГРОМОВА

 

  1. Каковы, на ваш взгляд, основные направления концепции создания «умного города» в рамках мегаполиса? Какой минимальный набор систем и решений, реализуемых на базе городской инфраструктуры, позволяет говорить о наличии концепции создания «умного города»? Каким принципам должна соответствовать эта концепция?

В первую очередь надо сказать, что цель любого города – быть привлекательным для жителей и бизнеса. С учетом этого можно выделить четыре составляющие концепции создания «умного города»: обеспечение комфортной среды для бизнеса, жителей и гостей, развитие и оптимизация использования инфраструктуры города, повышение эффективности использования ресурсов, создание эффективных инструментов управления. С каждым днем все больше информационных технологий используется в жизни города. Главная задача создания «умного города» – связать применяемые информационные технологии и системы в максимально эффективную единую экосистему города.

При создании «умного города» требуется комплексная автоматизация, которая предусматривает наличие систем учетных, автоматизации бизнес-процессов и управления событиями, аналитики и поддержки принятия решений. Понятие «smart city» подразумевает три составляющие: городская стратегия, городское планирование и городской дизайн. В плане информационно-технической составляющей основной принцип «умного города» – использование информации с целью повышения эффективности принимаемых управленческих решений, координации ресурсов и обмена информацией между городскими службами для решения городских проблем: от пробок на транспортных магистралях до аварий на коммунальном хозяйстве.

  1. Какие тенденции в этом сегменте рынке вы считаете доминирующими? Что сегодня является драйвером реализации подобных проектов, предусматривающих переход к созданию интеллектуальной городской инфраструктуры?

Системы комплексной безопасности города, управление ресурсами и управление транспортной инфраструктурой – вот три основных направления, на которых сейчас сделан акцент при создании «умных городов». Один из показательных примеров в этом плане – Нью-Йорк, который начал создание «умного города» с системы комплексной безопасности после событий 11 сентября.

Современные темпы развития города требуют наращивания инфраструктуры и оптимизации использования существующих мощностей и возможностей. Грамотное распоряжение энергетическими и водными ресурсами, снижение уровня преступности, организация трафика городских транспортных сетей, управление сферой ЖКХ – ключевые задачи повышения экономической эффективности города, являющейся драйвером реализации проектов «умного города».

  1. Какие проекты, реализованные за последний год в Санкт-Петербурге, вы могли бы отметить и почему? Как продвигается работа над созданием портала «Наш город» и его интеграцией со смежными портальными ресурсами?

В текущем году Комитет по информатизации и связи проводит работы по нескольким проектам. Это в первую очередь модернизация официального сайта Администрации Санкт-Петербурга с целью улучшения предоставления гражданам и организациям актуальной официальной информации о городских событиях и деятельности Правительства Санкт-Петербурга, обеспечения функции по принятию и обработке обращений граждан в электронной форме, актуализации справочной информации для жителей и гостей города и т. д.

Запущен в разработку портал «Туристический реестр Санкт-Петербурга», главной задачей которого является предоставление пользователям, в том числе иностранным гражданам, достоверной информации о субъектах туристической индустрии и туристских ресурсах города.

В настоящее время подходит к завершению конкурсная процедура на выполнение работ по созданию портала «Наш Санкт-Петербург» в рамках внедрения принципов «открытого правительства» в Санкт-Петербурге для государственных нужд Санкт-Петербурга в 2013 г.

Параллельно Комитет по информатизации и связи ведет большую работу по подготовке нормативной базы, регламентирующей взаимоотношения исполнительных органов государственной власти (ИОГВ) Санкт-Петербурга, участвующих в процессе отработки обращений граждан, а также по сбору и анализу открытых данных, предоставленных ИОГВ, с целью размещения на портале.

В соответствии с конкурсной документацией в текущем году запланирована интеграция с официальным сайтом Администрации Санкт-Петербурга (gov.spb.ru), информационном порталом защиты прав потребителей (zpp.spb.ru) и другими информационными системами ИОГВ.

В будущем планируется организовать взаимодействие с общественными проектами, нацеленными на улучшение жизнедеятельности граждан Санкт-Петербурга.

  1. Насколько актуально для Северной столицы решение задачи под условным названием «умный город на самоокупаемости», какие подходы к ее решению вы считаете оптимальными?

