Одной из центральных тем секции «Цифровые образовательные сервисы – ключ к успешному будущему, которая была организована в рамках «Дня цифровизации» на выставке «Россия» на ВДНХ, стала проблематика внедрения цифровых технологий в различных отраслях промышленности и экономики страны в целом. Эксперты пришли к выводу, что драйвером развития цифровой трансформации в различных отраслях в РФ может стать национальная программа «Цифровые кафедры», реализация которой началась в вузах России в 2022 году.
Выступивший в пленарной сессии «Дня цифровизации» председатель правительства РФ Дмитрий Чернышенко отметил, что цифровая трансформация является одной из пяти национальных целей развития страны до 2030 года и по ней уже достигнуты существенные результаты. Так, сегодня цифровая зрелость превысила показатель 74%, в прошлом году в онлайн перевели все запланированные социально значимые услуги, а затраты на ИТ превысили 540 млрд рублей. Число пользователей портала госуслуг увеличилось почти в два раза и достигло 109 миллионов человек.
О том, насколько важны информационные технологии для отраслевой экономики страны, эксперты продолжили обсуждение в рамках образовательного трека «Все профессии важны: почему в ИТ нужно разбираться и строителю, и медику». Докладчики представили цифровые кафедры и кейсы обучения цифровым компетенциям в вузах по кластерам «Медицина», «Агропромышленный комплекс», «Искусство и культура», «Финансовые услуги» и «Транспорт». В мероприятии приняли участие студенты 11 вузов.
Проект «Цифровые кафедры» был инициирован Министерством науки и высшего образования и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ.
Он направлен на создание возможностей для повышения квалификации в сфере информационных технологий среди обучающихся в университетах-участниках программы «Приоритет 2030». Цель проекта – обеспечение приоритетных отраслей экономики высококвалифицированными кадрами, обладающими современными цифровыми компетенциями. В 2022 году в проекте участвовало 114 университетов, которые реализовали более 490 дополнительных профессиональных программ профессиональной переподготовки на Цифровых кафедрах. В рамках проекта для обучения на цифровых кафедрах было зачислено более 112 тыс. студентов. К 2024 году обучение пройдут 210 тыс., а к 2030 году – 900 тысяч человек.
Как отметил замминистра цифрового развития, связи массовых коммуникаций РФ Сергей Кучушев, цель проекта «Цифровые кафедры» – дать студентам не просто цифровые компетенции, а помочь применять их в решении прикладных профессиональных задач. «Мы видим, что на сегодняшний день проект уже предоставил студентам возможность реализовать свои уникальные передовые идеи. Проект «Цифровые кафедры» продолжает развиваться. Так, в 2023 году на обучение было зачислено более 170 тысяч студентов, а наш первый выпуск составил более 86 тысяч. Мы с интересом наблюдаем за их успехами», – сказал он.
В обсуждении также приняли участие руководитель цифровой кафедры Тимирязевской академии Олег Моторин и ИТ-практик, бизнес-партнер по реализации программ, директор по развитию бизнеса в АПК компании К2Тех Александр Эдер.
О том, что информационные технологии необходимы, в частности, для развития агропромышленного комплекса РФ, подтверждают эксперты рынка. По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), сегодня сельское хозяйство находится на четвертой позиции рейтинга по перспективам внедрения новых технологий, после строительства, страхования и торговли. И по прогнозам экспертов АЕБ, благодаря цифровизации в ближайшие пять лет доход агросектора увеличится на 1,5 трлн рублей.
«Сама отрасль стремительно цифровизируется, что означает для будущих выпускников возможность занять свободные профессиональные ниши и определять развитие целых направлений в агропромышленном комплексе как с точки зрения наемного труда, так и с точки зрения предложения отраслевому рынку релевантных ИТ-решений. Главное, на что нужно ориентироваться при выборе программы цифровой кафедры – это максимальное соответствие изучаемых дисциплин и получаемых цифровых компетенций внутренним потребностям слушателя и его видению профессионального развития», – считает Александр Эдер.
По словам Олега Моторина, проект цифровых кафедр успешен и этот успех обоснован. «Во-первых, это наличие отраслевой экспертизы как у штатных преподавателей, так и у экспертов от индустриальных партнеров. Во-вторых, это взаимодействие с топовыми спикерами из ИТ-бизнеса, которые позволяют слушателям повысить бизнес насмотренность и понимание того, в каких компетенциях более всего заинтересован бизнес как работодатель или заказчик проектов. В-третьих, это возможность предоставить студентам цифровой кафедры лучшую лабораторную базу университета для проведения исследований и запуска отраслевых ИТ-стартапов. В-четвертых, это необходимость административной поддержки от руководства, что позволяет создавать больше социальных и профессиональных «лифтов» для ребят, обучающихся на программах цифровой кафедры», – продолжил он.
Говоря о Тимирязевской академии, Олег Моторин сообщил, что проект цифровых кафедр позволяет реализовывать не только образовательные продукты, но становится драйвером цифрового развития Университета: «Участие в проекте позволило нам выйти на уровень создания Исследовательского центра прикладных систем искусственного интеллекта в агропромышленном комплексе. Это создает опции для дальнейшего развития отраслевых ИТ-проектов креативных слушателей цифровой кафедры».