В рамках Третьего всероссийского форума успешных цифровых практик в образовании состоялась дискуссия на тему «Искусственный интеллект: запрос на новые технологии учения и обучения». Эксперты – представители науки, бизнеса и образования – обсуждали, как развивать компетенции в эпоху распространения технологий ИИ. В частности, педагогов интересует, какие инструменты и методики образования наиболее эффективны и востребованы сегодня, когда в повседневную жизнь ворвался ChatGPT и начинается новый этап развития цивилизации.
К инструментам искусственного интеллекта в образовательной сфере присматриваются давно. Еще лет 15 назад в нашей стране на основе нейросети Персептрон Розенблатта отбирали тесты по информатике и оценивали измерительные материалы согласно уровню их сложности.
По словам профессора департамента информатизации образования института цифрового образования МГПУ Вадима Гриншкуна, специалисты убедились в том, что с такими задачами ИИ успешно справляется. В то же время в процессе контроля нейронные сети могут мешать объективно определить реальный уровень знаний, умений, навыков и компетенций ученика. Неслучайно возникла потребность в использовании системы «Антиплагиат», которая фиксирует уровень связности текста, помогающий педагогу автоматически выяснить, какой интеллект задействовал учащийся – собственный или искусственный.
Предвосхищать изменения
Колоссальный интерес к возможностям ИИ-инструментов в последнее время подогрет в том числе ресурсами ChatGPT, который стал общедоступным и ознаменовал собой переход от революции технологической к революции интеллектуальной, отметил генеральный директор компании «Мобильное электронное образование» Александр Кондаков. По его мнению, формирование интеллектуального потенциала нации – ключевая задача системы образования.
Стремительное развитие технологий привело к тому, что мозг взрослого человека предпочитает не трудиться на запоминание, а ориентироваться на то, где можно найти информацию в любой момент, как только она понадобится. Возможности инструментов ИИ специалисты обсуждают в контексте беспилотных авиационных систем и сопутствующих им технологий, которые, без преувеличения, меняют окружающую действительность (как минимум способы логистики, транспортировки).
Для того чтобы оценить масштабы происходящих перемен, надо осмыслить и понять, как функционирует новый мир, а это требует широких исследований в области социологии, культуры, философии, технологии и т. д. Среди ключевых технологических направлений, на развитии которых сосредоточены в разных странах, участники дискуссии отметили Интернет вещей, квантовые вычисления, высокоскоростной интернет-доступ, облачные технологии, разработку нейроинтерфейсов, совершенствование ИИ-инструментов и беспилотных авиасистем.
Прогнозируется, что генеративные нейросети изменят жизнь в большей степени, чем появление письменности, книгопечатания, компьютера, Интернета, поскольку возможности человека колоссально расширяются. И это необходимо учитывать при воспитании и обучении. Искусственный интеллект уже превзошел потенциал поисковиков, обрабатывает огромные объемы информации, освоил бесконечное количество языков мира, показывает свою эффективность в сфере здравоохранения, образования и т. д.
Педагогическая общественность задается вопросом, каким должен быть человек, которому предстоит жить и работать в быстро меняющихся обстоятельствах. Уже сегодня ИИ значительно поменял рынок труда – на работу приглашают специалистов по ИИ, разработчиков квантовых компьютеров, генетических инженеров, экспертов по кибербезопасности, дизайнеров и тренеров ИИ. Одна из ключевых компетенций в работе с искусственным интеллектом – правильная постановка задач (промтинг).
Бизнес предъявляет новые требования к системе образования. В арсенале современных специалистов должны быть компетенции в сфере ИИ, автоматизации бизнес-процессов. При этом повышается спрос на эмоциональные, когнитивные и социальные навыки, указывающие на способности человека быстро адаптироваться к изменениям и находить себя в новом мире.
Потребность в непрерывном профессиональном развитии размывает границы между школой, колледжем, вузом и послевузовским образованием.
Высокими темпами растет спрос на новые технологии в сфере образования. Раннее детство рассматривается экспертами как критический период личностного развития, когда закладываются основы для формирования умений быстро принимать решения. Мировые консалтинговые компании, анализирующие экономические тенденции (например, McKinsey), заостряют внимание на том, что общее образование должно быть ориентировано на развитие личности, а не на формирование объема знаний, как сегодня.
Система эффективного образования должна предвосхищать изменения в технологиях, экономике и социальной сфере, а это значит – обеспечить подготовку учащихся к работе, востребованной завтра, помочь приобрести умение решать нестандартные задачи. Участники дискуссии подчеркивали, что образование на всех уровнях должно быть междисциплинарным. Каждый выпускник должен обладать знанием языка программирования. Реализация этих емких по содержанию тезисов будет гарантировать адаптивность человека к изменениям, поможет выпускникам вузов преодолеть дефицит прикладных навыков.
Операционная система человека
Наряду с базовыми знаниями, профессиональными навыками, готовностью к проектной деятельности, решению нестандартных задач высоко ценятся эмоциональный интеллект (умение управлять собственным поведением и понимать поведение других), социальный интеллект (эффективное взаимодействие в разных ситуациях), культурный интеллект (понимание других культур и умение вести диалог с их представителями, работать в разных культурных контекстах). Все это слагаемые личностного интеллекта, позволяющего человеку учитывать опыт, ставить жизненные цели и планировать будущее. Основой саморазвития выступает личностный интеллект – своего рода операционная система человека, которая должна непрерывно обновляться.
В ходе дискуссии эксперты привели данные, согласно которым 63% работодателей готовы приглашать на работу людей со сформированным личностным интеллектом, или мягкими навыками. Подсчитано, что наличие таковых повышает производительность труда на 30%.
Образовательная метавселенная
В педагогической среде существуют опасения, что в будущем ИИ заменит собой учителя. Участники дискуссии были единодушны в том, что этого не произойдет, а разговоры на эту тему – последствия страхов перед тем, что придется осваивать неизвестное ранее, заниматься профессиональной подготовкой и непрерывным повышением квалификации. Искусственный интеллект создается человеком, и роль педагога в данном случае лишь повышается.
При наличии психолого-педагогического сопровождения, адекватного нормативно-правового обеспечения инструменты искусственного интеллекта образуют зону развития человека – помогают создать социокультурную среду или образовательную метавселенную, в условиях которой формируется современный человек.
Система образования находится в состоянии трансформации – перехода к активному использованию нейросетей. Для того чтобы эффективно применять ИИ в образовании, повседневной педагогической деятельности (учебной и внеучебной, контрольно-измерительной, методической), не обойтись без исследований, в которых участвуют не только ученые, но и педагоги.
Среди перспективных направлений таких исследований эксперты называют использование ИИ для оценки качества учебных материалов, развития целей и содержания обучения информатике (в данном случае ИИ выступает в качестве объекта обучения), для обновления дидактических материалов (ИИ как средство обучения). Кроме того, на основе инструментов искусственного интеллекта можно отбирать, унифицировать и интегрировать средства обучения.
В то же время участники дискуссии подчеркнули, что не следует переоценивать возможности искусственного интеллекта в сфере образования, например, ИИ не подходит для формирования практических навыков. Поэтому не менее важно развивать критическое мышление, чтобы адекватно оценивать результаты решения задач с использованием нейросетей, которые могут многое, но не всё.