В условиях, когда бизнес-процессы автоматизированы, информационные системы класса ERP почти исчерпали потенциал, находить дополнительные источники повышения эффективности становится все сложнее. Эксперты рекомендуют обратить внимание на специализированные информационные инструменты, например системы управления производственными фондами, поскольку многие процессы техобслуживания и ремонта относятся к ресурсоемким, сложным для анализа. О потенциале и возможностях систем класса ЕАМ, в частности отечественных разработок, журналу Connect рассказал Аркадий Пак, ведущий аналитик дирекции «Галактика EAM» корпорации «Галактика»
– С учетом нынешней экономической и политической ситуации в стране насколько актуальными стали направления развития систем класса EAM (ТОиР)?
– В настоящее время к информационным системам класса ЕАМ усиливается интерес со стороны крупных производственных компаний. Это обусловлено прежде всего необходимостью повышения экономической эффективности предприятий. Информационные системы класса ERP почти исчерпали свой потенциал, большинство процессов уже автоматизировано, добиться дополнительной экономии становится практически невозможно. Сложившаяся экономическая и политическая ситуация заставляет обращаться к специализированным информационным решениям, которые позволяют обеспечивать детальный подход к процессам и достигать более качественного результата за счет инновационности. Среди таких систем в первую очередь стоит отметить системы управления производственными фондами, поскольку большинство процессов технического обслуживания и ремонтов являются ресурсоемкими, сложными для анализа и прогнозирования. Информационная система класса ЕАМ позволяет оценить величину потерь, связанных с остановками оборудования, проанализировать причины этих остановок, планировать и контролировать затраты на материально-техническое обслуживание, управлять трудозатратами.
Большинство проектов внедрения системы класса ТОиР еще на старте сталкивается с проблемами расчета плановой экономической эффективности, так как в учетной системе отсутствуют информация о затратах, обусловленных остановкой оборудования, и нормы на техническое обслуживание и ремонты, что исключает возможность обосновать затраты на ТОиР производственных фондов, а также рассчитать риски, связанные с ухудшением технического состояния оборудования. Эти задачи мы предлагаем решать с помощью отечественных информационных систем. Сравнительный анализ предлагаемых решений с зарубежными аналогами показывает, что при аналогичной функциональности российские предложения имеют в десятки раз более низкую стоимость внедрения и жизненного цикла информационной системы. Кроме того, статус отечественного разработчика гарантирует независимость заказчика от политической и экономической конъюнктуры на внешнем рынке. Сегодняшняя нестабильная ситуация вынуждает останавливать проекты и уже действующие информационные системы. Причина проста: при эксплуатации системы существует объективная необходимость в доработках, настройках, обновлении, при этом стоимость технической поддержки доходит до 20% стоимости проекта внедрения. Для зарубежных продуктов стоимость поддержки будет составлять 40–50% с учетом удаленности и сложности внесения изменений. Такие проекты моментально становятся убыточными, чего нельзя допустить в рамках надлежащего эффективного руководства.
– Как изменились требования со стороны заказчиков? Возможно, появилась необходимость в новых модулях, ранее не используемых?
– В настоящее время мы наблюдаем значительное изменение требований заказчика к системе, что обусловлено более глубоким пониманием процессов управления производственными фондами. Например, сейчас для ремонтной организации, осуществляющей сервисные услуги по договорам сервисного обслуживания, актуальна задача сервисного обслуживания и ремонта. Большинство процессов сервисной организации идентичны функциям ремонтной службы предприятия, однако имеются значительные отличия в процедурах оценки стоимости ремонтов, принятии решений о техническом обслуживании, взаимодействии с основным заказчиком – владельцем производственных фондов.
Вторая, не менее значимая для рынка подсистема – послепродажное обслуживание и ремонт. Актуальна данная система для производителей сложной технологичной продукции, требующей обязательного сервисного обслуживания и предупредительного ремонта. В данном случае обеспечивается информационная поддержка процессов взаимодействия производитель – эксплуатант – сервисный центр. Особенно важна такая система для оборонно-промышленного комплекса, в котором законодательно установлена обязанность производителя обеспечивать сервисную поддержку изделий. В рамках системы решаются задачи контроля выполнения плановых технических мероприятий, изменения состава продукции, логистические задачи эффективного сервисного обслуживания, наличия запасных частей и материалов, а также обеспечивается информационная поддержка выполнения обслуживания в полевых, неподготовленных условиях.
Значительную часть наших стратегических изысканий занимает система управления производственно-техническим потенциалом (ПТП) компании. В рамках непростой рыночной ситуации подобная система позволит дать оценку состояния производственной базы, готовности и выполнимости производственного заказа на новые перспективные изделия. Одна из главных задач системы управления ПТП – оценка загруженности имеющихся ресурсов и обеспечение эффективного обновления, модернизации и ремонта производственных фондов. Особенно актуальна такая задача для крупных холдингов, когда выявляется проблема неравномерности загрузки производственных мощностей и обоснованности решений по техническому обслуживанию производственных фондов.