В сентябре темы инноваций в образовании и наступления эпохи цифровой педагогики вне конкуренции. В очередной раз убедилась в этом на конференции EdCrunch, посвященной новым образовательным технологиям и методикам, алгоритмам применения ИКТ в обучении и сфере дополнительного образования.
Кульминацией трехдневного форума, который завершился на этой неделе в Москве, стала презентация Национальной платформы открытого образования, названной еще одним элементом системы высшего образования в нашей стране. Несколько слов о предыстории ее создания. В конце прошлого года по инициативе ректоров ведущих российских вузов был сформирован Совет Минобрнауки по открытому образованию, благодаря которому, в частности, появилась Ассоциация «Национальная платформа открытого образования». Реализуется платформа путем разработки портала онлайн-курсов, учрежденного восемью университетами России: МГУ, СПбГУ, СПбПУ (Политехнический университет), НИТУ «МИСиС», НИУ «ВШЭ», МФТИ, ИТМО и УрФУ.
Как ожидается, с помощью этого портала курсы, разработанные лучшими профессорами и преподавателями, будут доступны всем без исключения студентам и образовательным организациям. С появлением подобной платформы любой желающий может пройти онлайн-занятия по базовым дисциплинам, изучаемым в российских университетах. При этом, как утверждают члены Ассоциации, никаких формальных, территориальных и даже финансовых ограничений не возникнет. При условии успешного прохождения итоговых испытаний обучающийся сможет рассчитывать на получение сертификата или зачет результатов изучения аналогичной дисциплины в университете, студентом которого является.
Вузы составляют курсы для платформы открытого образования в формате МООС (Massive open online course) – широко известной в мире технологии, на базе которой можно организовать дистанционное обучение через Интернет одновременно десятков тысяч человек. В настоящее время на портале по адресу https://openedu.ru/ анонсируется 46 курсов и предоставляется возможность записаться на обучение. На днях стартуют, например, курсы по термодинамике и молекулярной физике, оптике, теоретической механике. Еженедельные занятия по указанным дисциплинам предусматривают просмотр видеолекций и выполнение тестовых заданий. Продолжительность первых двух курсов – 16 недель, третьего – 19. У желающих есть несколько дней, чтобы успеть записаться. Предлагаются курсы и по гуманитарным дисциплинам.
Сама идея онлайн-образования известна давно. В начале 2000-х Массачусетский технологический институт предоставил открытый доступ ко многим своим учебным материалам. Его примеру последовали и другие вузы. Постепенно сформировались основные принципы технологии МООС: учеба на курсах бесплатна, денег стоит только получение сертификата.
Ключевая идея российской платформы открытого образования – создать общефедеральный центр дистанционного обучения, объединив усилия ведущих вузов страны. Главное отличие отечественной платформы от зарубежных аналогов – состав курсов, которые повторяют в онлайн-формате основные образовательные университетские программы. Зарубежные платформы онлайн-обучения специализируются преимущественно на факультативных и дополнительных курсах.
Учредители платформы открытого образования обещают, что вузам, не участвующим в проекте в качестве учредителей, будет предоставлена возможность встраивать подготовленные курсы в свои образовательные программы и создавать совместные обучающие видеозанятия. На конференции EdCrunch было объявлено, что восьмерку упомянутых университетов – учредителей национальной платформы расширять не планируется.
Реализуемая идея дистанционного обучения, как и можно было предположить, обрела не только горячих сторонников, но и ярых ее противников. Пока не совсем ясно, как планируется обеспечивать и контролировать качество онлайн-обучения, какие критерии и алгоритмы применять, неизвестно, хватит ли у студентов мотивации заниматься регулярно. На мой взгляд, было бы полезно прислушаться к аргументам скептиков и противников онлайн-образования. Не для того, чтобы попытаться законсервировать привычные методики обучения или воспрепятствовать проникновению новых технологий в систему образования, что, разумеется, невозможно, а для того, чтобы содействовать успешной реализации этого проекта, избежать неоправданных расходов на создание платформы. В частности, той ее части, которая связана с процессом управления качеством: контента, процедуры аттестации и проведения итогового экзамена, разработки инструментов безопасности на основе биометрии и т. д.
Один из выводов, ставших результатом нескольких дискуссий с экспертами и историками образования в дни проведения конференции, заключается в том, что качество образования не стоит приносить в жертву массовости обучения. По выражению одного из сотрудников Института образования НИУ «ВШЭ», если к одной хорошей школе присоединить восемь посредственных, они не станут хорошими, при этом одна хорошая пропадет. Высшее образование – удел избранных, которые прошли жесткий отбор и доказали свой высокий интеллектуальный потенциал. Возможность получения высшего образования (а судя по последним тенденциям, уже «всеобщего университетского») всеми желающими, что наблюдается в нашей стране на протяжении не одного десятилетия, нивелировала ценность вручаемых дипломов и привела к снижению общей грамотности. Знаковой в этом смысле можно считать орфографическую ошибку в слове «экспериментальные», допущенную в бумажной брошюре с программой конференции EdCrunch.
Обучение требует живого общения с преподавателем, семинаров, на которых многое «постигается и закрепляется упражнением», что пока не удается обеспечить через экран монитора. Полноценное усвоение многих тем гуманитарных дисциплин возможно только путем участия в дискуссии, споре, борьбе идей «здесь и сейчас», что лишь частично реализуется в рамках видеоконференций, вебинаров или форумов на интернет-ресурсах. Способный студент, помогающий раскрыться его потенциалу преподаватель, университетская атмосфера, в которой далеко не все чувствуют себя комфортно, несмотря на проявленное усердие и время, проведенное за книгой или решением задач, – все это и задает те высокие образовательные стандарты, от соблюдения которых выигрывают государство и каждый его гражданин. Ведь только в таком случае становится возможным внедрение инноваций в систему массового обучения и образования разных слоев населения.