Создание «умного города» – проект масштабный, затрагивающий все сферы городской жизни, к тому же привлекательный для инвестиций, поэтому для его реализации можно использовать формат государственно-частного партнерства, который позволяет за счет привлечения частных инвестиций освобождать бюджетные средства без снижения инвестиционной программы, перераспределять бюджетную нагрузку, выполнять программы строительства инфраструктурных объектов. Для этого необходимы инструменты оценки реализации инвестиционных планов, план комплексного развития города.

  1. Какова эффективность использования единой системы МАИС ЭГУ, на базе которой обеспечивается доступ жителей города на Неве к государственным услугам?

Межведомственная автоматизированная информационная система «Предоставление в Санкт-Петербурге государственных и муниципальных услуг в электронном виде» (МАИС ЭГУ) создана для реализации единых подходов и технологий оказания государственных и муниципальных услуг в электронном виде через региональный портал государственных и муниципальных услуг Санкт-Петербурга и на базе многофункциональных центров (МФЦ) предоставления государственных и муниципальных услуг.

Эффективность данной системы определяется по уровню проникновения государственных услуг в электронном виде и качеству их предоставления. Следовательно,  необходимо сделать государственные электронные услуги предельно доступными, простыми и удобными.

С целью повышения удобства получения государственной услуги создан портал государственных и муниципальных услуг Санкт-Петербурга (http://gu.spb.ru), который представляет собой единую точку доступа в Интернет к МАИС ЭГУ для получения информации о государственных услугах и этапах их предоставления, а также для получения государственных услуг в электронном виде и осуществления электронного взаимодействия заявителей с ИОГВ и МФЦ при предоставлении/получении государственных услуг.

В настоящее время число посетителей портала превышает 60 млн человек. Среднее количество пользователей портала составляет 175 тыс. человек в месяц. По данным статистики, количество обращающихся за получением государственной услуги в электронном виде растет: в 2012 г. среднемесячное количество электронных заявок увеличилось на 43%.

По мере совершенствования информационно-коммуникационных технологий и утверждения новых законодательных веяний МАИС ЭГУ постоянно развивается. На данном этапе реализация электронных услуг полного цикла без посещения какого-либо учреждения хотя бы единожды невозможна, так как подтверждение юридической значимости подачи документов требует личной подписи заявителя. Для реализации электронной услуги полного цикла необходимо внедрение в систему универсальной электронной карты, содержащей электронную подпись и обеспечивающей возможность получения государственной услуги без личного присутствия в органах власти.

  1. Как вы оцениваете возможность создания централизованной системы управления городскими ресурсами на базе интегрированных решений «умного города»?

Уже сегодня smart-подходы используются во многих сферах деятельности города. Нами охвачены такие сферы, как комплексная безопасность, благоустройство города, инженерные энергетические сети, жилищно-коммунальное хозяйство, транспорт и  др. Результатом их применения будет интеллектуальная интегрированная система, которая позволит управлять городом как единым целым. Задача эта комплексная, включающая в себя не только технологические, но и организационные составляющие.

  1. В полной ли мере, по вашему мнению, используются возможности информационных технологий для развития транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга и городов-«спутников»? Какие планы в данном направлении есть у городской администрации?

Эффективное управление транспортной инфраструктурой – одно из основных направлений деятельности при создании «умного города». Спутниковые навигационные технологии – ключевая часть построения интеллектуальных транспортных систем городов, они позволяют решать проблему автомобильных заторов, управлять важнейшими транспортными узлами, обеспечивать профилактику ДТП, оптимизировать транспортные потоки, намечать пути развития транспортной инфраструктуры.

В настоящее время создается государственная информационная система Санкт-Петербурга «Центр навигационно-информационного обеспечения» ИОГВ с применением спутниковых навигационных технологий ГЛОНАСС, ГЛОНАСС/ГНСС, геоинформационных и веб-технологий. Особое внимание уделяется созданию и развитию Единого навигационного центра Санкт-Петербурга как составной части ЦНИО.

Единый навигационный центр включает в себя автоматизированные системы управления дежурно-диспетчерских служб мониторинга и управления движением транспортных средств:

  • городского пассажирского транспорта;
  • уборочной техники;
  • выездных бригад скорой и неотложной помощи;
  • системы мониторинга, анализа и управления судами;
  • городского подвижного состава специального назначения;
  • сети спутниковых референсных станций для высокоточной навигации.

Дальнейшее развитие Единого навигационного центра Санкт-Петербурга предусматривает, в частности, работы по созданию и внедрению информационно-навигационных систем на основе технологий ГЛОНАСС, реализующих функции мониторинга и диспетчеризации автотранспортных средств городских и районных ИОГВ, мониторинга и предоставления сведений о состоянии и местоположении транспортных средств.

  1. Какой опыт в части создания комплексной системы безопасности в Санкт-Петербурге заслуживает распространения? Какие решения в этой сфере, реализованные в Москве и других крупных городах России, стоит, на ваш взгляд, позаимствовать?

В соответствии с Концепцией комплексной системы обеспечения безопасности жизнедеятельности населения в Санкт-Петербурге создана городская пилотная зона Комплексной системы обеспечения безопасности (КСОБ), которая состоит из следующих подсистем: автоматическая пожарная сигнализация, охранная сигнализация, автоматическое пожаротушение, контроль удаленным доступом, видеонаблюдение, тревожная сигнализация.

На текущий период КСОБ охватывает 5 861 объект социальной инфраструктуры Санкт-Петербурга. Все сигналы с подсистем КСОБ поступают в СПб ГКУ «Городской мониторинговый центр», регистрируются и передаются в экстренные службы реагирования. Сигналы с подсистем охранной и тревожной сигнализаций транслируются в отделы полиции и вневедомственной охраны, сигналы с подсистем пожарной сигнализации – в МЧС.

Все принимаемые в автоматическом режиме извещения проходят предварительную фильтрацию на предмет ложных вызовов, информация обрабатывается и направляется в адрес соответствующих реагирующих структур в электронном виде по каналам связи, что позволяет сократить время доведения информации до дежурных служб (в среднем до двух минут).

Развитие КСОБ идет в направлении передачи информации по двум независимым каналам связи: основному – через Единую мультисервисную телекоммуникационную сеть и резервному – через сеть GSM, что обеспечивает постоянный контроль объектов даже в случае неполадок одного из каналов связи.

В будущем планируется создание 3D паспорта каждого объекта социальной инфраструктуры, в котором будут отражены поэтажные планы, трехмерные схемы размещения подсистем КСОБ, инженерные системы, панорамные снимки наиболее важных помещений.

  1. Что в планах работы вашего комитета на ближайшие несколько лет? Какие проекты рассматриваются в качестве приоритетных?

Одна из приоритетных задач, стоящих на сегодняшний день перед Комитетом по информатизации и связи, – повышение качества оказания и доступности государственных услуг. Для ее решения планируется проведение работ по увеличению эффективности единой системы МАИС ЭГУ: разработка новых государственных услуг на базе МФЦ и электронных услуг на портале; оптимизация работы операторов МФЦ – сокращение времени приема документов, информирование заявителей о статусе их обращений по электронной почте и посредством SMS-сообщений; разработка он-лайн помощника на портале с учетом потребностей и целей заявителей; доработка мобильных приложений «Госуслуги Санкт-Петербурга» на платформах Android и iOS и др.

Кроме того, продолжатся работы по внедрению инфокоммуникационных технологий в сфере образования. В рамках данного направления планируется реализация следующих проектов:

  • электронное управление в сфере образования (запись в дошкольные учреждения, запись в 1 класс общеобразовательных школ, электронный дневник и т. п.);
  • организация дистанционного обучения детей-инвалидов, нуждающихся в обучении по общеобразовательным программам на дому, в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование»;
  • создание мультимедийного интерактивного интернет-ресурса по профессиональной ориентации учащихся и выпускников учебных заведений Санкт-Петербурга и др.

В настоящее время ведутся работы по созданию, эксплуатации и развитию регионального центра обработки данных (РЦОД) – в части интеграции локальных (ведомственных) систем и баз данных, централизации администрирования, хранения и обработки государственных информационных ресурсов.

Планируется реализация ряда проектов в сфере обеспечения безопасности жизнедеятельности города. В частности, создание и развитие системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб через единый номер «112», развитие и эксплуатация автоматизированной информационной системы мониторинга наркоситуации в Санкт-Петербурге, создание и развитие автоматизированной информационной системы обеспечения безопасности жизнедеятельности Санкт-Петербурга (в частности, видеонаблюдение и терминалы экстренного вызова) и системы фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения и контроля оплаты наложенных штрафов.

Следите за нашими новостями в Телеграм-канале Connect


Поделиться:



Следите за нашими новостями в
Телеграм-канале Connect

Спецпроект

Цифровой девелопмент

Подробнее
Спецпроект

Машиностроительные предприятия инвестируют в ПО

Подробнее


Подпишитесь
на нашу рассылку